I. Выявление направленности личности
Диагностика воспитанности
Школьников классным руководителем
В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов и моей собственной практики, можно выделить несколько составляющих воспитанности:
1.Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.
2.Уровень сформированности различных личностных качеств.
3.Направленность личности:
• положительная — на добро и отрицательная — на зло;
• общественная направленность (на себя, на объект,
на других людей — альтруизм, эгоизм).
4.Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.
5.Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).
Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение. Предлагаю апробированный комплект методик, которыми я пользуюсь при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе.
I. Выявление направленности личности
1) «Ситуация выбора»
Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуациях выбора. Для примера предлагаем следующую ситуацию: старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению тематического вечера. В то же самое время в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция возникнет у них на просьбу— их поведение в данном случае может характеризовать воспитанность учащихся. Поведение школьниковвситуациивыбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий (табл. 1). В третьем столбике необходимо поставить знак «+» в строке с выбранным видом деятельности.
Таблица 1
ФИО класс | ||
№ п/п | Вид деятельности или занятия | Твой выбор |
Разработка программы вечера-встречи с выпускниками школы. | ||
Подготовка сюрпризов для педагогов. | ||
Подготовка сюрприза для своих одноклассников. | ||
Изготовление украшений для вечернего платья. | ||
Обучение элементарным навыкам самообороны и т.д. | ||
Проявить свои таланты. | ||
Сделать приятный сюрприз для друзей. | ||
Оказать помощь младшим. | ||
Прославиться в школе. | ||
Поиграть, весело провести время. | ||
Приобрести нужные и полезные знания. | ||
Приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д. | ||
на себя: на объект: на других людей: |
Перечень занятий, которые предлагаются на выбор школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех коллективных дел, которые проводятся в конкретном образовательном учреждении. Сопоставление результатов выбора занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы поведения и деятельности школьника.
2) Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)
Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 2)
Таблица 2