Основными показателями гиперактивности являются….
Требования
По курсу «Специальная педагогики» ОЗО
1. Реферирование литературных источников по предлагаемым темам.
2. После основного текста оформить глоссарий по данной теме. (50 определений)
3. Первая часть к.р. – История вопроса (характеристика направления, авторы). Вторая часть – описание конкретных методов и приемов, применяемых в данном психокоррекционном направлении.
ВОПРОСЫ к экзамену «СПЕЦИАЛЬНАЯ педагогика»
1. Специальная педагогика в системе наук о человеке.
2. Объект, субъект, предмет, задачи, основные понятия специальной педагогики.
3. Методологические основы специальной педагогики.
4. Из истории становления специальной педагогики.
5. Система специальных образовательных услуг.
6. Классификации отклонений в развитии детей.
7. Портрет агрессивного ребенка; как ему помочь.
8. Портрет гиперактивного ребенка. Как помочь гиперактивному ребенку.
9. Взаимодействие со слабовидящими и слепыми, слабослышащими и глухими детьми.
10. Ребенок с задержкой психического развития.
11. Как помочь ребенку с речевыми нарушениями.
12. Как помочь ребенку с нарушениями письменной речи.
13. Как помочь ребенку с нарушениями пространственной ориентации, ритма, излишней медлительностью.
14. Как помочь школьнику с дефицитом самостоятельности и внимания.
15. Преодоление застенчивости, тревожности и страхов у младших школьников.
16. Взаимодействие с младшими школьниками, испытавшими и испытывающими на себе жестокое обращение со стороны сверстников и взрослых.
17. Бродяжничество и воровство. Пути предупреждения и преодоления.
18. Школьная система специального образования.
19. Интеграция общего и специального образования.
21. Современные требования к коррекционно-развивающему уроку.
22. Специфика коррекционно-развивающей деятельности.
23. Средства коррекционно-развивающей деятельности.
24. Методы, формы и технологии специального воспитания и обучения.
25. Государственная политика в области специального образования. Нормативные документы и постановления, отражающие политику государства по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
26. Организация коррекционно-развивающего образования за рубежом.
27. Специфика обучения и воспитания социально-депривированных детей.
Вопросы
1. Дать определение понятиям «психокоррекция», «педагогическая коррекция».
2. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
3. Методы профилактики и коррекции отклонений в психическом развитии детей.
4. Закономерности психического развития человека.
5. Диагностика и коррекция при умственной отсталости.
6. Виды отклоняющегося развития.
7. Диагностика и коррекция детей с нарушениями слуха.
8. Психология умственно отсталого ребенка.
9. Диагностика и коррекция детей с нарушениями зрения.
10. Образование детей со слабовыраженными отклонениями в развитии.
11. Диагностика и коррекция слепоглухонемого ребенка.
12. Образование детей с нарушениями слуха.
13. Диагностика и коррекция детей с ние нарушениями речи.
14. Образова детей с нарушениями зрения.
15. Диагностика и коррекция детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.
16. Образование детей с нарушениями речи.
17. Диагностика и коррекция детей с синдромом раннего детского аутизма.
18. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.
19. Диагностика и коррекция детей с дисгармоническим складом личности.
20. Образование детей с синдромом раннего детского аутизма.
21. Диагностика и коррекция слепоглухонемого ребенка.
22. Образование детей с дисгармоническим складом личности.
23. Диагностика и коррекция детей со сложными нарушениями развития.
24. Образование слепоглухонемого ребенка.
25. Диагностика и коррекция детей с синдромом раннего детского аутизма.
26. Образование детей со сложными нарушениями развития.
27. Диагностика и коррекция детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.
28. Основы психологической диагностики.
29. Диагностика и коррекция при умственной отсталости.
30. Психологическая служба в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
31. Диагностика и коррекция детей с нарушениями слуха.
32. Основные принципы коррекционной работы.
