Принципы научного познания
Принцип познания (от лат. principium — начало, основа), основное исходное положение чего-либо (теории, учения, науки в целом), являющееся регулятором исследовательских действий ученого. Принципы формулируются на основе открытых законов, доказанных теорий, сформулированных категорий и отражают представления о том, как достоверно познавать сущностные свойства мира. Принцип обращен к действиям познающего «от лица» закона, теории, подхода, которые направляют и ограничивают эти действия и поэтому неразрывно связан с законами и методами познания. Можно сказать, что познанные законы и закономерности, положенные в основу теории, и сформулированные таким образом, чтобы они могли регулировать исследовательскую деятельность, становятся принципами.
К настоящему времени в науке сформулировано множество принципов научного познания, которые достаточно сложно классифицировать в силу разнородности характера обоснования, обращенности к различным наукам и областям знаний, разным субъектам познания.
В самом общем виде принципы научного познания (как и все методологическое знание), можно по уровню обобщенности разделить на философские, общенаучные, конкретно-научные. Они формировались в европейской философии и науке со времен Аристотеля, а Р. Декарт в своем «Рассуждении о методе» выделил принципы познания как «правила для руководства ума и отыскания истины в науках» (Например, он сформулировал следующие правила: расчленять трудные задачи на частные, которые можно решить; переходить от менее сложного к более сложному, от доказанного к недоказанному, а не наоборот; не допускать пропусков в логике рассуждения и т.д.).
Философскими принципами познания являются, например, принципы, обусловленные диалектическим подходом (методом) к познанию, при котором все явления мира рассматриваются как развертывание противоречий в процессе их изменения и развития, осуществляющихся в многообразных взаимодействиях и взаимосвязях противоположных тенденций. Здесь можно назвать:
– принцип всесторонности изучения объектов, требующий выявления всех возможных свойств, связей, отношений исследуемого (так как мир представляет собой целостность, проявляющуюся во всеобщей взаимосвязи всех процессов и феноменов) и выделение главной, основной связи, создающей качество исследуемого объекта;
– принцип противоречия (принцип единства и борьбы противоположностей, «раздвоение единого») содержит установку на выявление в изучаемом объекте противоположных, противоречащих друг другу элементов, сторон, тенденций, чье единство обусловлено тем, что они являются сторонами единого целого, а борьба является источником саморазвития объекта;
– принцип восхождения от абстрактного к конкретному направляет познание на движение от знания, содержащего большой объем, но бедное содержание, к знанию содержательному, от абстрактных представлений об объекте – к конкретным, в которых абстракция обогащается эмпирически выявляемыми данными;
– принцип системности, указывающий на то, что любой изучаемый объект является системой, свойства, состояния и процессы развития которой, во-первых, обусловлены спецификой и характером внутренних и внешних связей составляющих ее элементов, во-вторых – обладает целостностью (проявляющейся в основной системообразующей связи), делающих систему качественно своеобразной, имеющей особое свойство, которого нет у составляющих ее элементов;
– принцип детерминизма, основанный на представлении о причинности как такой связи всех явлений мира, в которой одно явление при определенных условиях может стать причиной порождения или изменения другого явления, становящемся следствием, что позволяет не только отделять связи существенные от несущественных, закономерные от случайных, жесткую причинность от вероятностной, но и выявить генезис явления, причины его зарождения, развития, деградации. Сегодня принцип детерминизма не ограничивает исследователя требованием рассмотрения непосредственно действующей причины (т.наз. «лапласовская», механистически понимаемая причинность), но, допускает определенную случайность, «вероятностность», что предполагает выявление различных видов причин (статистической, множественной и др.) и допускает неопределенность;
– принцип единства исторического и логического, заключающийся в требовании изучения объектов в их развитии, с выделением этапов, причин и следствий, существенных связей изучаемого объекта с другими объектами, прослеживая по возможности саморазвитие объекта с момента его возникновения, включая обстоятельства, ход процессов формирования, изменения, достижения наивысшего уровня развития, упадка, разрушения.Известно высказывание К. Маркса о том, что анатомия человека является ключом к анатомии обезьяны: понять многие структурные особенности и важные свойства любого явления, процесса можно мысленно восстановив процесс его возникновения, развития, завершения;
– принцип объективности, основанный на признании объективности мира, нацеливает на выявление уровня субъективности знаний, описывающих изучаемое явление, и на осознанную установку максимально минимизировать эту субъективность, то есть требует сознательной ориентации на объективность рассмотрения изучаемого объекта, что требует рассмотрения и анализа всей возможной и доступной информации об объекте и решаемой проблеме, рассмотрение их со всех возможных точек зрения;
– принцип соответствия, по которому теории, чья справедливость экспериментально установлена, при возникновении новых, более общих теорий не становятся ложными, а остаются справедливыми для некоторой (более узкой) части действительности.
