Основные группы показателей оценки готовности к обучению в начальной школе
В диагностике не ставится задача обеспечения полноты охвата различных показателей или отдельных элементов готовности к обучению в начальной школе. Основной задачей является определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.
Комплексный анализ различных сторон готовности первоклассника к обучению в школе с использованием многомерных методов статистики (позволяющих учесть при анализе вклад каждой составляющей из всего множества характеристик учащегося) дает возможность применять на практике более точные и разнообразные модели показателей готовности к обучению в школе, на основании которых можно прогнозировать поведение ребенка, а также выделять типичные «профили» адаптации/дезадаптации первоклассников к обучению в школе.
В ходе проекта сформированы основные группы показателей готовности к обучению в начальной школе.
Все рассматриваемые в работе показатели были разделены на два блока:
– показатели готовности первоклассников к обучению в школе;
– контекстные показатели, связанные с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся.
В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе можно разделить на три группы.
Первая группа показателей (показатели 1–3) относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т. е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличия у ребенка учебных навыков, полученных до школы.
Вторая группа показателей (интегрированный показатель 4) относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.
Дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника(показатель 5), семья как ресурс школьной успешности ребенка (показатель 6), цена адаптации (показатель 7).
Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса.
Ниже приводится описание отдельных показателей с обоснованием их использования.
1. Общее развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая общий уровень развития первоклассника и характеризующая готовность к новой для первоклассника учебной деятельности и усвоению знаний и умений. Это – один из основных показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Он отражает результат предшествующего развития ребенка. Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развития речи ребенка. Физиологически зрелые дети готовы к усвоению школьных требований. Психофизиологическая зрелость характеризуется созреванием мозговых структур, нервных центров (психологических и нейропсихологических возможностей, которые лежат в основе усвоения школьной программы).
При определении психофизиологической и интеллектуальной зрелости учитываются результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребенка, экспертных оценок и фиксации наблюдений учителей и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).
2. Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой. Данный показатель отражает состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
3. Наличие учебных навыков у ребенка. Этот показатель отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Данный показатель определяется и фиксируется учителем. Наличие больших различий в учебных навыках детей класса, создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.
Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно если они попали в сильный класс).
4. Индивидуально-личностные особенности ребенка. В этом показателе нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика), социальной зрелости (например, особенности поведения, коммуникативность) и эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями), а также те, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип реагирования на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка (восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это или плохо).
Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения. Диагностика даст представление об уровне эмоционального напряжения и зонах конкретного неблагополучия ребенка. Полученные данные позволят выделить базовые отношения к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также позволят определить адаптационный потенциал ребенка при поступлении в школу и использовать его для оказания поддержки ребенку.
5. Здоровье первоклассника (формируется на основе данных из медицинских карт первоклассника и реальных жалоб ребенка на состояние здоровья, зафиксированных в школе). Уровень здоровья рассматривается как интегральный показатель, определяющий адаптационный ресурс ребенка.
6. Семья как ресурс школьной успешности ребенка. Интегральная оценка стратегий родительского поведения. В данный показатель выделяются факторы, связанные с подготовкой ребенка к школе, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, социальные установки, материальное положение семьи. Все эти данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.
7. Ресурсы и цена адаптации - интегрированный показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым параметром для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжения ребенка и ухудшение его здоровья.
В качестве контекстных показателей, которые используются для объяснения полученных результатов в ходе обследования первоклассников, были выделены следующие:
1. Характеристики начальной школы в общеобразовательных учреждениях (например, основания для приема в 1 классы общеобразовательного учреждения).
2. Характеристики классов (например, число учащихся в классе).
3. Характеристики учащихся: демографические характеристики первоклассников, участвовавших в эксперименте (возраст, пол); отношение первоклассников к школе.
4. Характеристики учителей: демографические характеристики учителей (пол, возраст); профессиональные характеристики (образование, стаж, квалификационный разряд).
5. Особенности образовательного процесса: учебно-методический комплект, по которому обучаются классы; трудности в работе учителя (количество учеников, испытывающих трудности в понимании русской речи, причины трудностей в обучении и др.).
6. Информация о семьях учащихся (уровень образования родителей учащихся; образовательная и культурная среда дома; финансовое положение семей учащихся).
Данные, полученные при формировании этих показателей, могут быть использованы широким кругом лиц:
- учителями для определения общего уровня развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровня их самостоятельности, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой (например, умеют ли они выделять звуки в словах; понимают ли условие задачи); для выделения группы риска (тех детей, у которых возникнут сложности на начальных этапах обучения) и оказания им индивидуальной помощи с учетом полученных результатов и др.;
- родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе;
- психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником;
- специалистами в области педагогических измерений (например, для выделения типов готовности к обучению в школе и типов адаптации);
- администрацией школы.