ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Грамматический строй речи
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики,
помидор — помидорчик — помидорчики,
картофель — картошечка — картошечки,
баклажан — баклажанчик — баклажанчики,
перец — перчик — перчики,
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,
редис — редисочка — редисочки,
морковь — морковка (морковочка) — морковки,
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,
репа — репка (репочка) — репки,
чеснок — чесночок — чесночки,
петрушка — петрушечка — петрушечки,
укроп — укропчик — укропчики,
капуста — капусточка — капусточки,
фасоль — фасолинка — фасолинки.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много» (детям 5—8 лет)
Помидор — помидоры — помидоров,
картофель — картофель — много картофеля (картошки),
баклажан — баклажаны — баклажанов,
перец — перцы — перцев,
кабачок — кабачки — кабачков,
тыква — тыквы — тыкв,
морковь — моркови — моркови,
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»),
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),
репа — репы — много реп,
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),
петрушка — петрушка — много петрушки.
Игра «Мы считаем»
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать-ка их сумей. Ребенок передает овощ сто-
ящему рядом.
— Один огурец. Второй ребенок отдает огурец
следующему.
— Два огурца.
Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5—8 лет)
Сок из помидоров — томатный, ...
огурцов — огуречный, ...
моркови — морковный, ...
капусты — капустный, ...
свеклы — свекольный;
грядка с огурцами — огуречная, ...
морковью — морковная, ...
картофелем — картофельная, ...
кабачками — кабачковая, ...
тыквой — тыквенная.
Лексический строй речи
Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис — ... (мелкий), перец внутри пустой, а морковь — ... (полная), помидор мягкий, а огурец — ... (твердый).
Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»
Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)
Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?
Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?
Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?
Что можно из него приготовить?
Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают).
Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают).
Капусту — ... (срезают).
Картофель — ... (выкапывают).
Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»
Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, картофель);
ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)
Назови блюда, которые можно приготовить из разных овощей.
Я положу в борщ — .... Я положу в щи — ... . Я положу в суп — ... .
МИНУТКА ОТДЫХА
Будем знакомы!
(по ролям)
И девчонки, и мальчишки
Очень любят кочерыжки.
Я — капуста — не хвалюсь:
У меня отличный вкус.
Свеклу варят, свеклу парят,
Без меня обед не сварят.
Не сготовят винегрет
Ни на ужин, ни в обед.
Я и вкусен, я и сочен,
И на вид красивый очень.
Всем известен с давних пор
Под названьем помидор.
Летом свежий и зеленый,
А зимой хорош соленый.
Чем же я не молодец —
Крепкий, вкусный огурец?
Я и горький, я и сладкий,
К солнцу я тянусь из грядки,
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто — лук.
Познакомились вы с нами
И теперь узнали сами,
Чем же мы полезны вам
— И большим, и малышам!
В. Губернаторова
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)
Сидит дед
В шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а ... (лук).
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я ... (свекла).
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи. (Капуста.)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она, —
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка.)
Семьдесят одежек,
А все без застежек. (Капуста.)
Дети
В доме рядышком сидят
круглые ребятки. Садятся на стулья. Ведущий
Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий.
Дети Поскакали кто куда круглые
ребятки! Разбегаются по группе.
Игра «Бабка сеяла горох»
Бабка сеяла горох. Ох! Дети водят хоровод. В середи-
не хоровода стоит водящий. |
Уродился он не плох. Ох!
Уродился он густой.
Мы помчимся —ты постой.
Дети разбегаются по группе. Водящий ловит одного из детей, который и заменяет его.
Игра «Уберем урожай овощей»
Имитация движений уборки овощей: картофель выкапывают; капусту срезают; горох срывают.
Игра-хоровод «Кабачок»
Кабачок, кабачок,
Дети стоят в круге. |
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь! «Кабачок» танцует, потом вы-
бирает другого ребенка, который становится «кабачком». Игра повторяется.
Дети должны знать: — названия фруктов и их частей; — где, на чем фрукты растут; |
ТЕМА «ФРУКТЫ» ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
— свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметьразличать по внешнему виду, правильно определять);
— что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т.д.;
— что фрукты полезны, в них много витаминов.
Расширение словарного запасадетей:
названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;
признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;
действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.