Лекция 1. Теории и технологии обучения

1. Сущность теории обучения. Основные категории дидактики.

2. Закономерности и принципы обучения.

3. Содержание, методы и организационные формы обучения.

4. Технологии обучения.

5. Логика учебного процесса.

6. Теории обучения

Литература:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2002, с. 86-89.

2. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. – М, 2005.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980,с. 53-66.

4. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

6. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений – 6-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – 512 с.

1. Дидактикаможет рассматриваться как теория обучения, как искусство учить всех и всему.

Обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей (проект Закона об образовании).

Обучение- это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование последнего. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением.

Преподавание – специальная деятельность преподавателя, учителя, направленная на организацию учебной деятельности обучающихся, предоставления условий для осуществления ими учебной деятельности, на сообщение учащимся суммы знаний, формирование у них умений и навыков в том числе предметных и надпредметных, воспитание и развитие их в процессе обучения.

Учебная деятельностьпредставляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Учебная деятельность по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову - это специфическая деятельность, направленная на изменение самого субъекта деятельности - школьника, которое заключается в овладении им определенными способами действий. А.А. Кирсанов рассматривает учебную деятельность, во-первых, как умственные и практические действия учащихся, опосредованные педагогическими воздействиями, осуществление которых обеспечивает усвоение научных понятий, способов действий, личностное развитие; во-вторых, как форму активного отношения учащихся к учебному материалу (учебному предмету, явлению); в-третьих, как форму включения учащихся в систему общественных отношений, в совместную деятельность, в процессе которой усваивается многообразие специальных качеств личности. Учебная деятельность - это всегда целенаправленная активность человека, в результате которой он приобретает знания, умения и навыки, в том числе и универсальные.

Эти деятельности описывают активность каждого из участников педагогического процесса. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве. Таким образом, обучение можно определить как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными стандартами, учебными планами и программами.

Сущность процесса обучения в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

Основная функция полноценного процесса обучения состоит в том, чтобы за оптимальный срок наилучшим образом научить молодое поколение получать, перерабатывать и использовать знания, умения для решения жизненных и профессиональных задач.

Функции обучения

Образовательная: овладение знаниями о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, общими и специальными умениями и навыками, опытом репродуктивной и преобразующей деятельности; миропонимание и мировоззрение личности

Развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, функционального и смыслового значения речи; развитие эмоций, чувств, воли, воображения, операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, двигательной культуры, способностей и дарований и т.д.

Воспитательная: воспитание культуры чувств, культуры мышления, нравственных норм, эстетических идеалов и вкусов, трудолюбия, ответственности и т. д.

Исходя из целевых и функциональных аспектов дидактики можно определить иерархию задач, решаемых теорией обучения: определение объема и содержания научного знания; формирование технологического инструментария, ориентированного на функции дидактики; создание оптимальных условий организации учебного процесса и их коррекция.

Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы.

1. Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности.

2. Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

3. Как обучать? — Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

Результатом обучения будет развитие личности ученика, формирование знаний, умений и навыков.

По ФГОС результаты обучения могут быть:

предметные (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира);

метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);

личностные - это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий[24].

Развитие личности —качественное изменение социально-значимых качеств человека (мотивационная сфера личности, развиие психологических качеств личности: характер, способности, эмоциональная сфера).

Знания– результаты познания, научные сведения; совокупность сведений в какой-либо области, наличие понятий, представлений о чем-либо.

Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Навыки – действия приобретенные в результате многократного их выполнения; действия доведенные до автоматизма.

Опыт деятельности –отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания. Это совокупность знаний и умений. (Ожегов С.И.)

Для педагога важно четко понимать какая информация должна стать знанием ученика и должна быть им запомнена, например, на всю жизнь, а что может быть только иллюстрацией к основным сведениям; какие конкретные умения ученик должен приобрести, какие из умений, в том числе универсальные, должны быть доведены до автоматизма.

Компетенции –это способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области[25].

Наши рекомендации