Существует также ряд принципов, которые можно назвать общенаучными (хотя они тесно смыкаются с философскими принципами)
Общенаучные принципы – установки, регулирующие познавательные процедуры во всех науках. Перечислим наиболее важные из них.
– Принцип верификации (от лат. «verus» – «истинный» и «facere» — «делать»): любое теоретическое положение нуждается в проверке его истинности, поэтому необходимо проведение максимально возможного числа эмпирических и рациональных процедур подтверждения и доказательства. Однако это невозможно: никто не сумеет выделить все возможные процедуры проверки и, тем более, осуществить их. Поэтому К. Поппер [83] предложил принцип фальсификации (от лат. «falsus» – «ложный» и «facere» — «делать»): всякое знание нужно стараться опровергнуть, а если этого нельзя сделать, такое знание ненаучно. В качестве примеров Поппер, приводил несколько теорий, среди которых – психологические теории З. Фрейда и А. Адлера, которые, по его мнению, не могут быть фальсифицируемы (т.к. на основе любой из них можно объяснить и в терминах Фрейда, и в терминах Адлера, хотя положения этих теорий могут противоречить друг другу), а, следовательно, ненаучны.
– Принцип точности требует достижения такого уровня погрешности полученного знания, при котором возможность ошибки была бы минимально допустимой, что требует проверки степени достоверности данных, а изложение знания должно быть однозначно в понимании. Справедливости ради следует отметить, что в социальных и гуманитарных науках принцип фальсификации соблюсти чрезвычайно трудно: результаты любого эксперимента, опровергающего теорию, легко оспорить: множество неконтролируемых условий и неучтенных факторов, на которые можно сослаться при анализе этих результатов, позволяют утверждать, что сам опровергающий эксперимент не прошел проверку на фальсифицируемость.
– Принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором направлен на то, чтобы при познании и описании явления применялись взаимоисключающие, но применимые в особых условиях, классы понятий, подходы, теории, в результате чего целостность познаваемого описывается дополняющими друг друга способами.
– Принцип простоты, в соответствии с которым при создании теоретических положений следует ориентироваться на минимальное число допущений и стремиться свести знания к немногим основаниям. Этот принцип часто называют «бритвой Оккама», средневекового философа, который, рассматривая познание как соотношение разума, вещи и акта разума, одним из первых говорил о том, «напрасно пытаться посредством большего делать то, что может быть сделано посредством меньшего», и что «наряду с актом разума не требуется допускать что-то другое» [Цит. по: 54, С. 117-118].Часто принцип простоты формулируют в виде правил: «не умножай сущности без оснований», или «если чему-то есть более простое объяснение, то именно оно верно».
– Принцип концептуального единства исследования: в одном исследовании не следует опираться на противоречащие друг другу теории и подходы, и использовать понятия, содержание и объем которых не определены.
В конечном итоге, все принципы касаются:
– Способов проникновения в сущность изучаемого;
– необходимости выделения структуры изучаемых объектов, в первую очередь – выявления связей (каузальных, взаимных) компонентов структуры;
– определения закономерностей динамики развития объектов;
– эмпирически и рационально обоснованного доказательства истинности выдвигаемых положений;
– четкости и однозначности изложения хода и результатов исследования.
