Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1
Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.
Упражнение 2 развитие связности движений при написании букв. Целесообразно буквы л, я предложить написать за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги, а букву м предложить написать за два движения (л + последний элемент). На последней строчке стоит повторить написание за одно движение букв а, б, д.
Упражнение 3 закрепление правила написания буквосочетаний жи – ши. Выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания жи – ши в написанных словах нужно подчеркнуть. Вариант выполнения: в сильном классе можно усложнить работу, предложив прочитать еще и стихотворение на доске, выписать из него слова с нужными сочетаниями.
Кружится снежинка,
Будто в ней пружинка:
Вниз всё медленней плывёт...
Вот и кончился завод.
М. Яснов
Дополнительное задание: подобрать еще несколько слов на отрабатываемое правило, записать эти слова под диктовку учителя.
Упражнение 4 закрепление правила написания буквосочетаний ча – ща. Выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания ча – ща в написанных словах нужно подчеркнуть. Составленные слова: свеча, пища, туча, роща, дача, чаща, чаша, щавель, часы. Дополнительное задание: придумать с составленными словами предложения, несколько самых интересных записать под диктовку учителя.
Упражнение 5 работа с деформированным текстом, впервые начатая на 18 уроке. Выполняется фронтально, поскольку последовательность действий еще требует максимальной проработки, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Алгоритм работы точно такой же, как в уроке 18. Хорошо, если учащиеся сами обратят внимание на особую интонацию последнего предложения и предложат поставить восклицательный знак в конце этого предложения, в случае необходимости учитель помогает им прийти к этому выводу. Завершается работа обязательной проверкой: текст прочитывается еще раз целиком и оценивается целесообразность сделанных изменений. Учителю нужно обязательно подойти к слабым учащимся и проверить, сделали ли они необходимые изменения, т.к. без этого невозможно правильное выполнение следующего упражнения.
Упражнение 6 закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложненных условиях. Выполняется письменно самостоятельно. Особое внимание нужно обратить на написание слов рассердилась, пришёл. Учащиеся должны сделать следующую запись:
Один раз у меня картошка пригорела. Мама очень рассердилась. Тут Лёнька пришёл. Начал он картошку есть. Всё съел и не сказал, что невкусно. Вот это настоящий друг!.
Вариант выполнения: в очень слабом классе проводится фронтально с параллельной записью на доске. В ходе работы четко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно предложить учащимся подчеркивать знак конца предложения и заглавную букву в начале.
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
___________
Урок 22
Задачи урока: анализировать текст, в котором информация дана в неявном виде (Мария Валерьевна, это термин из программы стандартов «Работа с информацией»); провести письменный опрос, в котором ученики продемонстрируют моральную самооценку (без обсуждения полученных результатов); закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить правило переноса слов.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) организует наблюдение над текстом, в котором информация дана в неявном виде. Выполняется фронтально. Текст и вопросы читает учитель. В процессе обсуждения необходимо подвести учеников к мысли о том, что в некоторых случаях человек, не получая четких словесных предписаний, догадывается о мыслях и желаниях собеседника. В данном стихотворении герой угадывает желание мамы и совершает поступки, которые оцениваются мамой словами: «Волшебник ты мой!» Следует предложить ученикам вспомнить ситуации из их личного опыта, когда они «угадывали» желания родных или друзей. Возможно, в ответах учеников прозвучат ситуации, похожие на те, что описаны в стихотворении: в любом случае необходимо выслушать учеников, спросить, как они догадались о том, что хотят их близкие, какие поступки они совершили. Если позволяет время и уровень подготовленности учащихся, можно предложить для обсуждения дополнительные ситуации, например: пожилой соседке, которая живет на девятом этаже, трудно каждый день ходить в магазин за хлебом и молоком; бабушка любит получать на праздники поздравительные открытки; старший брат уже несколько дней не может найти нужную вещь и т.п. Необходимо, чтобы в процессе обсуждения этих и подобных ситуаций ученики пришли к выводу о том, что поведение другого человека часто подсказывает, что нужно сделать, чтобы самому «стать волшебником»: быть доброжелательным и внимательным к людям, готовым к сотрудничеству и дружбе, способным оказать помощь тем, кто в ней нуждается (личностные универсальные учебные действия).
Упражнение 2 (язык) предлагает ученикам на основе приведенных характеристик продемонстрировать моральную самооценку. Несмотря на значок «если осталось время», обязательно проводится во всех классах. Рекомендуется раздать ученикам заранее подготовленные листы, на которых указаны их фамилия и имя. Затем ученики, опираясь на предложенные в учебнике слова-подсказки, выписывают в листы те из них, которые характеризуют каждого ученика. Можно дополнить предложенную формулу «Я….» предложением, которое вписывает в каждый лист учитель: «А иногда я бываю….». Подобная работа направлена на выявление моральной самооценки учащихся. Ни в коем случае результаты этой работы не должны быть озвучены ученикам (перед началом выполнения упражнения учитель может сказать: «Ребята, а теперь я вам раздам листы, на которых вы запишете, опираясь на слова-подсказки, то, какие вы, какими вы себя считаете. Обещаю вам, что ваши ответы прочитаю только я, и никто, кроме меня, их не увидит»). Результаты выполнения упражнения рекомендуется разместить в портфолио учеников. Умение задавать вопросы к словам («какой?», «какая?») проверяется устно фронтально.
Упражнение 3 (язык) на примере пословиц учит выявлять информацию, данную в неявном виде, закрепляет порядок действий при списывании. Выполняется фронтально. Следует предложить выписать ученикам любую пословицу, т.к. выбор той или иной пословицы будет демонстрировать моральные ориентиры ученика. Упражнение требует тщательной проработки в классах, где ученики испытывают трудности в изучении или освоении русского языка (русский язык неродной).
Упражнение 4 (язык) закрепляет умение задавать вопросы к словам. Проводится аналогично упражнениям из предшествующих уроков. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться.
Упражнение 5 (язык) повторяет правило переноса слов. Предлагается для самостоятельной работы сильным ученикам. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. При фронтальном проведении следует выбирать слов двух- и трехсложные слова.