I раздел. Жизнь и быт казаков.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
Первомайского района Ростова – на -Дону
Рабочая программа факультатива
«Народная музыкальная культура казачества»
Класс
Учитель музыки
Л. В. Кириченко
Учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Народ не только - сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый повремени, красоте и гениальности творчества, философ и поэт ...»
М.Горький
Основанием для обращения к народной культуре донского казачества послужило стремление расширить рамки учебной программы, усилить её воспитательную направленность, используя лучшие образцы народной культуры Дона, произведения донских композиторов, художников, писателей.
Данная программа является авторской, прошла экспертизу в ИПКиПРО и утверждена 07.06.98 г. (рецензия прилагается.)
«Без музыки я не мыслю жизни».
И.Репин
Изучение культуры казачества приобретает всё большее значение. Знакомясь с развитием Донской культуры, ученики через историю Малой Родины расширяют представления о человеческой культуре прошлого. Ощущение себя как части своего народа немыслимо без знания народной культуры, без приобщения к духовности народа. Это происходит и при исполнении казачьих песен. Народная культура (в т.ч. и казачества) существует в разных формах - фольклорная литература, народная философия, народное естествознание, бытовая, семейная культура. Одной из значимых сфер народной культуры - народное песенное творчество.
«Народная песня в педагогии есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания», - писал известный русский педагог С. Миропольский. - При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».
Фольклор - всегда школа общения, красоты поведения, энциклопедия быта, одежда, трудовых: обычаев. Это мир человека прошлого и настоящего.
Если проследить историю донской народной культуры по песням, то мы увидим, что они рождались по следам исторических событий, были тесно связаны с обрядами, праздниками, играли. В них отражено всё многообразие жизни народа, его горести и радости, боевые походы, ратные подвиги и трудовые будни. Слушая песни донских казаков можно не только узнать, какую одежду они носили с каким оружием сражались, но и получить представление о поведении казаков, об их отношении к окружающему миру, об условиях быта и отношении к своей семье.
«Народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества».
П. И. Чайковский.
И конечно же творцом этих песен был сам многонациональный народ, осваивавший новые земли, строивший городки, а затем станицы и храмы, Слагавшиеся песни и былины передавались из поколения в поколение, прославляя казаков-атаманов, богатые живописные земли Дона. Их можно было услышать при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Исторические и походные, обрядовые и бытовые, лирические и плясовые, свадебные и хороводные. Песни и сказания сопутствовали казаку всю жизнь. Почти все они - это устное народное творчество.
Сегодня у настоящего фольклора много конкуренции: по радио, телевидению, с кассет компакт-дисков звучит очень много низкопробных поделок, неудачных стилизации под народную песню. Эта волна захлестывает сознание детей, не даёт им развиваться духовно. Ребёнок оказывается на распутье: он не может определить, что действительно ценно,
не может самостоятельно выработать систему ориентиров в мире музыки, портит музыкальный вкус, а настоящим народным песням отводится незаслуженно мало места в жизни налево общества. И наша общая задача - заинтересовать детей лучшими образцами народного донского творчества, приобщить к историческому прошлому своего края, научить ценить Истинную Красоту! Воспитать у них общую музыкальную культуру, настоящий вкус, пополнить духовные ценности и стремиться только к прекрасному.
Эта программа предназначена для работы с учащими 5 -6 классов, как факультативный курс - 2-й час музыки, основанный на региональном компоненте и опирается на методические принципы программы Д. Б. Кабалевского: образность, целостность, связь с окружающим миром.
Из методики
И. В. Кадобновой
В.О.Усачёвой
Л. В.Школяр
«Шестилетние дети и музыка» взяла следующие метода: моделирование процесса творчества, где ученики ставятся в положение творца - поэта, творца - музыканта; «пластическое интонирование», когда любой жест, движение становятся формой выражения эмоционального содержания произведения.
Много интересного по работе с детьми в фольклорной традиции наработала Н.С.Ширяева в программе «Праздники народного творчества в школе».