Знакомство с принципами, осмысление того, как их соблюдать в организации научного поиска лежит в основе получения достоверного знания. Уместно вспомнить приписываемое К. Гельвецию высказывание: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».
Методологическое знание
Методологическое знание, рождаясь в философии, обладает высокой степенью обобщенности. Каждая из его форм может использоваться для обозначения сути некоторой объяснительной идеи, познавательной установки. Поэтому, часто одно и то же методологическое знание называют и теорией, и концепцией, и парадигмой, и подходом. Однако некоторые ориентиры все-таки следует рассмотреть, так как в практической исследовательской деятельности часто возникает необходимость осмыслить основания применяемых принципов, процедур, теорий, методов.
Теория – высший вид научного знания, однако она не предельное представление всех видов знания, существующего и рождающегося в науке. Есть ряд видов знания, которые имеют методологический характер. К ним относятся концепция, парадигма, подход и др.
Концепция
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) в точном значении термина – «Определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения». [108, с. 278]. Однако это слово используется и для обозначения некоторой идеи, замысла, стратегических установок в различных областях деятельности, изложенных в отдельном тексте, документе («Концепция художественного произведения», «Концепция модернизации российского образования», «Концепция административной реформы»).
Часто термин «концепция» используется и для того, чтобы описать какую-либо частнонаучную или прикладную теорию. Например, известная концепция рациональной бюрократии Макса Вебера, представляет собой скорее теорию, имеющую исходные положения (структура и функции бюрократической организации, характеризуемой высокой степенью разделения труда), описание закономерностей и объяснение следствий (развитая иерархия управления, обусловливающая последовательность цепи команд, наличие многочисленных правил и норм поведения персонала и т.п., что приводит к объективному характеру принимаемых бюрократией решений).
Парадигма
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – понятие, использовавшееся еще в античной и средневековой философии, когда мыслители говорили о вечных идеях, «первообразах», в соответствии с которыми бог создает мир. После «оживления» термина Т. Куном, «парадигма» стала означать общее методологическое положение, основывающееся на некотором едином основании, которое можно выразить в нескольких понятиях и терминах, установившихся в определенной общности ученых. Парадигма в конкретных науках задает некоторую наиболее распространенную модель исследования, сформировавшуюся под влиянием наиболее распространенных теорий. Т. Кун [53] в работе «Структура научных революций» указал на то, что убеждения, которых придерживается научное сообщество, во многом основаны на случайных и произвольных личных и исторических факторах, и что наука вовсе не развивается в виде последовательного накопления научных достижений. Именно он предложил современный смысл понятия парадигмы (хотя сам термин практически не использовал), роль которой первоначально играет отдельная (авторитетная, и содержащая постановку ряда актуальных проблем) научная теория. Затем, при появлении новых парадигм, осуществляется их борьба, и происходит научная революция, влекущая за собой изменение не только проблемного поля, фактов, частных теорий, но и самих методов науки. Это связано с тем, что всякая смена парадигм приводит к изменению целостной картины мира. Начинает функционировать «нормальная наука» как система исследований, опирающихся на одно или несколько прошлых научных достижений. Отказ Т. Куна от единых методологических критериев и от разграничений научного и вненаучного опыта, противопоставление периодов «нормальной науки» и научной революции остро критиковался известными теоретиками науки (П. Фейерабенд, К. Поппер, C. Тулмин, Дж. Уоткинс, И. Лакатос), но внес решающий вклад в становление постпозитивистской философии науки, и оставил глубочайший след в методологии науки. Сегодня под парадигмой понимают также и ключевую идею, лежащую в основе построения концепции, и исходную позицию при постановке проблем, при их объяснении и определении способов решения.
Подход
Наиболее широкое понятие, характеризующее ведущие стратегии познания с позиций парадигм, направлений, теорий, в науке, задающих общее направление применения методов, использующееся исследователем при построении процедур получения знания. В наиболее широком смысле подходом к познанию мира может быть названа, например, сама наука. Подходом в науке часто называют все взгляды, претендующие на то, чтобы стать общенаучными – биологизм, психологизм, социологизм, физикализм. В научной литературе термин «подход» часто используется при обозначении любого проникновения в науку философских, мировоззренческих, идеологических взглядов: «марксистско-ленинский подход», «позитивистский подход», «идеалистический подход» «модернистский подход», «релятивистский подход». Внутри любой науки также называют те или иные подходы – дарвинизм или ламаркизм в биологии, деятельностный, когнитивный подходы в психологии.