33. Главные функции коррекции.
34. Цели и задачи педагогической и психокоррекции детей и подростков.
35. История зарождения и становления учения о проблемах отклоняющего развития.
36. Виды нарушений развития и их причины.
37. Методы диагностики детей с отклонениями в развитии.
38. Требования к составлению коррекционных программ.
39. Оценка эффективности данного вида работы.
40. Педагогические методы коррекции.
41. Коррекция активно-волевых дефектов.
42. Коррекция страхов, застенчивости, рассеянности.
43. Коррекция навязчивых мыслей и действий.
44. Самокоррекция.
45. Специально-педагогические методы.
46. Методы коррекции через труд.
47. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
48. Психокоррекционные и психотерапевтические методы воздействия при отклонении в развитии.
49. Особенности семей воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
50. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей и подростков с ограниченными возможностями.
51. Особенности организации коррекционных мероприятий с данным контингентом семей.
52. Методы коррекции детско-родительских и семейных отношений.
53. Политика государства в области соц. защиты детей с отклонениями в развитии.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Вариант 1
1. Профилактика неуспеваемости школьников с ослабленным зрением.
2. Семейное воспитание детей с особыми образовательными потребностями.
3. Кукла как средство коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
4. Изобразительное искусство как средство развития речи, чтения и письма у детей с особыми образовательными потребностями.
5. Воспитание и обучение детей со сложными нарушениями в развитии.
6. Игра как средство развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.
7. Фонематическая ритмика как средство формирования речи слабослышащих детей.
8. Преодоление детской застенчивости.
9. Профессиональная реабилитация учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
10. Образование как средство реабилитации, возвращения к полноценной самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
11. Помощь семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
12. Содружество школы и семьи в воспитании проблемного ребенка.
13. Учитель как личность и профессионал в коррекционно-развивающем образовании.
Студент имеет возможность предложить свою тему для исследования, согласовав её с преподавателем.
Вариант 2
1. Особенности обучения слабовидящих детей в условиях общеобразовательной школы.
2. Интеллектуализм как несбалансированность психических процессов.
3. Вербализм как дисбаланс в развитии психических процессов.
4. Преодоление детской застенчивости.
5. Предупреждение и преодоление детских страхов.
6. Тревожные дети. Причины детской тревожности, ее коррекция.
7. Дети с повышенной двигательною активностью. Способы взаимодействия с ними.
8. Невнимательность и пути ее коррекции на уроках и во внеурочное время.
9. Коррекция нарушений пространственной ориентации.
10. Дети с дефицитом самостоятельности.
11. Специфика обучения и воспитания леворуких детей.
12. Речевые нарушения и пути их преодоления у подростков.
13. Нарушения чтения и пути их преодоления на уроках профилирующих дисциплин.
14. Нарушения письменной речи и пути их преодоления на уроках профилирующих дисциплин факультета.
15. Развитие фонематического слуха как необходимого условия грамотного письма и правильной речи.
16. Педагогическая диагностика отклонений в развитии школьника.
17. Профилактика бродяжничества среди детей.
18. Жестокое обращение с детьми. Взаимодействие с детьми, испытавшими тот или иной вид насилия как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.
19. Игры для родителей с аномальными детьми.
20. Агрессивные дети. Как помочь агрессивному ребенку.
21. Детское упрямство.
22. Индивидуальная программа педагогической поддержки воспитанника с отклонениями в развитии.
23. Медлительные дети. Как помочь медлительному ребенку.
24. Социально-депривированные дети. Взаимодействие с детьми детских домов, интернатов, приютов, детей - сирот.
26.Одаренныедети. Реализация возможностей и способностей детей в условиях специальной и общеобразовательной школах.
27. Работа с родителями одаренных детей.
Студент может предложить свою тему реферата, согласовав ее с преподавателем.
