Использую зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

Публицистическая статья

На тему

«Как овладеть техникой чтения»

(в помощь учителям начальных классов)

Разработала: учитель начальных классов

Ионина В.А.

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Успешное овладение техникой чтения.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании.

На современном этапе развития общества, учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

На вопрос “Почему занялась этой проблемой? ” отвечала бы так:

Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения. Из своей практики заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (15–25 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1–го класса.

Чтобы не допустить предыдущие ошибки с этим выпуском, со второго полугодия на первый план вышла техническая сторона чтения.

На первой половине уроков чтения проводила упражнения, которые помогают совершенствованию техники чтения.

Применяла упражнения для совершенствования техники чтения

Упражнения

Работа над артикуляцией

гласные: А, О, У, Ы, И, Э.

сочетания: А–У, А–О, Ы–И, Э – А, И–О.

согласные: Г–С–Ж, Ш–Ж–С;

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;

скороговорки:Шла Саша по шоссе и сосала сушку

2.“Фотоглаз”:за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Например:

урок

перемена

школа

книга

ручка

учитель

обучение город

лес

дорога

красивый

богатство

автомобиль

играть

“ Найди лишнее слово”.

береза

цветы

осина

опушка

трава

дерево

портфель нож

вилка

ложка

тарелка

блюдце

чашка

корова

3. Чтение “Спринт”.

Работая над текстом на уроках, я использую чтение-спринт. Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для себя скорости читают незнакомый текст, а после прочтения текста отвечают на вопросы.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается еще раз и идет обычная работа над выразительностью, пересказом.

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы.

При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.

Цель упражнения – тренировка в скорочтении.

Также применяла упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1– й раз – медленное чтение с учителем , четкое проговаривание слогов;

2– й раз – повторное прочтение без учителя;

3 –й раз – плавное. Слитное чтение слов;

4– й раз – чтение в темпе разговорной речи;

5, 6, 7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8, 9, 10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Использую зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

Таблица Шульта

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от 1 до 25 (2,3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:

Как можно быстрее назови все числа по порядку , указывая их карандашом.

Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

Также проводили ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок, начинаю с пяти минут чтения.

Все читают 1 минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записывают в дневник.

Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие результаты

Наша задача - развить технику чтения, но без насилия над ребенком, а на основе развития интереса к чтению.

начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует «фотографирование» различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить все, что изображено. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» дается команда «Фотографируем».

1. Найди лишнюю букву (фотографируем) а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», т.к. она согласная).

2. Найди лишний слог:

бо, но, ко, ро, со, кы («кы», т.к. все остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»).

3. Найди лишнее слово:

река

речка

ручей

ручка

ручеек слон

лев

мак

тигр

ягуар

В первом столбике слова - ручей, река, речка, ручеек - родственные слова. Значит лишнее слово - ручка.

Во втором столбике лишнее слово - мак, т.к. - слова лев, тигр, ягуар - животные, а мак - цветок.

4. Раздели слова на две группы:

а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

I группа «Домашние животные».

II группа «Птицы».

б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

I группа «Животные».

II «Овощи».

6.Игра ²Синонимы и Антонимы.²

Игра «Синонимы» /«Антонимы» хорошо развивает как память, так и воображение.

Мини зарисовки

Заучивание мини зарисовок, показывающих, как в одном-двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное.

Приёмы и методы.

На каждом уроке использую:

1.Чтение в парах, групповое чтение.

2.Чтение с убыстрением темпа.

3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

4. Чтение с переходом на незнакомый текст.

5. Жужжащее чтение.

6. Чтение в темпе скороговорки

7. Зрительные диктанты составленные мною из скороговорок.

Заключение: Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.

Наши рекомендации