Ель-ель-ель, ель-ель-ель — я пью клюквенный ....
Упражнение «Загадки».Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогуткартинки. Соедини загадки с картинками-отгадками. Повтори названия всех картинок-отгадок.
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи, Словно синенький глазок, Смотрит в небо...
(Василёк) Т. Шорыгина
Эта птица на охоту Шлёпает всегда к болоту. Медленно она ступает И лягушек собирает. (Цапля) Н. Кнушевицкая
С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни. Никогда я не сержусь На проделки ребятни.
(Воспитатель) Т. Шорыгина
К земле никнет стебелёк, Ягодка, как огонёк. (Земляника) Т. Шорыгина
В алом сарафане Куколка-матрёшка. Сорвёт её Таня, Положит в лукошко.
(Малина) Т. Шорыгина
Он с оранжевою кожей, Что на солнышко похожа.
А под кожей — дольки. Посчитайте, сколько?
(Апельсин) Т. Шорыгина
Упражнение «Расскажи-ка».Послушай рассказ. Вспомни и назови слова со звуком Ль.
Косточка
Мама с папой купили слив и хотели дать их детям после обеда. Коле очень хотелось попробовать сливы. Когда все ушли, он потихоньку съел одну сливу.
Но за обедом папа увидел, что одной сливы не хватает и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?»
Все ответили: «Нет». И Коля ответил: «Нет».
Тогда папа сказал: «Беда в том, что в сливах есть косточки, и тот, кто съест косточку может сильно заболеть!»
Коля услышал это, побледнел и прошептал: «Я косточку не ел, я её в окошко выкинул...». И все засмеялись, а Коля заплакал.
(По Л. Толстому)
Рассмотри картинки. Какая картинка должна быть первой? Поставь в кружке рядом с этой картинкой цифру 1 (или обозначь номер картинки точками). Проделай ту же работу с остальными картинками. Перескажи рассказ по картинкам.
Упражнение «Пересказ с картинками».Повтори каждое предложение, заменяя картинкисловами. Придумай название рассказу.
Оля и Виталик отдыхали в селе у дедушки Коли.
Ни дня не сидели без дела! Собирали в ягоды –
и , помогали ухаживать за
и , кормили маленьких , поливали
из садовую . Осенью вернулись домой.
Следующим они снова поедут отдыхать к
.
Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предложениями.) Перескажи рассказ с самого начала.
Когда Оля и Виталик были у дедушки?
Какие ягоды ребята собирали в лесу?
За какими животными они ухаживали?
Каких птенцов кормили Оля и Виталик?
Какой цветок дети поливали из лейки?
Хотят ли дети поехать к дедушке снова?
Упражнение «Весёлый поезд»*.Помоги пассажирам отправиться в путешествие навесёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ль. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
* Начиная с этого задания, детям предлагаются упражнения по обучению грамоте.
Упражнение «Найди слово».Назови картинки, выделяя звук Ль. Найди слова, в которых звукЛь находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку
с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Упражнение «Раскрась звуковую схему».Используя цветные карандаши, раскрась
звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки.
Упражнение «Подбери слова на слоги».Прочитай слоги. Найди картинки, названия которыхначинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ли------лилия.
Слова для справок: ли — линейка, лимон, лилия, лиса, лицо; ле — лейка, лебедь; лю — люди, лютик.
Упражнение «Волшебная дорожка».Маленький оленёнок заблудился в лесу. Помогиему добраться до мамы. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.
Упражнение «Слово рассыпалось».Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши ихназвания из рассыпанных букв. Придумай по 2—3 предложения с каждым словом.
Упражнение «Слоговое лото».Помоги Вале собрать букет из листьев. Прочитай записанныена листьях слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на листьях с одного дерева (одинаковой формы). Составь предложения с получившимися словами.
Упражнение «Собери слово».Выполни задания доктора Айболита, и ты узнаешь, когоон сегодня вылечил. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом.
Первый ход — буква, отмеченная красной звёздочкой.
Второй ход — две клетки вниз.
Третий ход — одна клетка влево.
Четвертый ход — две клетки вниз.
Пятый ход — четыре клетки вправо.
Шестой ход — три клетки вверх.
Седьмой ход — одна клетка вправо.
Первый ход — буква, отмеченная зелёной звёздочкой.
Второй ход — две клетки вверх.
Третий ход — пять клеток влево.
Четвертый ход — три клетки вниз.
Пятый ход — одна клетка вправо.
Шестой ход — одна клетка вниз.
Седьмой ход — три клетки вправо.
Упражнение «Расшифруй слова».Помоги улитке отгадать слова. Составь их из первыхбукв слов-названий картинок и запиши в пустые клеточки.
Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. (Липа, лисята, лента, лес.) Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».
ББК 74.3
К63
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России
Издание развивающего обучения
Комарова,Л.А.
К63 Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях.Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
ISBN 978-5-296-00866-4
В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звука Ль у дошкольников
4—7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука
в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.
Автоматизация звука Ль проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррекционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).
Пособие предназначено для проведения индивидуальной работы с ребенком и адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.
ББК 74.3
Редактор — Н.Е Арбекова
Иллюстрации — Д.Р. Кудряков, Н.В. Кулакова
Обложка — Д.Р. Кудряков
Корректор — Е.А. Дегтярёва
Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел.:8-926-215-10-05.Эл. почта: [email protected]
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д. 004022.04.07 от 11.04.2007 г.
Подписано в печать 22.03.2008. Печать офсетная. Объем — 2 п.л.
Формат 84x108/16. Тираж 10 000 экз. Заказ № 3714
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Московская типография №2».
129085, Москва, Проспект Мира, 105. Тел.: (495) 682-24-91, 682-54-05.
ISBN 978-5-296-00866-4
© Комарова Л.А., 2008
© Оформление. ООО «Издательство
© ЗАО«МЦФЭР», 2008
ГНОМ
и Д»,