ВИДЫ САМОКОНТРОЛЯ
Тест
Вариант 1
1.А) Разделы общепедагогической направленности обучения и воспитания детей с проблемами в развитии – это……….
Б) Отрасли специальной педагогики – это…….
Варианты ответов:
1) сурдопедагогика, 2) общие основы педагогики, 3) олигофренопедагогика, 4) теория воспитания, 5) дидактика 6) тифлопедагогика, 7) логопедия, 8) управление образовательными системами, 9) педагогика воспитания детей с комплексными нарушениями психофизического развития, 10) история образования и педагогической мысли, 11) педагогика воспитания детей с задержками психического развития, 12) педагогика воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 13) педагогика воспитания детей с психопатическими формами поведения, 14) тифлосурдопедагогика.
2.Понятия: предмет – это…… , субъект – это ………, объект – это…… .
Варианты ответов:
а) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен, б) теория и практика специального образования, в) человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, с особыми образовательными потребностями.
3.А) Задачи специальной педагогики:…………….
Б) Задачи практики: …………..
Варианты ответов:
1) разработка теоретических основ образования детей с проблемами в развитии; 2) умственное воспитание детей с особыми нуждами; 3) изучение педагогических закономерностей развития детей в условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности; 4) трудовое воспитание детей с особыми образовательными потребностями; 5) разработка системы профилактических мер по предупреждению аномального детства; 6) повышение эффективности процесса социализации детей с аномальными развитием на разных этапах их развития; 7) разработка образовательных коррекционно-педагогических, компенсационных и реабилитационных программ образования детей с ограниченными возможностями; 8) нравственное воспитание ребенка с проблемами в развитии; 9) разработка новых технологий воспитания, обучения аномальных детей; 10) внедрение результатов научных исследований в практику обучения и воспитания детей с особыми нуждами; 11) правовое воспитание детей с проблемами в развитии; 12) обоснование педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; 13) изучение существующих педагогических систем образования лиц с особыми образовательными потребностями; 14) разработка программ профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации подростков с ограниченной трудоспособностью.
4.А) Общие методы исследования аномальных детей:………….
Б) Частные методы педагогического исследования:………………
Варианты ответов:
1) наблюдение, 2) исследование слуха, 3) опрос, 4) исследование произносительной стороны речи, 5) исследование познавательных способностей ребенка, 6) беседа, 7) анкетирование, 8) исследование зрения, 9) педагогический эксперимент, 10) исследование уровня развития речи, 11) социометрия, 12) анализ результатов деятельности, 13) исследование социальной ориентировки слепых.
5.А) Дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации – это …….
Б) дети, имеющие негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У них отмечается слабая готовность к школе, общая познавательная пассивность, замедленный темп усвоения учебного материала, увеличение сроков усвоения материала школьной программы – это ……….
Варианты ответов:
1. дети с трудностями в обучении,
2. дети группы риска,
3. дети с задержкой психического развития.
6.1) Абилитация – это …… , 2) коррекция – это …… , 3) социальная адаптация – это ….. , 4) компенсация – это …….. , 5) социальная реабилитация – это ………. , 6) интеграция – это…… .
Варианты ответов:
а) Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, в целях достижения положительного результата в процессе обучения, воспитания, развития; б) приведение индивидуального, группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей; в) возмещение, замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма; г) восстановление пригодности, способности в медико-педагогическом значении, т.е. включение ребенка с проблемами в развитии в общественную жизнь и труд на уровне его психофизических возможностей; д) объединение, восстановление связей, развитие процесса сближения детей с проблемами в развитии в единую систему обучения, воспитания, жизнеобеспечения; е) формирование умений и навыков, которые позволяют курировать вторичные отклонения у ребенка с проблемами в развитии.
7.Качества (назвать три), преобладающие в характеристике названного типа
проблемного ребенка (подростка):
1) трудновоспитуемый……. 2) труднообучаемый…… 3) социально запущенный …… 4) педагогически запущенный…….. 5) с патологией психических качеств……. 6) беспризорный ……….
