Я учусь
ГОВОРИТЬ
И читать
Рекомендовано Ученым советом Педагогического общества России
в качестве учебного пособия для дошкольников
Допущено департаментом образования Пермской области
АЛЬБОМ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Альбом 1 является составной частью комплекта пособий «Учим ребенка говорить и
читать». Работа с ним рассчитана на один период обучения и содержит систематизиро-
ванный авторами практический материал, который поможет логопеду организовать, спла-
нировать и провести эффективную коррекционную логопедическую работу с детьми.
Первоначально ребенку дается элементарное представление о назначении речи. Да-
лее он получает знания о строении языка: знакомится с понятиями «предложение», «сло-
во», «звук». Вводится их графическое обозначение.
Работа с альбомами поможет воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи,
сформировать фонематическое восприятие. На всех этапах обучения предусматрива-
ются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений раз-
личных конструкций, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картин-
ке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.
Предлагаемые в альбоме 1 задания и упражнения помогут детям:
—уточнить правильное произношение звуков: у, а, о, и, э, ы; м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть;
познакомиться с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т;
—сформировать понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, соглас-
ный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение;
—развить артикуляционную моторику и различать на слух изученные гласные и соглас-
ные звуки;
—дифференцировать гласные звуки; согласные звуки (по твердости-мягкости);
—выделять гласный звук из начала и конца слова в ударной и безударной позиции;
выделять согласный звук из состава слова;
—анализировать и синтезировать обратные и прямые слоги;
—проводить звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, с использо-
ванием разрезной азбуки, печатания
—делить слова на слоги и проводить слоговый анализ односложных и двусложных слов;
—воспитывать внимание к изменению грамматических форм слова, способам словооб-
разования;
—восполнить недостатки в формировании лексико-грамматического строя речи;
—развить просодическую сторону речи и психические процессы (восприятие, внима-
ние, память, мышление).
Пособия комплекта «Учим ребенка говорить и читать» помогут ребенку попасть в уди-
вительный мир родного языка, зажечь в ребенке огонек любознательности, жажды но-
вых открытий в овладении родной речью, увлекут и разовьют его любовь к обучающим
занятиям и самостоятельному чтению.
Посмотри на картинки и скажи, для чего нужна речь. |
С помощью речи люди общаются друг с другом. |
С помощью речи люди узнают новое. |
Скажи, что изображено на картинках? |
Наша речь состоит из предложений. |
Катя поливает цветы из ... . |
Предложение должно быть законченным. |
Девочка купает куклу. Раскрась кружки по порядку выполнения действий. |
Расскажи о купании куклы. |
В рассказе предложения должны идти по порядку. |
Составь предложения по картине. |
В предложении может быть: одно слово — Осень. два слова — Небо потемнело. три слова — Дует холодный ветер. четыре слова — Деревья надели пестрый наряд. |
Предложения состоят из слов. Каждое слово в предложении обозначим линией. Первое слово — начало предложения — обозначим | . В конце поставим точку. |
Послушай и определи, предложения ли это. |
Слова в предложении «дружат» и следуют в определенном порядке. |
Рассмотри картинку и ответь на вопросы: Что это? Кто это? |
Какие предметы окружают детей? |
Рыбки, клетки, попугай, часы, стол — это слова, называющие предметы. Про людей и животных спрашивают: «Кто это?», про остальные предметы: «Что это?» |
Помоги Ивану Царевичу провести границу между царствами |
Лазает, прыгает, бросает, бегает, идет, приседает — это слова, называющие действия. |
Как передвигаются эти животные? Назови слова, называющие действия. Составь с этими словами предложения по схеме |_____________ |
СЛОВА, НАЗЫВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Назови лишнее слово.