Материальные средства совершенствования речевых навыков говорения

В качестве средств могут выступать как материальные, так и операционные средства. О них мы говорили во 2 главе. Рассмотрим лишь специальные материальные средства.

Таким средством является разговорный текст. Разговорный текст как материальное средство СРНГ должен выполнять следующие функции:

1) функции речевого образца,

2) стимула общения,

3) основы для создания ситуаций.

Для выполнения этих функций он должен отвечать психологическим, лингвистическим и методическим требованиям. Рассмотрим их.

Психологические требования заключаются, прежде всего, в том, что текст, с одной стороны, должен быть средством речевого воздействия на слушающего в нужном для говорящего направления, с другой стороны, текст одновременно служит объектом восприятия и является для реципиента объектом смысловой переработки.

Воздействуя на слушающего, говорящий хочет донести до него свою точку зрения, поэтому текст должен содержать точку зрения говорящего, его оценку, отношение (модальность РТ).

Речевое воздействие заключается не только в том, что говорящий высказывает свою точку зрения, цель его – побудить слушающего к высказыванию, «спровоцировать его поведение в нужном направлении» (А.А.Леонтьев). Отсюда следует, что нужно учитывать особенности, духовные потребности, желания реципиента. Материал должен быть интересен для обучающегося, т.е. соответствовать уровню его интеллектуального развития и вызывать за счет этого его активность (ориентированность РТ).

Психолингвистические требования заключаются в том, что реципиент должен воспринять РТ как нечто целое, понять его общий замысел. Отсюда вытекает, что в разговорном тексте должен быть не только план значений, но и план смысла.

Чтобы текст воспринимался как единое коммуникативное целое, он должен обладать логичностью, целостностью и информативностью.

В речевом продукте выше уровня фразы определенные факты или события связаны между собой, сравниваются друг с другом, противопоставляются, т.е. находятся в причинно-следственной зависимости, - и все это должно находить отражение в тексте путем определенного порядка и логического сочетания предложений (фраз).

Смысловая целостность текста заключается в единстве его темы и проявляется в том, что каждое последующее предложение в сверхфразовом единстве опирается в коммуникативном плане на предшествующее.

Информативность текста является одним из условий эффективности его смыслового восприятия, что связано с фактором «интересности» сообщения для реципиента. Чем текст интереснее для учащихся, чем больше информации он для них содержит, тем больший отклик он найдет в их душе. Поэтому, предлагая материал текста, следует учитывать уровень развития личности, ее возрастные особенности, интересы, мировоззрение.

В связи с этим необходимо отметить, что стимуляция речевой активности есть главная задача разговорных текстов в рассмотренных аспектах. Эта активность возможна в том случае, если все отмеченные выше качества текста интегрируются в единое целое. Таким целостным качеством текста можно считать коммуникативную направленность, т.е. его способность так воздействовать на реципиента, чтобы вызвать его определенное отношение к воспринятому.

Лингвистические требования определяют необходимость адекватных способов передачи содержательной и смысловой стороны текста: эмоциональность, выразительность и обращенность.

Эмоциональность достигается, с одной стороны, стилистическими средствами речи: построение предложений, порядок слов, усилительные частицы и т.п.; средства, которые придают эмоциональность устному высказыванию (тексту) – мелодика, ударение, пауза, акцентуация - могут быть на письме частично выражены за счет знаков препинания – многоточий, восклицательных и вопросительных знаков, тире. С другой стороны, эмоциональная окрашенность текста достигается благодаря наличию точки зрения самого говорящего, его субъективного оценочного отношения к событиям и героям.

Обращенность текста – это наличие собеседника, пусть и предполагаемого. Она может быть выражена в форме непосредственной апелляции к собеседнику (читающему) риторическими или конкретными вопросами, что заинтересовывает и стимулирует к ответной речевой деятельности.

