Структура процесса обучения. Процесс обучения как любая система состоит из отдельных элементов, связанных между собой
Процесс обучения как любая система состоит из отдельных элементов, связанных между собой. Ю.К. Бабанский считал, что поскольку понятие "процесс" употребляется для обозначения хода, развития какого-то явления и отражает последовательную смену моментов развития, логично в процессе обучения выделять цель, мотивы, содержание, формы, методы, контроль и оценку результатов обучения. В связи с этим были выделены следующие структурные компоненты процесса обучения:
• целевой;
• стимулирующе-мотивационный;
• содержательный;
• операционно-деятельностный (формы и методы обучения);
• контрольно-регулировочный;
• оценочно-результативный.
Целевой компонентпроцесса обучения отражает осознание учителем и учащимися цели и задач изучения раздела, темы, учебного предмета в целом. Цель — это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. От цели учебного процесса зависят остальные компоненты процесса обучения: содержание учебного материала, структура занятия, методы учебной деятельности. Цель процесса обучения предполагает цель преподавателя и цель учащегося. Цель учащегося — овладение учебным материалом, усвоение и присвоение его. Педагог имеет иную цель: создать оптимальные, благоприятные условия для учащегося с тем, чтобы он успешно достиг своей цели по овладению знаниями, выработке умений и навыков.
Стимулирующе-мотивационный компонентпредполагает, что учитель будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса к учению и потребности в нем.
Содержательный компонентпроцесса обучения определяется учебным планом, учебными программами и конкретизируется учителем в ходе проведения занятий с учетом уровня подготовленности учащихся, их интересов.Содержание обучения И.Я. Лернер определяет как часть социального опыта или, что то же самое — социальной культуры. Содержание в процессе обучения имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности, в котором сосредоточены научные термины, понятия и другая информация. Во-вторых, для преподавателя и для учащихся — это объект учебной деятельности. Преподаватель его "обрабатывает" и транслирует (передает) учащимся так, чтобы они его усвоили. Для учащегося — это тоже объект, который необходимо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В-третьих, для преподавателя содержание представляет и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воздействует на умы, чувства, нравственную и иную культуру.
Операционно-деятельностный компонентотражает процессуальную сущность обучения и реализуется посредством определенных форм и методов обучения.
Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль за эффективностью процесса обучения и в случае необходимости его корректировку.
Оценочно-результативныйкомпонентпредполагает оценку педагогом и самооценку учениками результатов, достигнутых в процессе обучения.
Характеризуя данные компоненты, Ю.К.Бабанский отмечает, что вышеприведенная последовательность и содержательная характеристика компонентов являются типичными для учебного процесса. (Педагогика. Под ред. Ю.К.Бабанского М., 1998.- С. 346, 347,349.).
Вопросы и задания
1. В чем заключается сущность процесса обучения?
2. Как вы понимаете двусторонний характер процесса обучения?
3. В чем сущность внутренних и внешних противоречий?
4. Какова структура процесса обучения?
5.Какой компонент процесса обучения можно назвать структурообразующим?
ТЕМА 11. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.
Соотношение закономерностей, принципов и правил обучения
Общие и специфические закономерности обучения