Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в деятельности заведующих кафедрами
Доцент Касатова Людмила Васильевна, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Сегодня отсутствует единая теоретико-методологическая база общевузовской программы с использованием научно обоснованных «измерителей» качества обучения (его организации), рассмотрим некоторые рекомендации, положения и принципы построения такой системы, исходя из результатов анализа современной специальной литературы и опыта работы нашей кафедры по отдельным направлениям управления образовательным процессом (проектирования, организации и контроля).
Деятельность заведующих кафедрами физического воспитания и спорта по научно-методическому обеспечению образовательного процесса охватывает: проектирование перспектив развития кафедры, разработка основных концептуальных документов, определяющих стратегию ее деятельности, разработка системы управления качеством образовательного процесса посредством мониторинга программного обеспечения, ориентированного на формирование физической культуры личности.
При подготовке специалистов высшей школы огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса (планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) научно-методической документации и учебно-методических средств обучения). Они необходимы для полного и качественного образования в рамках времени и содержания, определенных учебными планами и программой дисциплины.
Разработка такого комплекса включает: Комплекс научно-методической документации и средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексный подход к обеспечению образовательного процесса требует, чтобы научно-методическая документация и средства обучения в комплексе способствовали реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций учебного процесса. Комплексность в дидактическом обеспечении образовательного процесса предполагает реализацию через научно-методическую документацию и средства обучения всех основных этапов учебного процесса.
Для успешного решения данных вопросов необходима: - активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего; - повышение квалификации преподавателей по новым технологиям обучения;
- организация и регулирование научно-методической работы преподавателей; - оказание методической помощи преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы; - обеспечение единства требований к студентам (они изложены в понятиях «понимать», «знать», «владеть системой практических умений и навыков»; - систематизация научно-методических материалов и создание специальных подборок (кейсов, папок и др.), которыми преподаватели должны своевременно обеспечиваться; - внедрение научной организации труда, оснащение учебного процесса техническими средствами обучения, компьютерной техникой, тренажерами и наглядными пособиями).
Библиографический список:
1. Приказ Министерства образования РФ от 01.12.1999 № 1025
2. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений от 26.07.1994 № 777.
3. Аргунова Т.Г. Комплексное научно-методическое обеспечение предмета. М., 1999.
4. Ахметов С.М. Инновационные процессы в системе профессионального образования по физической культуры // М.: Издательство «Теория и практика физической культуры», 2004. – 283 с.
5. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного научно-методического обеспечения образовательного процесса. // Среднее профессиональное образование, 2003. №3.
6. Садовников В.А. Комплексное научно-методическое обеспечение и содержание дисциплины регионального компонента. // Среднее профессиональное образование, 2003. №11.