Качество знаний учащихся по физике
Наибольшее затруднение у учеников 7 класса вызвано изучение таких тем как: Молекула, Взаимодействие молекул, Расчет пути, скорости и времени. Ученики с трудом решают задачи на тему: Скорость. Во второй четверти планируется коррекционная развернутая работа в плане решения задач учениками на уроках физики.
При изучении учениками 8 класса затруднения возникли при изучении темы: Количество теплоты. Ученики с трудом решают задачи, путают такие физические величины как: удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования. Во второй четверти планируется за счет резервных часов провести корректировку знаний по вышеназванным темам.
Ученики 9 класса в первой четверти при изучении физики не достигли определенного уровня знаний по построению графиков движения. Наибольшие успехи достигли в решении задач на тему: Ускорение, перемещение.
Полученные результаты доказывают эффективность использования на уроках и коррекционных занятиях информационно-коммуникационных технологий.
В результате выполнения намеченных действий на основании мониторинговых исследований, анализа учебной деятельности можно констатировать следующее:
· повысилась активность учащихся в течение урока;
· возрос познавательный интерес школьников к предмету;
· в классе появилась атмосфера сотрудничества, взаимопомощи;
· более успешно усваивается учебный материал.
Таким образом, систематически проводимая работа (с учебником, дидактическими карточками и.т.д.) способствует получению учащимися:
Ø более глубоких и прочных знаний;
Ø развитию их познавательных и творческих способностей.
Ø ускоряются темп формирования умений и навыков практического характера;
Ø вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности.
Это позволяет постепенно наращивать темп изучения программного материала, увеличить время на решение учебных задач.
Заключение
Наука физика – это экспериментальная наука. Изучение нового материала и закрепление изученного в ней сопровождается экспериментом. На уроках физики я использую не только различные установки и приборы для проведения опытов, а также и информационно коммуникационные средства - мультимедиа проектор с экраном. Использование на уроках информационно коммуникационных технологий (ИКТ) значительно расширяет возможности эксперимента. Их применение позволяет моделировать различные процессы и явления, демонстрация которых в лабораторных условиях либо технически сложна, либо вообще не возможна.
Делая вывод по данной теме, я могу выделить следующие преимущества использования ИКТ на уроках физики:
1. Индивидуализация процесса обучения;
2. рост объёма выполненных заданий на уроке;
3. повышение мотивации и познавательной активности за счёт разнообразия форм работы;
4. возможность переложить часть своей работы на ПК делает процесс обучения более интенсивным, разнообразным, интересным (например: процесс записи определений, законов и других важных частей материала становится более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не приходится ждать пока учитель повторит нужный ему фрагмент ещё раз);
5. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе;
6. ученик осваивает современные информационные технологии, то есть ученик приобретает определённую компьютерную грамотность, а значит и проявить свои творческие способности.
Но существуют также и недостатки применения ИКТ:
1. для подготовки урока с применение средств ИКТ не хватает времени;
2. не у всех учащихся есть домашние компьютеры;
3. сложность внедрения средств ИКТ в поурочную структуру занятий.
В соответствии с поставленными мною целями и задачами была проведена работа по направлениям:
v целенаправленное развитие познавательной активности у учащихся с ЗПР;
v овладение современными педагогическими технологиями, методическими приемами (проектная внеурочная деятельность, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии) и разнообразными формами работы на уроке: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа;
v повышение педагогического мастерства путем прохождения курсов повышения квалификации, различных семинаров, участия в ШМО, на педагогических советах,
v активное вовлечение родителей в совместные мероприятия по воспитанию и развитию детей.
Задачи на следующий межаттестационный период:
1. Освоить технологию создания тестов в MS Word и MS Excel для осуществления контроля знаний учащихся.
2. Создать электронный учебник по некоторым темам школьного курса физики для учащихся с задержкой психического здоровья.
3. Продолжить разработку системы дифференцированных упражнений и заданий, направленных на развитие познавательной активности учащихся с ЗПР.
4. Освоить и внедрить технологию проектной деятельности для развития познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1) Закон РФ «Об образовании». М.: Астрель, 2005.
2) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. М.: Дрофа, 2011г.
3) Закон Свердловской области «Об образовании»
4) Федеральный государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.
5) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 2000.
6) Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии// Первое сентября. Физика. 1999. № 20. С. 3.
7) Демидова, М.Ю. Методический справочник учителя физики/ Сост. М.Ю. Демидова, В.А. Коровин.-М.:Мнемозина, 2003.-229с.:ил.
8) Кавтрев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». – М.: ООО «Физикон», 2000. [Адрес www.college.ru/booklet/1st.html ]
9) Мачульский, В.В. Культура информационной деятельности: Учебное пособие для основной школы (8 класс)./В.В. Мачульский, А.Г. Гейн, В.И. Кадочникова, Е.А. Гвоздева, В.И. Жильцова, В.Г. Мерящеков, А.Г. Мачульская, Т.В. Шпота. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2004.-480с.
10) Пёрышкин, А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 192с.:ил.
11) Семакин, И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 176с.: ил.
Интернет ресурсы:
1) Информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info/Article747.html
2) Сайт по физике http://fizkoval.narod.ru/index.htm
3) Сайт «Физика.ru» http://www.physics.ru/
4) Педсовет http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4766/Itemid,118/
5) Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/
6) Физика в анимациях http://physics.nad.ru
7) Физика. ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
8) Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru.