Методы реализации программы
Название метода и его краткая характеристика | Особенности деятельности взрослого | Особенности деятельности ребёнка |
Информационно-рецептивный метод— экономный путь передачи информации. | Предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения. | Восприятие образовательного материала, осознание, запоминание. |
Примеры применения: Наблюдение, рассматривание картин, просмотр обучающих компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение. | ||
Репродуктивный методоснован на много- кратном повторении ребёнком информации или способа деятельности. | Создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением. | Актуализация представлений, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание. |
Примеры применения: Упражнения (без повторения!) на основе образца воспитателя, беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель | ||
Проблемный метод(метод проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь её решения. | Постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др. | Восприятие образовательного материала, осознание представлений и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание. |
Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идёт применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин, дидактические игры: лото, домино и др. | ||
Эвристический метод(частично-поисковый) – проблемная задача делится на части –проблемы, в решениикоторых принимаютучастие дети (применение представлений в новых условиях). | Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей. | Восприятие и осмысление задания, актуализация представлений, самостоятельное решение части задачи, запоминание. |
Примеры применения: Упражнения (без повторения!) конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа. | ||
Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем. | Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования. | Восприятие проблемы, составление плана её решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль. |
Примеры применения: Творческие задания, экспериментирование. |
2.6.4. Методы и приёмы сопровождения детей в учебной деятельности (раздел: «Обучение элементам грамоты) в соответствии с образовательными маршрутами.
Методы и приемы сопровождения детей I образовательного маршрута (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)
Методы и приемы | I этап организованной деятельности | II этап организованной деятельности | III этап организованной деятельности |
Наглядные методы и приемы | 1. Показ наглядного материала (дидактические игры, пособия, картинки, предметные картинки, игрушки и т.д.) | ||
- использование разнохарактерного материала по теме («Выбери картинки, в названии которых есть звук «Р»); - обращение к наглядности (эпизодическое) | - частичная замена наглядного материала на словесную инструкцию («Попробуй изменить слово так, чтобы в названии картинки появился звук «Р»); - побуждение детей к самостоятельному использованию наглядного материала («Проверь, есть ли в названии этой картинки звук «Р») | - использование словесной инструкции («Придумай слова, чтобы звук «Р» был в начале слова»); - отсутствие наглядности («Придумай слова из 3-х (4-х, 5-ти) звуков…»); - использование ребусов, шарад, кроссвордов для решения проблемных ситуаций (Воспитатель выражает уверенность в успехе ребенка: «Я уверена в том, что ты сможешь отгадать зашифрованное слово») | |
2. Включение наглядного материала с символическим изображением (картинки-схемы, звуковые схемы, фишки-игрушки, «Звуковые часы»,цветные фишки, алгоритмы) | |||
- использование разнохарактерного материала по теме; - использование трехзвуковых моделей звукового состава слов («Отгадайте звуки в слове «МАК», «ЛЕС» и т.д.…»); - самостоятельное проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого) и красного цвета | - побуждение детей к самостоятельному использованию наглядного материала («Докажи, что в слове «Буратино» 4 слога. Сделай это по-разному»); - использование четырехзвуковых моделей звукового состава слов различной конструкции («Отгадайте звуки в слове «ЛИСА», «УТКИ» и т.д.…»); - самостоятельное проведение звукового анализа слов с использованием фишек синего, зеленого и красного цвета | - самостоятельное обращение к наглядности (подбор ребенком необходимых средств) («Какая схема нужна, чтобы отгадать звуки в слове «роза»?»); - использование усложненных четырехзвуковых и пятизвуковых моделей слов различной конструкции («Отгадайте звуки в слове «КЛЕЙ», «ЛЕЙКА» и т.д.»); - самостоятельное проведение звукового анализа слов с использованием фишек синего, зеленого, красного цвета и дополнительной черной фишки; - проведение звукового анализа слов без использования фишек (в умственном плане) | |
3. Образец | |||
- образец звукового анализа слов с качественной характеристикой звуков дается воспитателем; - использование образца воспитателя для вычленения словесного ударения и его обозначения на схеме; - грамматические правила и термины даются педагогом | - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на картинку-схему или звуковую схему; - наблюдение за действиями ребенка; - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на правила | - отсутствие образца; - отсутствие образца; - самостоятельное использование правил детьми в решении проблемных ситуаций | |
Словесные методы и приёмы | 1. Приемы передачи информации детям (рассказ, объяснение, инструкция) | ||