Варианты ответов:
а) плохая память; б) девиантная общественная активность; в) отрицательное отношение к учебе; г) проблемная семья; д) слабое физическое здоровье; е) участие в асоциальной группе; ж) преобладание материальных интересов; з) неприятие воспитательных воздействий; и) яркий индивидуализм, эгоцентризм; к) проявление жестокости и агрессии; л) сильная воля; м) отсутствие самостоятельности; н) неприглядный внешний вид; о) употребление алкоголя, наркотиков; п) асоциальные взгляды, установки; р) конфликтность?
Ответ: 1) . . . , 2) . . . , 3) . . .
8.А) Первичные дефекты:………..
Б) Вторичные дефекты (теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта): ………..
Варианты ответов:
1) повреждение слухового анализатора,2) повреждение зрительного анализатора, 3) немота, 4) дефект органического повреждения мозга, 5) нарушение пространственной ориентировки, 6) нарушение познавательных процессов, 7) нарушения звукопроизношения, 8) нарушения анатомических особенностей артикуляционного аппарата.
9.А) Дети, имеющие сниженный слух, - это . . . дети.
Б) Дети, имеющие остаточный слух, - это . . . дети.
В) Дети, потерявшие слух, но сохранившие речь, - это . . . дети.
Варианты ответов:
1.) позднооглохшие, 2.) глухие, 3.) слабослышащие.
10. К группе социально-депривированных относятся …
Варианты ответов:
1) педагогические запущенные дети; 2) агрессивные дети; 3) дети, подвергшиеся физическому насилию; 4) дети, не имеющие места жительства; 5) аутичные дети, 6) дети приютов, 7) сироты, 8) дети, утратившие интерес к учению; 9) дети из асоциальных семей, 10) дети, подвергшиеся сексуальному насилию.
11.В названных типах социально-воспитательных институтов:
1) школа…. , 2) приемник – распределитель……., 3) кинотеатр……., 4) психолого-педагогическая медицинская служба….., 5) интернатное учреждение……., 6) центр трудоустройства….., 7) детский приют….., 8) физкультурно-оздоровительный центр……., 9) семья……., 10) больница……., 11) комиссия по делам несовершеннолетних.,…….. - преобладают следующие функции:
Варианты ответов:
а) воспитание; б) адаптация; в) реабилитация; г) социализация; д) психокоррекция; е) лечение, медицинская помощь; ж) психологическая консультация; з) психотерапия; и) физическое развитие, здоровье; к) профориентация; л) профилактика; м) охрана прав ребенка; н) обучение (просвещение).
12. Для ребенка, который: 1) убежал из дома (адрес неизвестен)….., 2)имеет диагноз «Задержка психического развития»…… , 3) лишился ноги в автопроисшествии….., 4) второгодник, кандидат на третий год…., 5) неуправляемый дезадаптант, поведение на грани нарушения закона, но суд не принимает дело к рассмотрению (нет фактов), подходят следующие типы и виды образовательных учреждений:
Варианты ответов:
а) коррекционная школа или класс; б) комиссия по делам несовершеннолетних; в) приемник-распределитель; г) социальный приют; д) детский дом; е) санаторная школа; ж) специальное профессиональное училище; з) учебно-курсовой комбинат.
13.Отклонения в развитии возникают под влиянием 3 групп факторов:
социогенные,биогенные, психогенные .
А) Социогенные факторы – это ……….
Б) Биогенные факторы – это……….
В) Психогенные факторы – это ……….
