Организация адаптационного периода
Предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями. Прежде всего воспитателю нужно хорошо осознать необходимость совместной работы с родителями, которая должна начинаться до прихода ребенка в ясли. Воспитателю следует познакомиться с родителями, наладить контакт с малышом в привычных для него домашних условиях. Если по какой-то причине посещение семьи затруднено, можно организовать встречу с ним на территории детского учреждения. Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, познакомить его с воспитателем и детьми. То же самое можно сделать в групповой комнате, где ребенок познакомится с игрушками, обстановкой. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным. Главное — заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти в ясли, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой.
Перед поступлением ребенка в ясли воспитателю следует обсудить с родителями ряд проблем: узнать его распорядок дня, поинтересоваться, как он пользуется туалетом, как засыпает и просыпается, в какое время лучше спит, умеет ли есть сам, какую пищу предпочитает, есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов (например, укачивают его на руках, поют перед сном колыбельную песню, дают соску). Воспитатель должен познакомить родителей с распорядком дня в яслях, обсудить проблему согласования его с распорядком дня, принятым в семье, полученную информацию учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.
Воспитатель необходимо узнать, какой тип общения предпочитает малыш. Если превалирует эмоционально-личностное общение с близкими, нужно посоветовать родителям побольше играть с ребенком в игры с предметами и сюжетными игрушками.
Воспитатель должен знать, в какой степени ребенок владеет навыками самообслуживания. Если он привык, что все за него делают взрослые, нужно обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли в нем стремление сделать что-то самостоятельно, поддерживали желание самому есть, одеваться и пр.
Необходимо выяснить, как ребенок относится к посторонним взрослым. Если он пугается их, плачет, прячется за маму, отказывается от общения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг общения малыша: приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в нем доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет быстрее привыкнуть к новому окружению в яслях.
Следует узнать, умеет ли ребенок общаться с другими детьми. Если он испытывает трудности в этой сфере, нужно посоветовать родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, налаживать совместную игру с ними.
Педагогические приемы, способствующие адаптации ребенка к яслям. Первая встреча ребенка с воспитателем чрезвычайно важна для развития последующих взаимоотноше-
148 HI- Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_________________________________
ний между ними. Поэтому главное для педагога на начальном этапе адаптации — наладить контакт с ребенком. Легче всего установить его в группе, в присутствии матери, которое на первых порах необходимо для ребенка. Воспитатель должен приветливо встретить малыша, помочь маме раздеть его, вместе с нею провести его в группу, познакомить с детьми, поиграть. Если мама по каким-либо причинам не может надолго остаться с малышом, она предупреждает его, что уходит, но скоро обязательно вернется.
Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Задача взрослых — сделать первые дни пребывания его в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, бутылочка с соской, из которой ребенок пьет дома, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе, небольпюй семейный альбом. Эти вещи ребенок может хранить в своем шкафчике или в кроватке, играть с ними, когда захочет, засыпать с ними. Можно посоветовать родителям принести из дома одеяльце ребенка, застелить им его кроватку. Можно также прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.
Часто в первые дни посещения яслей ребенок стремится к постоянному физическому контакту с воспитателем, не отпускает его от себя, что серьезно затрудняет работу взрослого, который должен уделять внимание всем детям, организовывать режимные моменты и пр. Проблема становится еще более сложной, если в группу поступают сразу несколько новичков. Тогда прием их должен проходить постепенно, не более 2—3 малышей в неделю.
Самое главное для воспитателя — завоевать доверие ребенка, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают. Если же он не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, педагог не должен игнорировать желание ребенка, а тем более поддразнивать его и ругать. Когда малыш обращается к взрослому со словами: «Мама придет», это означает, что на самом деле он не уверен в этом, боится, что мама не вернется, ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый вопрос: «Где мама?» нужно обязательно отвечать
2. Педагогическая работа с детьми в период -(49
______ адаптации к детскому учреждению__________
утвердительно, помогая малышу поверить в то, что он обязательно увидит свою маму.
Ободрив малыша, воспитатель старается переключить его внимание на игрушки, предлагает рассмотреть, что находится в помещении; некоторое время играет вместе с малышом, затем предлагает ему некоторое время поиграть самостоятельно одному, пообещав быстро вернуться. Свое обещание необходимо выполнить, тогда ребенок поймет, что взрослый всегда рядом. Если же он постоянно следует за взрослым, его можно подключить к своему делу, что позволит воспитателю выполнять свои обязанности, находиться рядом с малышом и в то же время постепенно увеличивать дистанцию между ним.
Если ребенок равнодушен к окружающему, ему следует уделить побольше внимания, подобрать такое занятие, которое отвлекло бы его от переживаний. Если малыш не откликается на предложения взрослого поиграть, воспитатель использует косвенные способы вовлечения его в ту или иную деятельность; например, садится рядом с ним и начинает рисовать картинку, лепить фигурку, разговаривать с куклой и т.п. Для таких случаев желательно иметь в группе привлекательные «загадочные» игрушки, которые вызывают особый интерес у детей. Интерес ребенка может вызвать игра взрослого с другими детьми неподалеку от него. Для некоторых детей эффективным способом снятия эмоциональной напряженности будут такие игры, как «Ладушки», «По кочкам», прятки и др. Включение ребенка в распорядок дня группы следует проводить с особым вниманием к его индивидуальным предпочтениям.