- объяснение однократное, при необходимости повтор объяснения («Придумай слова похожие по звучанию»); - объяснение подробное, с выделением ключевых моментов («Если перенести ударение на другой гласный звук, то изменится смысл слова»); - объяснение с установкой на внимательное слушание и запоминание («Волшебные» звуки можно пропеть, протянуть с помощью голоса…Во время их произнесения воздушная струя не встречает преград во рту…Они называются гласными…») | - отсутствие объяснений; - объяснения краткие: - самостоятельная работа, - объяснение детьми выполнения задания («Отгадай звуки в слове «ЛИСА». Расскажи, что у тебя получилось»); - обращение к опыту детей («Какой «секретик» вы знаете про звуки без пары?») - передача информации ребенком («Таня, напомни правило…») | - инструкции, требующие рефлексии детей («Я буду делать это…, потому что…», «Я думаю, что…»); - объяснения сведены к минимуму; - обращение к картинкам и схемам | |
2. Вопросы | |||
- использование поисковых вопросов («Можно ли использовать эту схему, чтобы отгадать звуки в слове «ВИШНЯ?») | - побуждение детей к составлению поисковых вопросов по теме («Как можно измерить протяженность слова?») | - использование поисковых вопросов для уточнения смыслоразличительной функции звуков или «поиска» ударения в слове («Что будет, если безударный гласный поставить под ударение…?», «Что произойдет, если…?») | |
| |||
- использование образца педагога; - использование словесной инструкции | - использование образца педагога по необходимости; - взаимодействие детей в парах или компаниях | - отсутствие образца взрослого; - самостоятельная работа у доски | |
| |||
- побуждение к самостоятельным действиям («Подумайте, какие фишки вам понадобятся. Почему?») | - побуждение к самостоятельным действиям, к исследованию («Докажи, что здесь нужна фишка зеленого цвета…»); - самопроверка, взаимопроверка | ||
Практические методы и приемы |
| ||
- упражнение в интонационном выделении звуков в слове; - проведение звукового анализа трехзвуковых слов с использованием индивидуальных картинок-схем; - упражнение в подборе слов на заданный звук (без опоры на наглядность); - графическая работа (прописи, штриховка, обводки). | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; различение на слух твердых и мягких согласных звуков; - проведение звукового анализа четырехзвуковых слов с использованием вербальной помощи педагога; - упражнение в подборе слов на заданный звук с ограничением темы («продукты», «овощи», «игрушки» и т.д.); - упражнение в подборе слов-друзей (галка-палка, каша-Маша и т.д.); - графическая работа (прописи, штриховка, обводки). | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные: ударные - безударные; согласные: твердые - мягкие); - проведение звукового анализа пятизвуковых слов без помощи педагога; - упражнение в подборе слов к заданной схеме; - графическая работа (прописи, штриховка, обводки). | |
| |||
- обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) | - обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) | - обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) |
Методы и приемы сопровождения детей II образовательного маршрута (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)
Методы и приемы | I этап организованной деятельности | II этап организованной деятельности | III этап организованной деятельности |
Наглядные методы и приемы | 1. Показ наглядного материала (дидактические игры, пособия, картинки, предметные картинки, игрушки и т.д.) | ||
- использование разнохарактерного материала по теме («Посмотрите на картинки и найдите длинные и короткие слова; которые звучат тихо-громко; в которых живет звук «С» и т.д.»); - многократное обращение к наглядности совместно с педагогом («Давайте вместе рассмотрим картинки (игрушки). Я буду произносить слова, а ты отложи картинку, когда услышишь звук «С») | - использование наглядного материала в зависимости от задач и мотивации; - частое обращение к знакомому материалу, активная работа с ним («Рассмотри..., выбери…, отложи…, назови…, запомни… и т.д.) | - сокращение количества наглядного материала, обращение детей к собственному опыту («Придумай слова, в которых «живет» песенка жука»); - обращение к наглядности эпизодическое, в затруднительных для ребенка случаях («Если тебе трудно придумать слово, посмотри на картинку») | |
2. Включение наглядного материала с символическим изображением (картинки-схемы, звуковые схемы, фишки-игрушки, «Звуковые часы»,цветные фишки, алгоритмы) | |||
- использование разнохарактерного материала по теме; - использование картинок-схем для построения трехзвуковых моделей звукового состава слов («Отгадайте звуки в слове «МАК», «ЛЕС» и т.д.…»); - проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого) и красного цвета. | - частое обращение к наглядности, активная работа с ней; - использование картинок-схем для построения четырехзвуковых моделей звукового состава слов («Отгадайте звуки в слове «ЛИСА», «МАКИ» и т.д.…»); - проведение звукового анализа слов с использованием фишек синего, зеленого и красного цвета (использование фишек серого цвета в случае возникновения трудностей у детей). | - эпизодическое обращение к наглядности в случаях затруднения; - использование картинок-схем для построения четырехзвуковых моделей звукового состава слов различной конструкции и пятизвуковых моделей звукового состава слов («Отгадайте звуки в слове «УТКИ», «ЗАМОК» и т.д.…»); - проведение звукового анализа слов с использованием фишек синего, зеленого, красного цвета и дополнительной черной фишки | |
3. Образец | |||
- образец звукового анализа слов с качественной характеристикой звуков дается воспитателем; - использование образца воспитателя для вычленения словесного ударения и его обозначения на схеме; - грамматические правила и термины даются педагогом | - образец звукового анализа слов с качественной характеристикой звуков дается воспитателем или ребенком I образовательного маршрута; - интонационное выделение ударного гласного звука вместе с ребенком; - применение грамматических правил сопровождается словесной инструкцией педагога или «подсказкой» ребенка I образовательного маршрута | - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на картинку-схему или звуковую схему; - наблюдение за действиями ребенка; - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на правила | |
Словесные методы и приемы | 1. Приемы передачи информации детям (рассказ, объяснение, инструкция) | ||
- использование многократного повторения («Отгадай, какой звук «заблудился»… Определи потерявшийся звук…По рифме и смыслу подбери нужное слово»); - объяснение подробное, с выделением ключевых моментов («Если перенести ударение на другой гласный звук, то изменится смысл слова»); - использование установки на внимательное слушание и запоминание («Я расскажу, как мы будем отгадывать звуки в словах…»; «Я думаю, все слушают внимательно») | - использование повторного объяснения в случае затруднения детей; - инструктирование более краткое, с выделением важных или сложных моментов; инструкция свернута, объяснение краткое («Чтобы правильно обозначить звуки фишками, вспомните правило…»); - обращение к опыту детей, напоминание («Напомни, как можно измерить протяженность слов…») | - повторение некоторых этапов объяснения педагогом или ребенком I образовательного маршрута («Оля, напомни, как определить ударный-безударный слог…»); - сокращение инструкции до минимума («Давайте отгадаем, сколько звуков в слове «мишка»); - замена словесных приемов наглядными, в т.ч. схемами, картинками, символами («Придумайте слова по схеме…») | |
2. Вопросы | |||
- использование наводящих вопросов («Какой звук?..., Какая фишка?...») | - использование наводящих и поисковых вопросов («Какая фишка?..., Почему?») | - использование поисковых вопросов («В этом слове нет звука «Р», подумай, что можно сделать?...») | |
3. Образец | |||
- повторение по речевому образцу педагога («Этот звук произносится мягко, нежно…Попробуй сказать, как я»); - совместное рассказывание с педагогом («Я начну, а ты продолжи») | - повторение по речевому образцу ребенка I образовательного маршрута («Повтори, как Лена рассказала про звук «Л»…»); - совместное рассказывание с педагогом и ребенком I образовательного маршрута («Скажи вместе с Сашей») | - самостоятельное рассказывание или с небольшой помощью взрослого и ребенка I образовательного маршрута; - использование алгоритма или плана-подсказки | |
4. Побуждение к действию | |||
- побуждение к самостоятельным действиям («Послушай внимательно и постарайся произнести слово как я…») | - побуждение к самостоятельным действиям («Если сомневаешься, произнеси слово еще раз…, простучи…, проверь…») | - побуждение к самостоятельным действиям, к исследованию («Докажи, что ты правильно выбрал картинку…»; «Подтверди…») | |
5. Приём договаривания | |||
- за воспитателем («Я начну, а ты продолжи») | -за ребёнком I образовательного маршрута («Саша начнет, а ты продолжи, закончи…») | - поручения («Пожалуйста, помоги мне…»; «Будь добр, выполни…»; «Если тебе не сложно, сделай…») | |
Практические методы и приемы | 1. Упражнение | ||
- упражнение в интонационном выделении звуков в слове; - проведение звукового анализа трехзвуковых слов с использованием картинок-схем; - упражнение в подборе слов на заданный звук (с опорой на наглядность); - графическая работа (прописи, штриховка, обводки) | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; различение на слух «волшебных» – гласных звуков; «старших братцев» – твердых согласных и «младших» – мягких согласных звуков; - проведение звукового анализа четырехзвуковых слов с использованием картинок-схем с небольшой помощью взрослого или ребенка I образовательного маршрута; - упражнение в подборе слов на заданный звук (без опоры на наглядность); - упражнение в подборе слов-друзей (галка-палка, каша-Маша и т.д.) с использованием парных картинок; - графическая работа (прописи, штриховка, обводки) | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; различение на слух (гласные: ударные - безударные; согласные: твердые - мягкие) звуков; - проведение звукового анализа пятизвуковых слов с использованием картинок-схем при вербальной помощи воспитателя; - упражнение в подборе слов к заданной схеме с использованием наглядного материала с символическим изображением; - графическая работа (прописи, штриховка, обводки) | |
2. Тактильно-мышечный контакт | |||
- обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) | - обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) | - обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) |
Методы и приемы сопровождения детей III образовательного маршрута (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)
Методы и приемы | I этап организованной деятельности | II этап организованной деятельности | III этап организованной деятельности |