Варианты ответов:
1) неблагоприятная наследственность; 2) чрезмерная любовь к детям (ребенок - кумир); 3) противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием; 4) экономическое неблагополучие семьи; 5) родовые травмы; 6) безнадзорность в семье; 7) перегрузка в школе; 8) противоречия между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения; 9) слабая база для проведения досуга по месту жительства; 10) перенесенные болезни; 11) влияние средств массовой информации; 12) отсутствие трудового воспитания в семье; 13) противоречия между приобретенными знаниями и возрастными особенностями; 14) отсутствие доверительных отношений учителей с учениками; 15) отрицательный пример родителей; 16) участие в неформальных объединениях молодежи; 17) авторитарное воспитание в семье.
14.Умения, НЕ существенные для педагога, работающего в сфере коррекционно-развивающего образования:……….
Варианты ответов:
1) выявить отклонения в развитии ребенка; 2) провести педагогическую диагностику отклонения; 3) определить общие и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания; 4) овладеть педагогически целесообразными формами, методами и средствами воспитания и обучения коррекционно-развивающей работы с детьми; 5) создать и поддержать психологически комфортную коррекционно-развивающую среду жизнедеятельности детей; 6) предупредить возникновение нарушений в развитии вторичных дефектов; 7) эффектно выглядеть; 8) планировать отдельные виды коррекционной работы; 9) проводить проблемный урок в быстром темпе; 10) профессионально взаимодействовать с работниками образовательных учреждений и родителями для обеспечения координации педагогического воздействия на ребенка в рамках целостного педагогического процесса.
15.Дети а) с незначительными отклонениями от нормы…….., б) с задержкой психического развития……, в) с диагнозом «детский церебральный паралич»……., г) с диагнозом «энурез»…….., д) умственно отсталые глухие или слабослышащие……. е) умственно отсталые слепые или слабовидящие;
ж) слепоглухие…….., з) глухие слабовидящие…….могут обучаться в следующих типах образовательных учреждений:
Варианты ответов:
1) общеобразовательная школа, 2) гимназия, 3) лицей, 4) школа для слепых, 5) коррекционный класс общеобразовательной школы, 6) школы для глухих, 7) интегрированный класс общеобразовательной школы, 8) специальная (коррекционная) школа, 9) школы для слепоглухих.
16.Условия успеха в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития – это ……
Варианты ответов:
а) контакт с семьей; б) трудотерапия; в) комплексность воздействий на эмоционально-волевую, сенсомоторную, интеллектуальную сферы; г) предъявление требований; д) замечания (выговоры); е) щадящий режим.; ж) задания с опорой на образцы; з) многократные указания и упражнения.
17.А) Общедидактические принципы – это ………..
Б) Принципы специального образования – это …….
Варианты ответов:
1) принцип научности; 2) принцип социально-адаптирующей направленности образования; 3) принцип наглядности; 4) принцип личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании; 5) принцип педагогического оптимизма; 6) принцип нормативности и открытости образовательных перспектив; 7) принцип прочности знаний; 8) принцип доступности; 9) принцип успешности учения в условиях преодоления посильных трудностей; 10) принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании; 11) принцип систематичности и последовательности; 12) принцип равноправного партнерства с семьей; 13) принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; 14) принцип активности и сознательности; 15) принцип развития мышления, языка и коммуникации; 16) принцип ранней педагогической помощи.
18.Виды педагогический поддержки в усвоении знаний детьми в классах компенсирующего обучения (пять наиболее значимых для коррекции усвоения знаний).
Варианты ответов:
1) обучение без принуждения; 2) урок как система реабилитации, в результате чего каждый ученик чувствует и сознает себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; 3) адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; 4) комплексное воздействие на все сферы психики в процессе обучения; 5) использование опорных сигналов, разнообразной наглядности; 6) определение понятий по установленному образцу, применение алгоритмов; 7) взаимообучение, диалогические методики, групповой и коллективный способы обучения; 8) упражнения; 9) оптимальный темп обучения с позиции полного усвоения.
19.Требования кА) содержательной……….
Б) психологической сторонам коррекционно-развивающего урока……..
Варианты ответов.