В этом плане важна форма подачи материала в тексте, характер и способ изложения. Из форм подачи могут быть полезными тексты от первого лица. Эти тексты подразумевают непосредственного партнера, а в силу этого обладают наибольшей обращенностью. Кроме того, таким текстам наиболее присущи стилистические особенности устной формы речи. Это укороченные предложения, т.е. стремление избегать слишком сложных конструкций с придаточными предложениями, что придает речи большую выразительность и экспрессивность и находит свое выражение в ритмико-интонациональной окраске текста; своеобразное сочетание слов, которое выполняет особую стилистическую нагрузку; наличие усилительных элементов, частиц, вопросительных слов, восклицаний и т.п. Все это придает текстам динамичность, эмоциональную окрашенность, привлекает внимание реципиента, действует на его чувства и мысли.

Наибольший интерес и желание высказаться с точки зрения характера изложения вызывают сообщения, в достоверности которых учащийся сомневается, а также, если в них дается оценка, не совпадающая с его оценкой.

Что касается способа изложения, то решению задач речевого общения наиболее соответствует текст типа «рассуждение». Рассуждение связано с выявлением определенных связей и свойств, относящихся к той или иной проблеме, и содержит в себе элементы анализа и синтеза, так как его целью является высказывание своей точки зрения и доказательство ее правильности, а для этого необходимо привести нужные факты, аргументы, расположить их в определенной причинно- следственной зависимости. Для рассуждения характерны риторические вопросы, дефиниции, авторская оценка, модальные слова.

Что касается методических требований, прежде всего, заметим, что выделение их условно, ибо и все предыдущие требования служат методическим целям. Как уже указывалось выше «разговорный» текст рассматривается в качестве основы для совершенствования речевых навыков. Задача совершенствования и определяет характеристики разговорного текста. Важность точного определения всех его характеристик объясняется тем, что они по сути дела являются условиями, в которых совершенствуются речевые навыки. Собственно методический аспект текста заключается в следующем:

«Разговорный» текст должен быть небольшим по объему, не должен содержать незнакомых речевых единиц. Текст строится на материале, полностью усвоенном на этапе формирования навыков. Усвоенный материал сталкивается с ранее изученным, и это уже представляет известную трудность для учащихся, которая не должна усугубляться наличием нового языкового материала. Фразы, составляющие разговорный текст, должны быть обязательно новыми трансформациями того, что было усвоено раньше. Так, за счет новых комбинаций на основе ранее изученного достигается новизна.

Следует заметить, что в разговорных текстах допустимы названия реалий или сложные слова, слова интернациональные, о значении которых можно догадаться по контексту или по словообразовательным признакам.

Важным моментом является повторяемость в текстах усваиваемых лексических единиц и грамматического материала данного цикла и включение того и другого в сеть многообразных связей, что является условием для создания гибких устойчивых навыков, способных к переносу в речевую деятельность. Подобная сеть многообразных связей может быть достигнута серией разговорных текстов с различной степенью трудности и различного объема.

Какова же роль РТ для совершенствования качеств навыков (устойчивости, гибкости) и развития качеств речевого умения (целенаправленности, динамичности, продуктивности, самостоятельности)?

Как известно, устойчивостьнавыка проявляется в его невосприимчивости при столкновении и взаимодействии с другими навыками и может быть выработана только в том случае, если вновь сформированный навык «сталкивается» с усвоенным ранее, т.е. при взаимодействии разных навыков (до их включения в «свободную» речь). В этом случае внимание не сосредотачивается на автоматизированной форме, оно рассеивается, что и является предпосылкой для закаливания навыка. В материале текстов ранее изученные грамматические конструкции наполняются новыми лексическими единицами или новое грамматическое явление употребляется в сочетании с ранее изученными, что и является условием выработки такого важного качества, как устойчивость.