Наглядные методы и приемы | 1. Показ наглядного материала (дидактические игры, пособия, картинки, предметные картинки, игрушки и т.д.) | ||
- использование большого количества разнопланового материала по теме; - обращение к наглядности постоянное; - предварительное ознакомление с новым наглядным материалом совместно с педагогом («Давай поиграем, я буду выбирать картинки с «тихими» словами, а ты с «громкими») | - количество наглядного материала достаточно большое; - частое обращение к знакомому материалу; - предварительное ознакомление с новым наглядным материалом совместно с педагогом или детьми I образовательного маршрута («Ты будешь выбирать картинки, в названии которых есть с согласный мягкий звук «РЬ», а Саша – наоборот») | - частичная замена наглядного материала на словесное описание или фишки-игрушки, замещающие предметы; - размещение наглядного материала в центре детской деятельности для самостоятельного рассматривания; - предварительное ознакомление с новым наглядным материалом через дидактические игры в зависимости от темы («Логический поезд», «Парочки», «Слова наоборот» и т.д.) | |
2. Включение наглядного материала с символическим изображением (картинки-схемы, звуковые схемы, фишки-игрушки, «Звуковые часы», цветные фишки, алгоритмы) | |||
- многократное обращение к наглядности; - использование картинок-схем для построения трехзвуковых моделей звукового состава слов: «Отгадайте звуки в слове «МАК», «ЛЕС» и т.д.…»; - проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого) и красного цвета совместно со взрослым или ребенком I образовательного маршрута | - использование разнохарактерного материала по теме; - использование картинок-схем для построения четырехзвуковых моделей звукового состава слов: «Отгадайте звуки в слове «ЛИСА», «МАКИ» и т.д.…»; - проведение звукового анализа слов с использованием фишек синего, зеленого и красного цвета совместно со взрослым или ребенком I образовательного маршрута | - частое обращение к наглядному материалу, активная работа с ним; - использование картинок-схем для построения четырехзвуковых моделей звукового состава слов различной конструкции: «Отгадайте звуки в слове «УТКИ», «СЛОН»… и т.д.»; - проведение звукового анализа слов с использованием фишек синего, зеленого, красного цвета и дополнительной черной фишки совместно со взрослым или ребенком I образовательного маршрута; - использование фишек серого цвета в случае возникновения трудностей в установлении качественной характеристики звуков | |
3. Образец | |||
- образец звукового анализа слов с качественной характеристикой звуков дается воспитателем; - использование образца воспитателя для вычленения словесного ударения и его обозначения на схеме; - грамматические правила и термины даются педагогом. | - образец звукового анализа слов с качественной характеристикой звуков дается воспитателем или ребенком I образовательного маршрута; - интонационное выделение ударного гласного звука вместе с ребенком; - применение грамматических правил сопровождается словесной инструкцией педагога или с помощью ребенка I образовательного маршрута. | - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на картинку-схему или звуковую схему; - наблюдение за действиями ребенка; - самостоятельное применение грамматических правил с опорой на алгоритм-подсказку. | |
Словесные методы и приемы | 1. Приемы передачи информации детям (рассказ, объяснение, инструкция) | ||
- ограничение объема информации, применение пошаговой инструкции («Рассмотри картинки на «звуковых часах»…Слова, в которых живет звук «Р», обозначь их красной фишкой …Слова, в которых живет звук «РЬ» - синей…»); - объяснение подробное, с выделением ключевых моментов («Если перенести ударение на другой гласный звук, то изменится смысл слова»); - использование установки на внимательное слушание и запоминание («Я расскажу, как мы будем отгадывать звуки в словах, Будьте внимательными, постарайтесь запомнить») | - использование повторного объяснения в случае затруднения детей; - объяснение с показом деятельности воспитателем или ребенком I образовательного маршрута («Отправь такую же «телеграмму», как это сделала Таня…Как я...»); - использование установки на внимательное слушание и запоминание при повторении информации («Я вам напомню «секретик» про звук «Й»… Я думаю, все слушают внимательно…») | - возможно повторение инструкции (в случае затруднения детей) или замена словесной инструкции алгоритмом («Если тебе трудно вспомнить, какой это звук, посмотри на нашу «подсказку»); - объяснения могут быть заменены словесной инструкцией с использованием символических картинок («Придумай слова, в которых такое же количество слогов ½½½; ½½½½»); - обращение к опыту детей, напоминание («Постарайся вспомнить, фишкой какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук…») | |
2. Вопросы | |||
- использование вопросов-напоминаний сразу после подачи информации («Ты запомнил, фишкой какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук?...») | - использование репродуктивных вопросов по знакомому материалу («Какие ты знаешь слова со звуком «Л»…?») | - использование наводящих и поисковых вопросов по знакомому материалу («Вспомни, как называется звук «А»?..., Какая фишка нужна для обозначения этого звука?...») | |
3. Образец | |||