1) усиление практической направленности учебного материала; 2) доброжелательность в общении; 3) соблюдение необходимости и достаточности в определении объема знаний; 4) создание ситуации успеха в преодолении трудностей; 5) социально-личностная ориентированность; 6) положительный психологический климат на уроке; 7) воздействие на все возможные органы чувств в учебном процессе с учетом индивидуальных особенностей ребенка; 8) выделение существенных признаков и причинно-следственных связей в содержании изучаемого материала; 9) терпение и вера в возможности и способности ученика с проблемами в развитии и поведении. 10) опора на жизненный опыт ребенка.
Ответ: А) . . . , Б) . . . .
20.Причины неуспеваемости школьников, имеющие непосредственное отношение
А)к детям с нормальным развитием …………
Б) к детям с задержкой психического развития…….
Варианты ответов:
1) недостатки в учебно-воспитательной работе учителя, 2) недостаточное внимание к развивающей стороне обучения, 3) незрелость эмоционально-волевой сферы учащихся, 4) слабое развитие у школьников умений учиться, 5) пониженная работоспособность, 6) функциональная недостаточность ряда высших психических функций, 7) отсутствие индивидуального подхода к учащимся на уроке, 8) слабое знание учителями психологии усвоения знаний, 9) медленный темп психического развития ребенка, 10) нарушения памяти, внимания, 11) неумение вовремя обнаружить пробелы в знаниях, 12) негрубое недоразвитие речи, 13) недостаточное внимание к формированию правильных взаимоотношений учителя и учащихся, 14) снижение познавательной активности, 15) ограниченность запаса знаний об окружающем мире.
Ответ: А) . . . , Б) . . . .
21.Признаки А)гиперактивности …………….. Б) тревожности……….
Варианты ответов:
1) Не может долго работать, не уставая. 2) Быстро, не колеблясь, принимает решения. 3) Требует к себе внимания, не хочет ждать. 4) Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 5) Проявляет разбросанность или рассеянность. 6) Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 7) Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит 8) Часто говорит о напряженных ситуациях. 9) Импульсивен. 10) Требователен к себе. 11) Обычно уверен, что справится с любым заданием. 12) Испытывает трудности в организации деятельности. 13) Чувствует себя неуверенно в конкретных ситуациях. 14) Обычно беспокоен, легко расстраивается. 15) Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 16) Плохо переносит ожидание. 17) Может резко отказаться от еды, которую не любит. 18) Часто занижена самооценка. 19) Боится сталкиваться с трудностями. 20) С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Ответ: А) . . . , Б) . . . .
22.Правила работы с А)тревожным ребенком……………Б) агрессивным ребенком…
Варианты ответов.
1) Обучать ребенка умениям сдерживать свои эмоции. 2) Учить брать ответственность на себя. 3) Отрабатывать навык уверенного поведения в конкретных ситуациях. 4) Чаще обращаться к ребенку по имени. 5) Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 6) Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. 7) Не сравнивать ребенка с окружающими. 8) Обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. 9) Обучать приемлемым способам выражения гнева. 10) Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию. 11) Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний. 12) Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что. 13) Дать ребенку возможность проявить гнев непосредственно после ситуации, вызвавшей сильные переживания. 14) Обучать школьника умениям владеть собой в травмирующих его ситуациях. 15) Расширять поведенческий репертуар ребенка. 16) Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. 17) Не предъявлять к ребенку завышенных требований. 18) Развивать способность к эмпатии. 19) Учить бороться со страхами. 20) Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Ответ: А) . . . , Б) . . . .
23.Недостатки характера,
А)преимущественно эмоционально обусловленные…
Б)обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами…
Варианты ответов:
1) Бродяжничество; 2) Негативизм; 3) Равнодушие; 4) Фобии; 5) Рассеянность; 6) Ложь; 7) Воровство бессмысленное; 8) Пессимизм; 9) Неустойчивость; 10) Противоречивость; 11) Жажда наслаждений; 12) Гнев; 13) Нечистоплотность; 14) Замкнутость; 15) Злорадство; 16) Деспотизм; 17) Педантизм; 18) Импульсивность поступков.
