Асоциальное (аморальное) поведение.
Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, родяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.Антисоциальное (делинквентное) поведение.Поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет): хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги. утодеструктивное (саморазрушительное) поведение.Отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику. 2.1 Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения
Культурно-досуговая деятельность двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми. Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотекаю. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому тво. Важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание (встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.
Следующее - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Основных сторон культурно - досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Работа по привлечению молодежи к общественной жизни, улучшению социальной ситуации способствует ряд мероприятий проводимых в течение всего года отделом образования и спорта администрации города Благодаря социальным проектам выстраивается отработанная цепочка тесного сотрудничества инициативной молодежи с представителями исполнительной и законодательной власти, представителей бизнеса, населения, привлечения молодежи проблемам своего района.
Одним из главных пунктов работы учреждений спортивной направленности является привлечение учащихся школ, находящихся в «группе риска», к занятиям физкультурой и спортом. В течение года проводятся туристические походы, выезды, экскурсии .
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники..2 Возрастные особенности первоклассников Младший школьный возраст (с 6 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. С одной стороны, как дошкольник, он отличается подвижностью, непосредственностью, импульсивностью поведения, неустойчивостью внимания, общей недостаточностью воли, отчетливым проявлением в поведении типологических свойств.С другой стороны, у младшего школьника формируются характерологические свойства, новый уровень потребностей, позволяющий ему действовать, руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствами, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к миру, дифференцируются способности, формируется внутренняя позиция школьника.Трудности в воспитании младших школьников, вероятно, вызваны тем, что многие взрослые воспринимают их как маленьких детей, готовых исполнять любое требование, и ожидают от них запрограммированного поведения.Если этого не происходит, взрослые удивляются, недоумевают, раздражаются, пугаются, впадают в отчаяние. Качество их переживаний определяется степенью рассогласованности между ожиданиями и реальностью. Школьная дезадаптация и ее последствияШкольная дезадаптация – «невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемому данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» Чаще всего школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях поведения. Так же школьная дезадаптация определяется как «образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений» со сверстниками и педагогами, «психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии» Среди основных причин школьной дезадаптации выделяются следующие: Отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему.Неблагоприятная материально-бытовая или/и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или гиперопека.Негативное влияние окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков.Деформация общественных и нравственных идеалов, превосходство обогащения над самореализацией, обстановка пропаганды насилия, вседозволенности.Тяжелые физические заболевания, различные нарушения психики, акцентуации и патологии личности, патологическое протекание возрастных кризисов, задержка психического развития.Таким образом, все выделенные факторы, способствующие школьной дезадаптации, подразделяются на школьные, семейные, микросоциальные, соматические и психические ю Адаптация детей к школе – это процесс активного приспособления ребёнка и в исследованиях некоторых авторов выделено 3 уровня адаптации:
Параметры (переменные) | Высокий уровень адаптации | Средний уровень адаптации | Низкий уровень адаптации |
Отношение к школе. | Положительное и требования воспринимаются адекватно. | Положительное, нет отрицательных переживаний. | Отрицательное или индифферентное, частые жалобы на здоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины. |
Усвоение учебного материала. | Усваивается легко, полно и глубоко, решает усложненные задачи. | Понимает материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание. Сам решает типовые задачи. | Материал усваивает фрагментарно. Возникают трудности с решением типовых задач. |
Самостоятельная работа. | Прилежен, внимателен, не нуждается во внешнем контроле, готовится ко всем урокам. | Сосредоточен и внимателен, но при контроле взрослых или интересном задании, почти всегда учит уроки. | Интереса не проявляет, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно, сохраняет работоспособность при длительном отдыхе. |
Статусное положение. | Благоприятный статус. | Дружит со многими одноклассниками. | Близких друзей нет. Не знает фамилии и имена учащихся в классе. |
Остановимся и на задачах психолого-педагогического сопровождения школьников в этот период:—создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);— повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;— адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников. Основные направления работы:1. Консультирование и просвещение педагогов, предполагающее как собственно психологическое консультирование по запродам, так и совместную психолого-педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам. Отдельный аспект—консультирование педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации.2. Консультирование и просвещение родителей.3. Психологическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности. Проблемы младшего школьного возрастаС первым приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно из дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности – отношение взятой на себя ответственности. Они, как правило, специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на годы вперед. Организуется рабочее место, ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий. Так, в одном семействе детям для исполнения домашних заданий давали специально определенное время, тем самым строго контролируя их деятельность. Заведенный будильник ставился перед ребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка довольно быстро приучили детей контролировать себя во время работы и не отвлекаться на постороннее.Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, почувствовать, что значит «делу – время, потехе – час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. Важно не забывать сопровождать педагогический и психологический процессы сбалансированным питанием, прогулками на свежем воздухе и витаминотерапией.Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка – мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание – и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье.Алгоритм преодоления эмоционального отвержения ребенка:1. в начале обнаруживаются положительные черты характера и успешной деятельности (ресурсы личности) у родителя того же пола, что ребенок, но в возрасте его ребенка. Эти ресурсы личности родителя получают позитивную поддержку со стороны ребенка и другого супруга. 2. ресурсы родителя в возрасте его ребенка, сравниваются с положительными качествами самого ребенка на сегодняшний момент и между ними консультант организует обмен психическими чувствами, после чего их обоих поддерживает другой супруг.
3. родитель с ребенком обнаружившие сходства характеров решают, что они могут совместно сделать много интересного, полезного, друг для друга и для семьи сейчас, и на основе этого решения формулируется домашнее задание. Далее, аналогичная последовательность действий повторяется с другим родителем и этим же ребенком при поощрении их со стороны первого супруга уже прошедшего этот алгоритм. Обнаружение сходств характеров и сходств в сфере деятельсти, с обнаружением потенциально успешных совместных действий повторяется на втором-третьем занятиях с обнаружением все большего числа сходств. Положительный результат проверяется на основании впечатлений членов семьи друг о друге, а так же психологической диагностикой обращающийся к бессознательной сфере: ЦТО, «Кинетическим рисунком семьи». Этими тестами необходимо установить появление позитивных эмоциональных реакций друг на друга и возникновение благоприятной семейной ситуации. Косвенными признаками преодоления отвержения друг друга, является уменьшение степени выраженности, или полное преодоление аномальных стилей воспитания, диагносцируемых с помощью соответствующих тестов (PARI), АСВ, Варга-Столина). При длительном эмоциональном отвержении ребенка (в том числе с момента его рождения) для преодоления эмоционального отвержения могут быть применены директивные методы психотерапии – категорический одномоментный запрет родителям на выражение в адрес ребенка отрицательных чувств на его критику; предписание – проявлять ласку к ребенку, поддерживать все его успешные дела, и тем самым, стимулировать его деятельность и повышать самооценку; изучать способности ребенка, его задатки. Директивные методы требуются для достижения быстрого первоначального положительного эффекта, так, чтобы в первую очередь, ребенок почувствовал себя лучше и уже на этом фоне проводить описанный выше не директивный алгоритм консультирования.