- совместное проговаривание образца («Давай вместе произнесем это слово…») | - повторение по речевому образцу педагога («Послушай, как я произнесу ударный гласный звук..., А теперь попробуй ты…») | - повторение по речевому образцу ребенка I образовательного маршрута («Повтори, как Лена рассказала про звук «Л»…») | |
4. Побуждение к действию | |||
- совместное выполнение («Давай вместе выделим ударный гласный…Я тебе помогу…») | - предварительное обсуждение и проговаривание («Послушай, как я расскажу про этот звук… Попробуй сам…») | - ответы «на ушко» («Скажи мне это правило по секрету…») | |
5. Приём договаривания | |||
- за воспитателем («Я начну, а ты продолжи …») | -за ребёнком I образовательного маршрута («Саша начнет, а ты продолжи, закончи…») | - поручения («Пожалуйста, помоги мне…»; «Будь добр, выполни…»; «Если тебе не сложно, сделай…») | |
6. Оценка действий | |||
- использование положительной оценки любых действий ребенка | - похвала и пояснение взрослым действий ребенка («Ты правильно рассказал про этот звук…У тебя получилось…») | - положительная оценка действий ребенка и проведение взрослым простого анализа деятельности («Мы выбирали картинки с согласным твердым звуком «Р»… Давай вместе проверим, есть ли в этом слове звук «Р») | |
Практические методы и приемы |
| ||
- упражнение в интонационном выделении звуков в слове; - проведение звукового анализа трехзвуковых слов с использованием картинок-схем совместно со взрослым или ребенком I образовательного маршрута; пошаговое выполнение работы; - упражнение в подборе слов на заданный звук (с опорой на картинки, игрушки); - графическая работа (книжки-раскраски, штриховка, обводки) | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; различение на слух «волшебных» – гласных звуков; «старших братцев» – твердых согласных и «младших» – мягких согласных звуков; - проведение звукового анализа трех-четырехзвуковых слов с использованием картинок-схем совместно со взрослым или ребенком I образовательного маршрута; возможно в сокращенном объеме; - упражнение в подборе слов на заданный звук (с использованием наглядного материала с символическим изображением); - упражнение в подборе слов-друзей (галка-палка, каша-Маша и т.д.) с использованием парных картинок; - графическая работа (книжки-раскраски, штриховка, обводки) | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; различение на слух (гласные: ударные - безударные; согласные: твердые - мягкие) звуков; - проведение звукового анализа четырех-пятизвуковых слов с использование картинок-схем с небольшой помощью взрослого или ребенка I образовательного маршрута; - упражнение в подборе слов к заданной схеме с использованием разнохарактерного наглядного материала с символическим изображением; - графическая работа (книжки-раскраски, штриховка, обводки) | |
| |||
- поддержка ребенка (поглаживание, объятия, пожатие руки) |
Методы и приемы сопровождения детей I образовательного маршрута (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)
Методы и приемы | I этап организованной деятельности | II этап организованной деятельности | III этап организованной деятельности |
Наглядные методы и приемы | 1. Показ наглядного материала (дидактические игры, пособия, картинки, предметные картинки, игрушки, пособие «окошечки», касса букв, тексты для чтения, таблицы со слогами и т.д.) | ||
- использование разнохарактерного материала по теме («Выбери картинки, в названии которых рядом слышится два звука «Й-А, которые можно встретить в саду, огороде…»); - обращение к наглядности (при построении звукобуквенной модели слова; при соотнесении слова и его звуковой схемы); - использование касс букв и печатных текстов с набором слогов, слов; - использование пособий для подготовки руки к письму | - частичная замена наглядного материала на словесную инструкцию или включение наглядного материала с символическим изображением («Придумай слова-родственники, которые могут вырасти на нашем дереве с корнем «ЗИМА»); - обращение к наглядности эпизодическое при необходимости; - использование касс букв и печатных текстов с набором слов, предложений; - использование пособий для подготовки руки к письму | - использование словесной инструкции («Придумай слова на слог «ГРА», «ГРУ»); - отсутствие наглядности («Придумай слова, в которых 5 звуков: тв. согл., гл., тв. согл., тв. согл., гл.. – маска, лампа и т.д.»); - использование касс букв и печатных текстов с набором предложений и небольших рассказов; - использование пособий для подготовки руки к письму | |
2. Включение наглядного материала с символическим изображением (картинки-схемы, звуковые схемы, фишки-игрушки, «Звуковые часы», цветные фишки, карточки-буквы, алгоритмы) | |||
- использование разнохарактерного материала по теме; - использование трехзвуковых моделей звукового состава слов («Отгадайте звуки в слове «МАК», «ЛЕС» и т.д.…»); - самостоятельное проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого) и красного цвета | - побуждение детей к самостоятельному использованию наглядного материала («Докажи, что в слове «Буратино» 4 слога. Сделай это по-разному»); - использование четырехзвуковых моделей звукового состава слов различной конструкции («Отгадайте звуки в слове «ЛИСА», «УТКИ» и т.д.…»); - самостоятельное проведение звукового анализа слов с использованием фишек синего, зеленого и красного цвета | - самостоятельное обращение к наглядности (подбор ребенком необходимых средств) («Какая схема нужна, чтобы отгадать звуки в слове «роза»?»); - использование усложненных четырехзвуковых и пятизвуковых моделей слов различной конструкции («Отгадайте звуки в слове «КЛЕЙ», «ЛЕЙКА» и т.д.»); - самостоятельное проведение звукового анализа слов с использованием фишек синего, зеленого, красного цвета и дополнительной черной; - проведение звукового анализа слов без использования фишек (в умственном плане) | |
