Урок 34. Художественная выставка. Обобщение темы IV четверти
Цели: обобщить и закрепить знания, полученные в IVчетверти; провести обмен мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти; просмотреть художественные образцы, которые оставили наибольшие положительные впечатления; провести выставку творческих работ учащихся по разным видам изобразительного искусства с авторскими комментариями.
Вид деятельности: подведение итогов учебного года, проведение экскурсий по школьному музею изобразительных искусств.
Планируемые результаты: школьники продемонстрируют достижения в разных видах работ по изобразительному искусству; поделятся впечатлениями об уроках изобразительного искусства, пройденных в течение года; получат от педагога напутствия на предстоящие летние каникулы.
Оборудование: образцы произведений изобразительного искусства разных направлений, фотографии репродукций картин, скульптур, архитектурных строений разных видов и назначений, уличного дизайна, указка для проведения экскурсий.
Примечание. Педагог заранее принимает от учащихся их работы и устраивает художественную выставку, помогает готовить тексты для выступлений-рассказов школьников, при необходимости проводит репетиции самостоятельных проведений экскурсий ребятами. На заключительное занятие можно пригласить гостей - педагога, ведущего основные уроки в начальной школе, родителей. Педагог по своему желанию проводит награждение ребят, отличившихся в течение учебного года, вручая им похвальные листы или грамоты участников классной выставки. Для игры «Собери картину» заранее готовят бумажные атрибуты — круги-жетоны для капитанов команд, конверты с разрезанными в них репродукциями известных картин или книжных иллюстраций.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
Настал черед, пришла пора —
У нас закончилась игра.
Та, что в музеях началась,
А после в классах школ велась.
Игрушки, карандаш и клей,
Салоны, выставки, музей,
Картинок разных жанров ряд
На нас с нарядных стен глядят,
Рисунки, графика, дизайн –
Лишь подмечать все успевай.
Год промелькнул - его как нет,
Но в жизни он оставил след.
След, что не будет позабыт,
Что знаньями вас озарит,
И этот добрый след опять
Всю жизнь вам надо повторять.
М. Давыдова
- Какой добрый след оставили в вашей памяти уроки изобразительного искусства в этом году?
Сегодня вы завершаете учебный год, в течение которого старательно трудились на уроках изобразительного искусства.
Проведем последний в этом году психологический настрой на занятие. Надеюсь, что и наши гости также примут в нем участие. Сядьте удобно, закройте глаза.
(Педагог произносит фразы, школьники повторяют.)
1. Мне нравится работать на уроках по изобразительной деятельности.
2. Я старательно выполняю все задания.
3. Я целый год учился делать все, что нужно.
4. Мои руки стали умелыми.
5. Я умею различать картины по их жанрам.
6. Я могу нарисовать декорации и костюмы к цирковым и театральным постановкам.
7. Мне нравится работать над уличным дизайном.
8. Я могу проиллюстрировать любимую книжку.
9. Я понимаю, что означает выражение: «Искусство рядом с каждым из нас».
Прошу вас глубоко вздохнуть и открыть глаза. Теперь кратко повторим все то, что вы узнали на уроках в течение года. - Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на этих уроках.
— Что вам запомнилось больше всего на наших уроках?
— Кто из вас выполнил домашнее задание к сегодняшнему уроку?
— Кто готов стать экскурсоводом и рассказать о скульптуре? (Ответы школьников.)
III. Беседа по теме урока
Я вижу, что ваши работы, на которых вы оттачивали свое видение и мастерство художников, сегодня выставлены в качестве экспонатов художественного музея. Сегодня мы проведем необычную выставку. На ней вы почувствуете себя юными художниками, которые познают мир и учатся отражать его в своих работах.
Выставки детских рисунков появились еще в конце XIX в., когда ученые-искусствоведы обратили свое внимание на то, что детский рисунок может поведать о многом: о том, как живется ребенку в семье, какие у него отношения с близкими, о чем он переживает, о чем мечтает. Ведь даже цвет картины, нарисованной ребенком, может рассказать, все ли у него в порядке на душе или его что-то тревожит.
Писательница и художница Ирина Агапова, которая всегда сама иллюстрирует свои книги, справедливо считает, что детский рисунок подобен увеличительному стеклу: «В детском рисунке, как под микроскопом, выявляются добрые и плохие моменты, которые сопровождают жизнь маленького человека. Задача родителей и педагогов — изучать эти рисунки и постараться сделать так, чтобы в них исчезли изображения страха, тревоги и печали. Это будет означать, что все плохое действительно пропало с горизонта детского мира».
Кто из вас снова готов поработать экскурсоводом, чтобы продемонстрировать свою авторскую работу? Эти отважные ребята получат от меня важный предмет - волшебную указку, с помощью которой они проведут свою экскурсию.
(Назначается последовательность школьников, желающих показать свои работы гостям и классу.)
Но я прошу остальных не быть пассивными зрителями. Уважаемые ребята и наши гости, вы можете тоже принять участие в этой необычной экскурсии. Вам предоставляется право задать любой вопрос авторам картин и других работ или высказать свое мнение об этих работах.
(Педагог вручает первому выступающему указку, заслушиваются рассказы ребят об их работах.)