Раздел 5. Совершенствование навыков говорения. Тема 10. Основные направления совершенствования навыков говорения
Тема 10. Основные направления совершенствования навыков говорения. Организация дыхания в речи. Единство механизма дыхания, голосообразования и артикуляции. Постановка голоса, благозвучность (чистота и ясность тембра), широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность, полётность (хорошая слышимость без напряжения говорящего), выносливость (высокая работоспособность, стойкость), помехоустойчивость (варьирования тембра и тесситуры с целью противостоять звуковым помехам), суггестивность (способность голосов внушать эмоции и влиять на поведение адресата независимо от смысла произносимых слов). Темп речи. Звучание речи в различных акустических условиях.
5. Темы практических и/или семинарских занятий
Данная тематика соответствует учебному плану дневного отделения, на заочном отделении возможно объединение тем по усмотрению преподавателя (в соответствии с количеством часов по учебному плану)
Раздел 1. Национальный язык и формы его бытования
Тема 1. Литературный язык и его нормы(семинар)
Вопросы к теме:
1. Раскройте сущность понятия «язык».
2. Назовите и прокомментируйте основные функции языка.
3. Докажите, что язык – это общественное и исторически развивающееся явление.
4. Назовите все формы бытования национального языка, охарактеризуйте их.
5. Перечислите важнейшие признаки литературного языка.
6. Раскройте сущность понятия «норма».
Тема 2. Устная и письменная разновидности литературного языка(семинар).
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте особенности устной речи.
2. Охарактеризуйте особенности письменной речи.
3. Дайте понятие речевого взаимодействия.
4. Охарактеризуйте невербальные средства коммуникации.
Раздел 2. Функциональные стили современного
Русского литературного языка
Тема 3. Понятие функционального стиля. Научный стиль(семинар).
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте понятие «функциональный стиль».
2. Расскажите о взаимодействии функциональных стилей литературного языка.
3. Назовите важнейшие особенности научного стиля и его жанры.
4. Отредактируйте текст научного стиля.
Тема 4. Официально-деловой стиль(практическое занятие).
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте понятие «официально-деловой стиль».
2. Приведите аргументы, доказывающие принадлежность текста к официально-деловому стилю.
3. Отредактируйте текст, принадлежащий официально-деловому стиля.
4. Составьте документ (автобиография, доверенность, заявление, резюме).
Тема 5. Публицистический стиль. Разговорно-бытовой стиль(семинар).
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте понятие «публицистический стиль».
2. Охарактеризуйте понятие «разговорно-бытовой стиль».
3. Приведите аргументы, доказывающие принадлежность текста к публицистическому/ разговорно-бытовому стилю.
4. Отредактируйте текст, принадлежащий публицистическому стиля.
Раздел 3. Основы педагогической риторики
Тема 6. Разделы классической риторики (практическое занятие).
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте этапы подготовки устного выступления.
2. Перечислите важнейшие требования, предъявляемые к публичному выступлению.
3. Проанализируйте композиционные особенности текста.
4. Подготовьте выступление на заданную тему.
Раздел 4. Культура речи
Тема 7. Акцентологические и орфоэпические нормы литературного языка(практическое занятие).
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте особенности русского ударения.
2. Расставьте ударения в словах.
3. Орфоэпические нормы в области гласных.
4. Орфоэпические нормы в области согласных.
5. Произношение некоторых грамматических форм и иноязычных слов.
Тема 8. Лексические нормы литературного языка (полисемии, омонимия, антонимия, синонимия, паронимия. Использование фразеологических единиц)(практическое занятие).
Вопросы к теме:
1. Определите понятие «полисемия».
2. Определите понятие «омонимия».
3. Определите понятие «антонимия».
4. Найдите в тексте ошибки, вызванные употреблением слов в несвойственных им значениях.
5. Охарактеризуйте понятие «синонимия».
6. Охарактеризуйте понятие «паронимия».
7. Отредактируйте текст, используя необходимые синонимы.
8. Найдите в тексте ошибки, вызванные неразличением паронимов.
9. Охарактеризуйте понятие «фразеологическая единица». Отредактируйте текст, используя варианты фразеологических единиц.
Тема 9. Морфологические нормы литературного языка(практическое занятие). Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте морфологические нормы, связанные с употреблением имен существительных.
2. Охарактеризуйте морфологические нормы, связанные с употреблением имен прилагательных, имен числительных, местоимений.
3. Охарактеризуйте морфологические нормы, связанные с употреблением глагольных форм.
4. Отредактируйте текст в соответствии с морфологическими нормами русского языка.
Тема 10. Синтаксические и стилистические нормы литературного языка(практическое занятие).
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте нормы управления в словосочетании.
2. Охарактеризуйте синтаксические нормы простого предложения.
3. Охарактеризуйте синтаксические нормы сложногопредложения.
4. Отредактируйте текст в соответствии с синтаксическими и стилистическими нормами русского языка.
Тема 11. Выразительность как одно из важнейших коммуникативных качеств речи (практическое занятие).
Вопросы к теме:
1. Назовите и охарактеризуйте коммуникативные качества речи.
2. Проанализируйте текст и определите использованные в нем тропы.
3. Проанализируйте текст и определите использованные в нем фигуры речи.
4. Составьте текст, используя тропы и фигуры речи.