3. Образец | |||
- использование образца воспитателя • для составления звукобуквенной модели слов; • для вычленения словесного ударения и его обозначения на схеме; • при овладении действиями словоизменения; • при чтении печатных текстов с набором слогов, слов, предложений, рассказов; • при графической записи предложения с объяснением правил написания; - грамматические правила и термины даются педагогом | - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на картинку-схему, алгоритм; • наблюдение за действиями ребенка; • использование словесных инструкций; • напоминание воспитателем приемов слитного чтения; • проверка самостоятельной работы по образцу ребенка, работающего у доски; - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на таблицы с правилами | - отсутствие образца; • отсутствие образа; • использование словесных инструкций; • самостоятельное чтение; • отсутствие образа; - самостоятельное использование правил детьми в решении проблемных ситуаций. | |
Словесные методы и приемы | 1. Приемы передачи информации детям (рассказ, объяснение, инструкция) | ||
- объяснение однократное, при необходимости повтор объяснения («Составь цепочку из слов, изменяя только гласный звук: Мал-мял-мыл-мил-мел-мул…»); - объяснения подробные, с выделением ключевых моментов («Чтобы не ошибаться, давайте запомним правило: «ЖИ-ШИ» пишем с буквой «И»); - объяснение с установкой на внимательное слушание и запоминание («Если после мягкого согласного звука слышится звук «А», то пишется буква «Я»…Это правило нужно запомнить! Давайте произнесем его громко-тихо, медленно-быстро и «спрячем» в шкатулочку с правилами…») | - отсутствие объяснения; - объяснения краткие • самостоятельная работа, • комментарий детей своих действий («Напиши схему предложения «Косолапый мишка умывается.»…, «Расскажи, что у тебя получилось»); - обращение к опыту детей («Вспомни правило, какую букву нужно написать после мягкого согласного звука «КЬ»?); - передача информации ребенком («Таня, напомни правило | - инструкции, требующие рефлексии детей («Я знаю правило, поэтому написал букву «А»…», «Я думаю, что…»); - объяснения минимальные или замена объяснений демонстрацией схемы, алгоритма, таблиц с правилами; - использование схемы в качестве алгоритма | |
2. Вопросы | |||
- использование поисковых вопросов для уточнения правильности выполнения задания («Можно ли твердо произнести согласный звук перед «Я», «Е», «И», «Ю»?») | - побуждение детей к составлению поисковых вопросов по теме («Если тебе трудно или непонятно, спроси у меня про это…») | - использование поисковых вопросов для установления причинно-следственных связей («Почему в этом предложении мы поставили точку?…») | |
| |||
- использование образца педагога; - использование словесной инструкции | - использование образца педагога по необходимости; - взаимодействие детей в парах или компаниях | - отсутствие образца; - самостоятельная работа у доски | |
| |||
- побуждение к самостоятельным действиям («Подумайте, как вы составите схему этого предложения… Почему?») | - побуждение к самостоятельным действиям, к исследованию («Докажи, что эта схема подходит к вашему предложению…»); - самопроверка, взаимопроверка | ||
Практические методы и приемы |
| ||
- упражнение в интонационном выделении звуков в слове; - самостоятельное проведение звукового анализа 3-6 звуковых слов с использованием фишек нейтрального (серого), красного, синего, зеленого, черного цвета и гласных букв; - упражнение в словоизменении; - упражнение в подборе слов к 3-х, 4-х звуковой модели, представленной на доске; | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; различение на слух твердых и мягких согласных звуков; - самостоятельное проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого), красного, синего, зеленого, черного цвета; гласных и согласных букв; - упражнение в подборе слов к 4-х, 5-ти звуковой модели, представленной на доске; - упражнение в угадывании слов-загадок; | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные: ударные - безударные; согласные: твердые - мягкие); - самостоятельное проведение звукового анализа слов различной звуковой конструкции с использованием гласных и согласных букв и дополнительной черной фишки; - упражнение в подборе слов к заданной 5-6-ти звуковой модели, представленной на доске; - упражнение в подборе слов-родственников; | |
- упражнение в чтении с использованием касс букв и печатных текстов с набором слогов, слов; | - упражнение в чтении с использованием касс букв и печатных текстов с набором слов, предложений; - упражнение в графическом изображении предложения; | - упражнение в чтении с использованием касс букв и печатных текстов с набором предложений и небольших рассказов; - упражнение в подборе предложения к графической записи с разной интонационной окраской; | |
- графическая работа (прописи, штриховка, обводки) | |||
| |||
- обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) | - обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) | - обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) |