24.Укажите группу коррекции.
Видимые проявления | Эмоциональные состояния | Цели девиантного поведения | Особенности проявления | Чем вызвано поведение | Группы коррекции |
Непослушание | Легкое напряжение | Эмоциональная разрядка | Сопротивление просьбам | Особенности возраста | |
Озорство | Двигательное беспокойство | Устранение двигательного беспокойства | Постоянное сопротивление советам | Особенности возраста | |
Проступок | Беспокойство | Реализация требований | Сознательное нежелание правильно вести себя | Трудности адаптации | |
Негативизм | Легкая тревожность | Стремление к превосходству | Немотивированное и неразумное сопротивление | Повышенная эмоциональная напряженность | |
Упрямство | Тревожность средней степени | Стремление к превосходству | __________ | _______ | |
Своеволие | Депрессия | Уход от трудностей | Нежелание, неумение понять себя | Трудности жизни | |
Грубость | Депрессия, депривация | Поиск защиты, стремление взять свое | Игнорирование препятствий на пути самоутверждения | Противоречие "Я- они" | |
Недисциплинированность | Депривация | Совершение мести | Сознательное, умышленное нарушение норм | Противоречие "Я - они" | |
Агрессия, правонарушения | Фрустация | Деструктивное поведение | Грубое, циничное нарушение прав других | Противоречие "Я – они" |
а) тревожность, б) агрессивность, в) асоциальное поведение, г) депрессии, д) повышенная эмоциональная реакция, е) девиантное поведение, ж) отклоняющее поведение
Вариант 2
25.Степени олигофрении по глубине дефекта:
Варианты ответов:
А) Идиотия, имбицильность, дебильность.
Б) Имбицильность, идиотия, дебильность.
В) Дебильность, имбицильность, идиотия.
26.Нижеописанная характеристика нарушения соответствует категории детей …
Диффузное поражение коры головного мозга, необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей в результате алкоголизма и наркомании, что явилось причиной хромосомных и эндокринных заболеваний.
Варианты ответов:
задержка психического развития, органическая деменция, олигофрения.
27.Категории аномальных детей соотносятся с классификацией психического дизантогенеза В.В.Лебединского.
Классификация психического дизонтогенеза | Категория аномальных детей | |
Стойкое недоразвитие | ||
Задержанное развитие | ||
Поврежденное развитие | ||
Дефицитарное развитие | ||
Искаженное развитие | ||
Дисгармоничное развитие |
Категории аномальных детей:
нарушение слуха, задержка психического развития, нарушение зрения, ранний детский аутизм, нарушение опорно-двигательного аппарата, олигофрения, органическая деменция, психопатия.
28. Полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе – это ……………
29.В последние годы довольно часто встречаются дети с аутичными чертами личности. Специалисты выделяют три основных блока, в которых можно выявить черты аутичности - это ……….
Варианты ответов:
А) речь и коммуникации;
Б) внимание;
В) воображение;
Г) социальное взаимодействие.
30.………….. – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
31. Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют …….. …….. , письма – …………… .
32.…………… – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
33.У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение…………., недоразвитие …………… ………, выраженное отставание в формировании ……………………. и грамматического строя языка.
34. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с ……. функцией. (М.М.Кольцова)
35.Ведущими в клинической картине ДЦП являются ………. нарушения, которые часто сочетаются с …….. и …….. расстройствами.
36.Двигательное развитие детей с церебральным параличом характеризуется….
Варианты ответов:
1) дистонией, 2)нарушением мышечного тонуса, 3) отсутствием произвольных движений, 4) наличием насильственных движений, 5) ограничением или невозможностью произвольных движений, 6) тремором, 7) нарушением равновесия и координации движений.
Основными показателями гиперактивности являются….