Занятия строятся с творческим подходом, где особое место отводится истории донского края, народному костюму, исполнительским традициям; где главный метод - проигрывание словом. В данном курсе так же важны элементы донской культуры, героическое прошлое нашего края, особенности жизни и быта многонационального сплочённого народа.
ЦЕЛЬ программы - приобщить учащихся к народной культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России, обеспечить преемственность между поколениями через приобщение детей к истокам донской духовной культуры вообще и музыкальной в частности; содействовать воспитанию у учащихся интереса к народной музыке.
Достижение этой цели определено решением следующих задач:
I. Дать представление о народной духовной культуре Донского края, её специфике, роли в истории становлении края.
II. На уроках музыки показать связь народной культуры прошлого с духовным миром современного молодого человека.
III. Через знакомство с музыкальной культурой показать особенности духовного мира донского населения, казачества.
IV. Воспитать у учащихся интерес к народной музыкальной культуре, потребность в самовыражении в ней.
V. Использовать в народной музыкальной культуре её темы, образцы, проблематику в нравственном воспитании учащихся.
VI. Развивать художественный вкус и эстетическую восприимчивость, способ вдумчивого восприятия музыкальных произведений.
VII. Способствовать в выработке критериев оценки современной культуры и современной жизни.
Изучение музыкальной культуры донского казачества требует гибкости, движения мысли, Залог творческого успеха лежит в постоянных поисках нового и забытого старого.
Музыкальную культуру народа можно понять только на основе исторической действительности.
И главные принципы построения программы - историзм; связь с окружающей жизнью; доступность; глубокое образное раскрытие жизненных проблем; обращение к народной педагогике, к народной мудрости; органическое единство смыслового и образного; бережное отношение к поэтическому слову как к родному слову; обращение к музыкальной классике; импровизационностъ; неожиданность.
Программа состоит из четырех разделов, каждый из них соответствует программе одной четверти:
I раздел. Жизнь и быт казаков
П раздел. Народное творчество
Ш раздел. Песня - зеркало истории
IV раздел. Праздники и обряды.
В I четверти дети знакомятся с историей жизни донских казаков. Они узнают об укладе их жизни; быте; откуда и почему пришли люда на донские земли; об их занятиях и одежде, об отношении к быту. Это всё отражено в устном и музыкальном народном творчестве.
Во П четверти учащиеся больше узнают о народном творчестве: о ковроделии, оружии, резьбе по дереву; о первых народных музыкальных инструментах. Казаки любили сочинять сказки, прибаутки, сказания. Знакомясь с этими произведениями устного народного творчества, дети узнают об особенностях донских говоров.
Программа Ш четверти посвящена казачьим песням, как зеркалу истории и природы родного края. Рассказывая о донском крае, я использую не только народные песни, но и произведения литературы, живописи, песни, написанные донскими композиторами, лучшие образцы .духовной музыки.
Программа последней четверти рассказывает о праздниках и обрядах донского казачества, возрождаемых в наше время. Дети знакомятся с такими интересными праздниками, как Провода Зимы (Масленица), Пасха, праздник растительности, узнают о свадебном, поминальном и других обрядах.
В ходе занятий, дети получают новые знания по истории донского края (см.пр. 1, 2), о народном музыкальном творчестве; знакомятся с произведениями донских композиторов и художников, писателей и поэтов, с архитектурой (см.пр.2, 4). Этим они обогащают свой внутренний духовный мир. Учащиеся умеют не только слушать и слышать музыку, но и грамотно, красиво говорить о ней (см.пр.4). Правильно подбирают иллюстрации, картины к народным песням (см.пр.6), могут проанализировать, сравнить их вместе (см.пр. З). Так же хорошо владеют народными музыкальными инструментами, исполняют песни с элементами танцевальных народных движений, поют с выразительной мимикой, жестикуляцией в свободном артистичном общении с другими исполнителями. При создании музыкального образа, дети находят звук, нужную окраску, овладевают навыками народного пения: унисоном, дыханием по фразам и короткое цепное, кантиленой речи, пением а капелла, двуголосием, каноном, расширяют диапазон, поют в свободной народной манере.