Методы и приемы сопровождения детей II образовательного маршрута (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)
Методы и приемы | I этап организованной деятельности | II этап организованной деятельности | III этап организованной деятельности |
Наглядные методы и приемы | 1. Показ наглядного материала (дидактические игры, пособия, картинки, предметные картинки, игрушки, пособие «окошечки», тексты для чтения, таблицы с правилами и т.д.) | ||
- использование большого количества разнопланового материала в зависимости от ситуации («Выбери картинки, в названии которых спрятался всегда твердый согласный звук «Ж», «Ш», «Ц»); - обращение к наглядности • при построении звукобуквенной модели слова; • при соотнесении слова и его звуковой схемы; - использование пособия «окошечки», касс букв и печатных текстов с набором слогов; - использование пособий для подготовки руки к письму | - сокращение количества наглядного материала в зависимости от задач детей («Подбери картинку, в названии которой после мягкого согласного «Ч» напишем букву «А» (подходит к нашему правилу)»); - побуждение детей к самостоятельному использованию наглядного материала («Проверь, есть ли в названии этой картинки согласный звук «Н», «НЬ»); - использование касс букв и печатных текстов с набором слогов, слов; - использование пособий для подготовки руки к письму | - частичная замена наглядного материала на словесную инструкцию («Отгадай, какие слова спрятались в слове «рыбак», «пароход»?»); - обращение к наглядности в затруднительных для ребенка случаях («Посмотри…ты вспомнил, в каких словах такие же звуки, как в слове «ЛУК»?»); - использование касс букв и печатных текстов с набором предложений и небольших рассказов; - использование пособий для подготовки руки к письму | |
2. Включение наглядного материала с символическим изображением (картинки-схемы, звуковые схемы, фишки-игрушки, «Звуковые часы», цветные фишки, карточки-буквы, алгоритмы) | |||
- использование разнохарактерного материала по теме; - проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого), красного, синего, зеленого, черного цвета и гласных букв; | - частое обращение к наглядности, активная работа с ней; - проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого), красного, синего, зеленого, черного цвета; гласных и согласных букв; | - эпизодическое обращение к наглядности в случаях затруднения; - проведение звукового анализа слов различной звуковой конструкции с использованием гласных и согласных букв и дополнительной черной фишки; - использование фишек красного, синего, зеленого цвета в случае возникновения трудностей у детей в установлении качественной характеристики звуков; | |
- использование новых предметных картинок для соотнесения их названия по количеству знаков с 3-х звуковыми схемами («Найди картинку, в названии которой 3 звука (как на схеме): согл. мягк., гл., согл. тв. – «КИТ, «ЛЕС») | - использование новых предметных картинок для соотнесения их названия по количеству знаков с 4-х звуковыми схемами («Найди картинку, в названии которой 4 звука: согл. мягк., гл., согл. тв., гл. – «ЛИСА», «ПИЛА»); - анализ предложения и составление его из букв совместно с ребенком I образовательного маршрута; - графическая запись предложения с объяснением правил написания (совместно со взрослым) | - использование новых предметных картинок для соотнесения их названия по количеству знаков с 5-ти звуковыми схемами(«Найди картинку, в названии которой 5 звуков: согл. тв., гл., согл. тв., согл. тв., гл. – «МАСКА», «КАСКА»); - самостоятельный анализ предложения и составление его из букв; - самостоятельное составление графической модели с объяснением правил написания | |
3. Образец | |||
- использование образца воспитателя • для составления звукобуквенной модели слов; • для вычленения словесного ударения и его обозначения на схеме; • при овладении действиями словоизменения; • при чтении слогов с помощью пособия «окошечки» и печатных текстов с набором слогов, слов, предложений; • при графической записи предложения с объяснением правил написания; - грамматические правила и термины даются педагогом | - образец звукового анализа слов с качественной характеристикой звуков дается воспитателем или ребенком I образовательного маршрута; • интонационное выделение ударного гласного звука вместе с ребенком; • использование загадок-подсказок («Из трубы идет… (дым)»); • напоминание воспитателем приемов слитного чтения; использование пособия «окошечки» в случаях затруднения; • в случае затруднения одновременная работа с ребенком, работающим у доски; - применение грамматических правил сопровождается словесной инструкцией педагога или «подсказкой» ребенка I образовательного маршрута | - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на картинку-схему или звуковую схему; • наблюдение за действиями ребенка; • использование словесных инструкций; • организация самостоятельной деятельности детей с опорой на пособия; • наблюдение за действиями ребенка; - организация самостоятельной деятельности детей с опорой на правила | |
Словесные методы и приемы | 1. Приемы передачи информации детям (рассказ, объяснение, инструкция) | ||
