Практическая технология творческой педагогики
Значение научно-теоретического анализа определяется не степенью практического использования (практической апробации), а возможностью создания эвристических технологий, которые, в свою очередь, конкретно реализуются в технологических процессах.
В античной культуре возник термин «Techne», которым определялся характер единства художественной и технической работы, предполагающей участие и разума, и руки: ремесло и искусство в одно и то же время. Удивительный этап истории, когда художник НЕ мог НЕ быть инженером, а конструктор НЕ мог НЕ быть художником. Античная пайдейя обучала воспроизведению единства тех начал, которые мы теперь по отдельности именуем наукой и искусством, ремеслом и творчеством – в «точке интеграции» Человека.
Прим./Размышляя о режиссуре и педагогике,М.О. Кнебель назвала свою известную книгу «Поэзия педагогики» (М.: ВТО, 1984; М.: ГИТИС, 2005), подразумевая под этим владение «техникой педагогики». Но проблема «техники» всегда связана с проблематикой «метода» в изоморфном соотношении части к целому (pars pro toto). И потому у Марии Осиповны эта «техника» ПОЭТИЧЕСКАЯ, т.е. «художественная». А, следовательно, антропопоэтическая – «внешняя». У её первого учителя, Михаила Александровича Чехова «техника вдохновения» – это техника аутоноэзиса – техника внутреннего образо-образования. И их методологическое неразличение может привести к глубинному внутреннему конфликту.
Под «технологией» понимается творческая комбинаторика (соединение-сочетание) возможных вариантов создания моделей предметного содержания в определённой последовательности операций и действий, которые исходят из общих оснований (принципов). Технология есть организационно-методический инструментарий творческо-педагогического процесса. Общие теоретические принципы выступают в качестве гипотетической (индивидуальной) основы будущей профессиональной деятельности руководителя любительского театрального коллектива.
Таким образом, возникает ряд взаимосвязанных и взаимозаменяемых схематических соотношений, который способствует формированию законченной теории: методология (метатеория) – методика – технология – приёмы и техники. Где методология определяется субъектно – как «ориентировочно мировоззренческая метатеория» (онтологический горизонт событий) и объектно – «общие принципы предметной сферы»; методика – общая объектная («орудийная», «стандартная») система предметных ориентаций; технология– свободная единица субъектных ориентаций в предметной деятельности; приёмы и техники – личный (субъектный) способ действий в предметной деятельности.
Значение рабочего термина «практическая технология» (художественно-творческая) более всего связана с процессами творческого обучения и обучения творчеству. Поскольку имеет ту необходимую свободу ориентировки на общие методологические (и значит – мировоззренческие) принципы, а не объективированно отчуждённые «шаблоны», «предписания» и «практические руководства» к действию. Субъектная значимость «практических технологий» предполагает наличие основополагающих принципов гуманистической направленности в понимании «антропологической» ориентации на творческую природу человека, т.е. его целостности:
· Принцип «управление без управления», в основе которого заложено развитие принципа самодеятельности и самоорганизации по линии «личность – личность».
· Принцип «совместного развития» учителя и ученика – «обучая, обучаюсь» по линии «индивидуальность – индивидуальность», т.е. принцип «совместного творчества» («синергия»).
Итак «практическая технология», в отличие от дифференцированного и систематического набора методического материала, требует личностного (мотивационно ценностного) и субъектного (когнитивного, познавательного) включения в содержательно предметную, операционную область. Т.е. эта содержательная область рассматривается как идеальная модель, субъектно созданная, а не «реально отражённая».
Прим./Необходимо различать творческий процесс субъектного созидания («внутреннего строительства») какпознавательное мыследействие и психологический процесс создания субъективного представления о предмете (в конечном счёте, так называемого «мнения», который не только по Спинозе, является грехом).
Исходя их этого, конкретно-исторический материал может нас заинтересовать в плане создания «идеальной модели» воспроизводства творческой ситуации в теории и практике театрального любительства. Понятие «идеальная модель» представляет собой аналогово-ассоциативную цепь ситуаций и проблем, которые замыкаются (информационно и энергетически) в некий целостный объём (образ-гештальт), действующий не только на уровне сознания, но в поле напряжения целостного человека (в структуре «личность – индивидуальность – субъект – индивидуум»). Идеальная модель не работает в системе отражений – рецепций. Она создаёт реальные возможности прогнозирования и предвидения. По возможности, целостная, единая и общая модель задаёт внутреннюю телеологию (индивидуально субъектную), т.е. личностное целеполагание по организации творческого процесса деятельности. Таким образом преодолевается механизм отчуждения объекта деятельности (предметной сферы) и субъекта деятельности (индивидуально личностной заинтересованности). В этом случае может идти речь о творчестве в каком-либо роде деятельности.
Во всём объёме содержательного материала мы имеем несколько типовых моделей самодеятельного творчества в театральном любительстве: 1) «цеховую», 2) «культурно-просветительскую», 3) «художественно культурную» и «художественно эстетическую», 4) «клубно-публицистическую», 5) «творческую» (студийную).
Прим./ Относительно этих предметных ориентаций можно, в перспективе, определить основные критерии и качества профессиональной деятельности (компетентности) в области театрального любительства («профессиограмма»).
В общей педагогике существует понятие «профессиограммы», т.е. идеальное моделирование специалиста в сфере педагогической деятельности (матрица компетентностей, модель компетентности). «Модель специалиста» представляет идеальную модель-соотношение образа личности педагога и специфики его профессиональной деятельности. Поэтому при рассмотрении проблематики предметного содержания, необходима, прежде всего, субъектная ориентация на возможность формирования идеальной модели личностной и индивидуально-творческой направленности «себя-как-специалиста-на-свой-тип-деятельности». Субъектно-поисковая установка на формирование «автопрофессиограммы» требует усиленного режима по работе рефлексии «второго уровня». Т.е. осознание и понимание не только предмета исследования (рефлексия первого уровня), но и познание самого себя в предмете исследования («диалогическое отчуждение» в структуре «быть собой» и «быть другим»).