Варианты ответов:
1) забывчивость, 2) излишняя говорливость, 3) дефицит внимания, 4) беспокойство, 5) импульсивность, 6) неумение подчиняться другим, 7) сверхактивность двигательная.
38.Описанные ниже характерные особенности развития соответствуют дефекту ………
Для этого ребенка характерен «уход» в свой собственный мир. У него отсутствуют контакты со сверстниками, близкими и даже родителями. Внешне безразличен, холоден, но повышенно раним из-за малейших замечаний в свой адрес. Не переносит прямого зрительного контакта. Ходить начинает поздно и неуклюж в движениях. Возникают трудности в овладении бегом, прыжками. При большом словарном запасе ребенок часто не пользуется речью. Иногда абстрактное мышление опережает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного.
Дефекты: 1)детский церебральный паралич, 2) нарушения речи (логопатия) 3) олигофрения, 4) ранний детский аутизм.
39. ………………. – это оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов, обычаев.
40.Перечисленные ниже ученые вели или ведут исследования в следующих направлениях:
1. ….., 2 ……, 3 ……., 4 ……., 5 ……., 6 ……, 7 ……., 8 ……., 9 …….. .
Ученые | Направления исследования |
1. Экман Пол | а) Обучение слепоглухонемых |
2. Штайнер Рудольф | б) Детская ложь |
3. Власова Т.А. | в) Нарушение чтения |
4. Соколянский И.А. | г) Лечебная педагогика |
5. Зимбардо Ф. | д) Человеческая агрессия |
6. Лалаева Р.И. | ж) Тревожность, страх |
7. Фромм Э. | з) Застенчивость |
8. Кащенко В.П. | и) Коррекционная педагогика |
9. Прихожан А.М. | к) Задержка психического развития |
41.Патологии в развитии соответствует определенный вид специального (коррекционного) учреждения: ……….
Вид специального (коррекционного) учреждения | Дефект в развитии |
1 вид | а) Задержка психического развития |
2 вид | б) Нарушения опорно-двигательного аппарата |
3 вид | в) Слабовидящие дети |
4 вид | г) Тяжелая речевая патология |
5 вид | д) Незрячие, дети с остаточным зрением |
6 вид | ж) Глухие дети |
7 вид | з) Слабослышащие и позднооглохшие дети |
8 вид | и) Умственная отсталость |
42.Нарушения эмоционального развития связаны с нарушениями ………………. человека, поскольку морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются …………….. и ……………. образования головного мозга.
43.Страх основан на …………….. ……………. .
44.Эмоциональная импульсивность и двигательная расторможенность
………………… …………. практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, но сохраняется ……………… .
45.Авторы психолого-педагогических трудов.
1. «Умственно отсталый ребенок»…………,
2. «Жить с агрессивными детьми»……..,
3. «Как помочь детям избавиться от страхов»……….,
4. «Практикум по сказкотерапии»………….,
5. «Застенчивость»…………..,
6. «Как справляться с гневом ребенка»………..,
7. «Методика отбора детей в коррекционные классы»………………..,
8. «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков»……………,
9. «Анатомия человеческой деструктивности»………….,
10. «Почему дети лгут»………..,
11. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ» ………………,
12. «Психология умственно отсталого ребенка»…………..,
13. «Старое и новое: социальная защита в России»………………..,
14. «О принципах моей школы»……………,
15. «Специальное образование в России и за рубежом»…………… .
Варианты ответов: а) Рубинштейн С.Я. б) Выготский Л.С., в) Ястребова Л.В., г) Фромм Э., д) Кумарина Г.Ф., ж) Кемпбэлл Р., з) Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., и) Малафеев Н.Н., к) Шипицина Л.М., л) Монтессори М., м) Зимбардо Ф, н) Захаров А.И., о) Экман П., п) Кащенко В.П., р) Бютнер К.
46.Cвязи специальной педагогики с другими науками указать стрелками.