Приведем примеры некоторых методологических подходов.
Позитивизм, зародившийся еще в первой половине XIX в. – такой философский подход к познанию, когда наука не должна пытаться вскрыть сущность всех явлений и процессов мира, ей следует ограничиться только описанием действительности: попытки вскрыть сущность относятся к метафизической стадии формирования понятий (следующей после теологической стадии, на которой явления мира рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов), когда они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил. Позитивизм, по мнению его автора О. Конта, ищет и открывает действительные связи последовательности и сходства, законы явлений, комбинируя рассуждение с наблюдением. Неопозитивисты (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, рассматривающих исследование языка как важнейший способ прояснения философских проблем), постпозитивисты (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.) развивали идеи освобождения от мировоззренческой и ценностной интерпретации (нужно, по их мнению, найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания, которое должно опираться на нейтральный опыт), от крайностей материализма и идеализма, и подходом к научному познанию как к средству познания и преобразования мира через научные методы, к науке как средству обеспечения прогресса человечества
Общенаучным является выделение номотетического и идеографическогоподходов (термины предложены Г. Риккертом). Номотетический метод, подход – «способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания» [108, с. 441]. Уход от реального многообразия, абсолютизация формально-логического закона обратного отношения объема и содержания понятия. Идеографический подход – «описание индивидуальных особенностей исторических фактов», сведение науки к единичному.
Системный подход, при котором научное исследование ориентировано на раскрытие, с одной стороны, целостности (включая и механизмы ее обеспечения) рассматриваемого объекта, с другой – на выявление многообразных внутренних и внешних связей всех элементов сложного объекта. В соответствии с ним любой объект – система, но он одновременно и подсистема более сложной системы, и в то же время любой компонент этого объекта – тоже система. Системный подход не имеет характера строгой методологической концепции, он помогает выявлять новые предметы исследований, позволяет обосновывать целостность их свойств, учитывать многообразие внутренних и внешних связей объектов, допуская принципиальную возможность членения объектов на разные системы, при принятии обоснованных единиц такого членения.
Структурализм (Ф. де Соссюр, Р. Барт, К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Якобсон и др.), зародившийся в области лингвистики – подход к познанию, когда главным становится выявление структур, лежащих в основе моделей социальных и культурных явлений. В моделях должны выявляться элементы, описываемые в терминах их взаимоотношений, что дает возможность выявить закономерности существования изучаемых феноменов.
Конструктивизм (от лат. Constructio – составление, построение) – подход, при котором подчеркивается активная роль исследователя в конструировании получаемого знания. Конструктивисты или отрицают, или не упоминают единых оснований научного знания, что, при несомненной привлекательности (расширение зоны свободы исследователя, поиск уникальной специфики предметов исследований, выявление новых граней в уже привычных понятиях и представлениях), служит скорее разрушению догм, чем созданию новых ориентиров развития науки. Радикальный конструктивизм (Э. фон Глазерсфельд, П. Вацлавик, Х. фон Фёрстер) – познавательный подход, в котором отрицается возможность соответствия любого знания объективной реальности, т.к. то, что познающий считает реальным миром, является только созданной им самим системой конструктов, служащей для организации опыта, а не для открытия истинных закономерностей мира.
Учение
совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. Термин используется, когда стараются подчеркнуть либо разветвленную систему взглядов, объединенных либо общей идеей, либо именем создателя. Учение может охватывать либо несколько теорий (например, учение З. Фрейда включает теории структуры психики, стадий возрастного развития человека, роли либидо и мортидо и др.), либо объединять представителей одной ключевой идеи в ту или иную эпоху (например: учение агностиков, учение йоги), либо указывать на создателя (учение Ч. Дарвина, учение Л. Толстого).