- использование многократного повторения («Давай составим цепочку из слов, в которых 3 звука. В каждом следующем слове будем менять только гласный звук. Я начну, а ты продолжай: «Мал»… мял-мыл-мил-мел-мул…»); - объяснение подробное, с выделением ключевых моментов («Будь внимательным…Если ты напишешь букву «И», то изменится смысл слова…Прочитай, что получилось: «мишка» - «мышка»); - использование установки на внимательное слушание и запоминание («Мы поиграем в игру «Найди свой домик». Послушайте внимательно правила игры…Если тебе все понятно, давайте начнем…») | - использование повторного объяснения в случае затруднения детей («…Постарайся не пропускать ни одного слова... «НА» - тоже слово, оно указывает, где находится мишка…»); - инструктирование более краткое, с выделением важных или сложных моментов; инструкция свернута, объяснение краткое («Чтобы правильно заменить фишку буквой, вспомните правило…»); - обращение к опыту детей, напоминание («Напомни, как можно проверить, правильно ли написал букву…») | - повторение некоторых этапов объяснения педагогом или ребенком I образовательного маршрута («Таня, напомни, как определить, какую букву нужно написать?…»); - сокращение инструкции до минимума («Чтобы правильно прочитать слог, посмотрите на гласную букву, которая стоит после согласной буквы…»); - замена словесных приемов наглядными, в т.ч. схемами, картинками, символами («Придумайте предложение, которое подходит к нашей схеме…») | |
2. Вопросы | |||
- использование наводящих вопросов («Какой звук?..., Какую букву нужно написать?...») | - использование наводящих и поисковых вопросов («Почему ты заменил красную фишку этой буквой?..., Какой гласный звук в слове «ЛЕС»?») | - использование поисковых вопросов («Ты ошибся…Что можно сделать?...») | |
3. Образец | |||
- повторение по речевому образцу педагога («В слове «яблоко» рядом слышится два звука «Й», «А»… Попробуй произнести, как я»); - совместное рассказывание с педагогом («Я помогу тебе вспомнить…Я начну, а ты продолжи…») | - повторение по речевому образцу ребенка I образовательного маршрута («Повтори правило, когда напишешь букву «Я»…»); - совместное рассказывание с педагогом и ребенком I образовательного маршрута («Скажи вместе с Сашей…») | - самостоятельное рассказывание или с небольшой помощью взрослого и ребенка I образовательного маршрута; - использование алгоритма или плана-подсказки («Если тебе будет трудно, подсказку найдешь в таблице на доске…») | |
4. Побуждение к действию | |||
- побуждение к самостоятельным действиям («Послушай внимательно и постарайся повторить правило, как сказала его я…») | - побуждение к самостоятельным действиям («Если сомневаешься, проверь предложение еще раз…») | - побуждение к самостоятельным действиям, к исследованию («Докажи, что ты правильно поменял фишку на букву…»; «Подтверди…») | |
5. Приём договаривания | |||
- за воспитателем («Я начну рассказывать правило, а ты продолжи …») | - за ребёнком I образовательного маршрута («Саша начнет, а ты продолжи, закончи…») | - поручения («Пожалуйста, помоги мне…»; «Будь добр, выполни…»; «Если тебе не сложно, сделай…») | |
Практические методы и приемы | 1. Упражнение | ||
- упражнение в интонационном выделении звуков в слове; - проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого), красного, синего, зеленого, черного цвета и гласных букв; - упражнение в подборе слов на заданный звук (с опорой на наглядность); - упражнение в подборе слов к 3-х звуковой модели, представленной на доске; - упражнение в слитном чтении с использованием пособия «окошечки», касс букв и печатных текстов с набором слогов; - графическая работа (прописи, штриховка, обводки) | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; различение на слух твердых и мягких согласных звуков; - проведение звукового анализа слов с использованием фишек нейтрального (серого), красного, синего, зеленого, черного цвета; гласных и согласных букв; - упражнение в подборе слов к 4-х звуковой модели, представленной на доске; - упражнение в словоизменении; - упражнение в слитном чтении с использованием касс букв и печатных текстов с набором слогов, слов; - упражнение в проведении звукобуквенного анализа предложения совместно со взрослым или ребенком I образовательного маршрута; - упражнение в графическом изображении предложения; - графическая работа (прописи, штриховка, обводки) | - упражнение в интонационном выделении звуков в слове; дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные: ударные - безударные; согласные: твердые - мягкие); - проведение звукового анализа слов различной звуковой конструкции с использованием гласных и согласных букв и дополнительной черной фишки; - использование фишек красного, синего, зеленого цвета в случае возникновения трудностей у детей в установлении качественной характеристики звуков; - упражнение в подборе слов к заданной 5-ти звуковой модели, представленной на доске; - упражнение в подборе слов-родственников при вербальной помощи взрослого; - упражнение в слитном чтении с использованием касс букв и печатных текстов с набором предложений и небольших рассказов; - упражнение в составлении предложения из букв с опорой на правила; - упражнение в графическом изображении предложения с разной интонационной окраской; - графическая работа (прописи, штриховка, обводки) | |
2. Тактильно-мышечный контакт | |||
- обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) | - обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) | - обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, пожатие руки, объятия) |
Методы и приемы сопровождения детей III образовательного маршрута (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)