Программа является основной и предназначена для всех классов. Но ее варианты разработаны отдельно для разных групп классов.
Приложение к курсу:
1. Словарь терминов.
2. Понятия, навыки, проверочные задания: диагностические карты, ребусы, иллюстрации.
3. Включены музыкальный, зрительный, литературный ряды, помогающие учителю в разработке урока.
4. Казачьи народные песни, пословицы, поговорки.
5. Разработки уроков.
6. Иллюстрации к песням.
Программа рассчитана на 34 ч, состоит из четырех разделов.
Программа
Дон могучий, Дон глубокий
Темно-синею волной
По степи бежит широкой,
плещет яркою струной.
И журча, катятся воды,
Да валы о берег бьют
И о днях былой свободы
Песни милые поют.
Всё поют - о прошлой воле,
О наездах казаков,
О пирах, о тяжкой доле,
О бряцании оков ...
Всё поют ... И песню эту
Кто душой своей поймёт,
Пусть, как буйный Дон, поёт,
Пусть несёт её по свету.
ВВЕДЕНИЕ: Дикое Поле.
Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьян ...
Ширь земли да небесная сень!
Вся могильниками покрыта –
Без имен, без конца, без числа ...
Вся копытами, да копьями взрыта.
Да народной тугой поросла.
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша скифская степь.
М.А.Волошин
Географическое расположение места, какие народы заселяли.
Музыкальный ряд: песни: «Дон ты мой», «Конь боевой с походным вьюком».
Литературный ряд: стихи: «Дикое Поле», М. Волошин, Н. Карамзин.
Зрительный ряд: картина «Битва русских со скифами» В.М.Васнецов.
Понятия: скифы, а капелла, унисон.
Виды деятельности: исполнение песен, слушание.
Поисковая работа: найти старинные вещи.
I раздел. Жизнь и быт казаков.
1 Тема: Вольные люди. Жизнь в походах. Кто такие казаки, причина переселения, чем занимались и причина этого.
Музыкальный ряд: песни: «Дон могучий, Дон глубокий». «Как мы в Турцию ходили». «Богатырская симфония» Бородин.
Литературный ряд: поговорки, заповеди.
Зрительный ряд: портреты атаманов, картина «Богатыри», В.Васнецов.
Понятия: атаман, есаул, бунчук, зипун, симфония.
Виды деятельности: исполнительская, творческая, найти поговорки, слушание музыки.
2 Тема: Занятия казаков. Конь - верный друг. Увлечения казаков, занятия, особое место отводится коню.
Музыкальный ряд: песни: «В островах охотник», «По Дону гуляет».
Литературный ряд : поговорки, стихотворение «Кони ржут ...» С.Скопцов
Зрительных ряд: иллюстрации, пейзажи природы.
Понятия: кантилена, цепкое дыхание, струг, гулябщики, пажить.
Вида деятельности: исполнительская, поисковая, творческая: нарисовать, найти предметы обихода.
3. Тема: Быт и одежда донских людей. Какие причины повлияли на характер одежды, посуда, обстановка в доме.
Музыкальный ряд: песни: «Да кто в этом во дому», «Солнце село за горою».
Литературный ряд: стихотворение: «Мой курень» С.Скопцов
Зрительный ряд: изображение посуды, одежды, обстановки.
Понятия: курень, балясник, ян, сальник, холодайки.
Виды деятельности: творческая, исполнительская, поисковая: искать старинную посуду, нарисовать одежду, слепить.
4. Тема: Каким принципам верили казаки, их вера. Нравственные принципы в жизни казака.
Музыкальный ряд: П. И.Чайковский «Легенда». Д. Бортнянский «Тебе бога хвалим».
Литературный ряд: знакомство с библией.
Зрительный ряд: изображение храма, иконы.
Понятия: икона, библия, псалом, молитва.
Вида деятельности: исследовательская, исполнительская, найти изображение иконы, слушание.