Гибкость навыка проявляется, с одной стороны, как способность включаться в новой ситуации (которая не имела места в процессе автоматизации) и, с другой стороны, как способность функционировать на основе нового речевого материала (который не использовался в процессе автоматизации). Гибкость навыков, особенно в плане их способности функционировать на новом речевом материале, создается благодаря включению в речь достаточного количества вариативного материала. Повторяемость в текстах автоматизируемых ЛЕ и грамматического материала, его трансформации и включения в сеть многообразных связей и создает условия для выработки гибкого навыка, способного к переносу в речевую деятельность.

Совершенствование названных качеств будет способствовать зарождению качеств умения, в первую очередь целенаправленности, динамичности, продуктивности, самостоятельности.

Целенаправленностькак качество проявляется в способности воздействовать на собеседника в нужном направлении. Формированию этого качества будет способствовать характер РТ как речевого образца, его коммуникативная направленность, что является предпосылкой целенаправленного воздействия на собеседника.

Динамичность умения есть способность использовать материал в любой новой ситуации общения, т.е. способность осуществить перенос выработанных связей в новые обстоятельства. Предпосылкой для выработки данного качества умения является включение речевого материала (автоматизируемых грамматических явлений и ЛЕ) в различные сочетания и разнообразные системы связей, благодаря чему у учащихся и создается опыт употребления слов и грамматических конструкций в различных ситуациях. Очень важную роль при этом играет смысловой контекст. Слово помимо своего объективного значения, имеет и другую сторону, именуемую индивидуальным смыслом, который рождается из прежнего опыта и непосредственной ситуации. В силу этого, слова и следует включать в разнообразные ситуации, чтобы у учащихся мог выработаться индивидуальный опыт их употребления.

Под продуктивностью умения понимается способность создавать новый речевой продукт, т.е. способность к «речетворчеству». При формировании данной способности на основе текста большую роль играет развитие интерпретационных возможностей учащихся. Поэтому особое внимание следует обратить на логическую обработку материала (РТ). Учащиеся должны научиться находить и связывать между собой определенные смысловые части текста, устанавливать виды отношений, существующие между ними, уметь сопоставлять их и т.д., иначе говоря, овладевать закономерностью построения речевого высказывания. Хотя на этапе совершенствования речевых навыков мы обучаем подготовленной речи, но что касается логики высказывания, то и подготовленное и неподготовленное высказывания имеют идентичную модель, отражающую логику развития мысли. Однако для того, чтобы уметь создавать новый речевой продукт, мало овладеть логикой высказывания, надо уметь включить известный материал в новые системы связей, т.е. овладеть умением комбинирования, источником которого будет являться материал РТ. Наличие нескольких РТ на данном этапе работы дает возможность производить анализ, сравнения различных точек зрения, вследствие чего осуществляется связывание одного речевого материала с другим, его комбинирование, результатом которого является речевой продукт (новое речевое высказывание). Благодаря включению материала в новые системы связей на этапе совершенствования навыков осуществляется переход от подготовленного высказывания к неподготовленному и, соответственно, развиваются механизмы репродукции и комбинирования, на которых основывается качество умения продуктивность.

Самостоятельностьумения означает независимость речепорождения от каких-либо опор. Использование РТ и работа над ним способствует также формированию и развитию самостоятельности другого рода: самостоятельного составления программ высказывания. Выработка умения составить самостоятельную программу высказывания определяется в большей степени структурой, характером и способом деятельности с речевым материалом (текстом). Надо так организовать умственную деятельность учащихся, чтобы работа требовала от них активных содержательных мыслительных процессов, имела определенный личностный смысл. В этом случае следует затрагивать эмоциональную сферу жизни учащихся, вызывая их интерес за счет новизны, необычности постановки проблемы, эмоциональной окрашенности материала. В силу того, что материал явится предметом активного отношения, он будет лучше усваиваться. Данные экспериментов в работах П.И.Зинченко, В.Я.Ляудис, А.Р.Лурия свидетельствуют о том, что лучше запоминается тот материал, на который направлена деятельность, который вызывает активное отношение и является предметом активной работы.

Рассмотрим операционные средства СРНГ.

Наши рекомендации