Карта коммуникативного развития ребенка
Неотъемлемым компонентом поэтапного хода логопедической работы с безречевыми детьми является организация наблюдения и фиксирование изменений в развитии общения и речи. Желательно вести индивидуальную карту развития ребенка, регулярное заполнение которой позволит решить следующие задачи:
- выявить индивидуальные особенности безречевого ребенка, от которых зависит эффективность занятий;
- найти оптимальные способы воздействия на поведение каждого дошкольника;
- проследить развитие составляющих коммуникативной деятельности под влиянием целенаправленной работы и, соответственно корректировать приемы работы с каждым ребенком.
Фамилия, имя___________________________________
Возраст________________________________________
Заключение о состоянии речи_____________________
Дата начала наблюдения__________________________
Личностные Качества | Показатели | Оценка качеств в баллах (во времени) | |||||
Исходное положение | Через 3 месяца | Через 6 месяцев | Через 9 месяцев | Через 1 год | |||
Психофизические | Двигательная активность: - степень подвижности; - наличие двигательных расстройств; - мелкая моторика; быстрота реакций | Психическая активность: -реакция на поощрение; -уровень возбуждения; -уровень торможения | |||||
Организационно- волевые | - терпение; - воля; - подчинение требованиям | ||||||
Ориента- ционные | Тип установки: - на процесс; - на результат | Интерес к занятиям | |||||
Коммуникативные | - потребность в общении; - использование невербальных компонентов коммуникации; - быстрота вступления в контакт; - эмпатийность; - экспрессивность; - целенаправленность; - сотрудничество; - импульсивность; - широта круга общения |
Названные личностные качества необходимы для выявления индивидуальных особенностей безречевого ребенка, поскольку они дают многомерную характеристику личности, легко наблюдаемы, контролируемы и доступны для анализа.
В первый блок объединены качества, генетически присущие ребенку и составляющие психофизическую основу его саморазвития. К ним относятся двигательная и психическая активности.
Параметры двигательной и психической активностей определяются методом наблюдения за уровнем непроизвольной и произвольной деятельности ребенка. В ходе логопедических занятий выявляется степень регулируемости двигательной и психической активностей под влиянием внешнего контроля или собственных усилий. Выделены три уровня активности: внешне побуждаемая; стихийная и управляемая самим ребенком (последний вариант свидетельствует о наличии навыков самоорганизации).
Во второй блок объединены организационно-волевые качества, являющиеся субъективной основой саморазвития личности.
Третий блок ориентационных качеств объединил характеристики, активизирующие ребенка.
Завершает индивидуальную карту развития четвертый блок качеств — коммуникативный, его составили показатели, характеризующие дошкольника с точки зрения общения. Выделенные в карте показатели дифференцированы по степени значимости для коммуникативной деятельности. Они фиксируют коммуникативную компетентность ребек са, помогают изучить характер протекания коммуникативной деятельности и интенсивность ее протекания.
Заключение
Предлагаемая система занятий в течение 20 лет апробирована автором. Тем не менее, она рассматривается как один из возможных путей интенсификации формирования общения и речи у безречевых детей.
Предлагаемые приемы опираются на неуклонное проведение принципа последовательного воздействия с использованием сохранных функций для нормализации нарушенных. Успешное формирование общения и речи невозможно без разработки средств и способов, обеспечивающих реализацию системы обратных связей. Предлагаемые модели следует рассматривать как начальные этапы логопедической работы с безречевыми детьми. Необходимо получить положительные результаты перед переходом к применению всего современного арсенала коррекционно-педагогического воздействия.
Наиболее существенный момент при формировании общения и речи у безречевых детей — совмещение развивающего и эмоционального начал, использование при этом положительных результатов, закрепляющих, в свою очередь, желательное поведение, развитие эмпатии, сотрудничества, потребности в общении. Нельзя приступать к работе по формированию речи без предварительной работы по эмоциональной активизации ребенка, повышающей его психический тонус.
На начальном этапе обучения нужно опираться на невербальные компоненты коммуникации как наиболее доступное средство общения, не ставя целью дальнейшее развитие этой формы речи.
Организованное поэтапное активное обучение общению с развитием структуры психологических механизмов положительно влияет на формирование общения и речи у безречевых детей.