Биологические факторы развития личности
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части:
◦ постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком - представителем человеческого рода;
◦ переменная часть - то, что роднит человека с его родителями (телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа
крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенности нервной системы и т.д.
Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:
анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т.д.);
безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);
физические особенности (особенности телосложения, черты лице, окраска волос, кожи, цвет глаз и т.п.); функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.); аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, психические заболевания и др.);
особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);
задатки.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ:
СРЕДА. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МАКРОФАКТОРЫ, МЕЗОФАКТОРЫ, МИКРОФАКТОРЫ.
ВОСПИТАНИЕ.
САМОВОСПИТАНИЕ
СРЕДА —это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью •тих условий.
Социализация —это процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества.
ВОСПИТАНИЕ —целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
Но для становления личности ребенка огромное значение играет и такой фактор, как собственная активность ребенка ( деятельность), влияние взрослых на развитие детей.
ü Роль обучения в психическом развитии дошкольника.
В психическом развитии ребенка обучение играет ведущую роль. С раннего возраста он учится у взрослых не только ходить, правильно использовать предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. То есть не только практические, но и психические ее действия формируются в результате обучения. Далеко не всегда оно бывает должным осознанным. Часто взрослые учат детей стихийно, не осознавая того. Мнение, что ребенок якобы может самостоятельно, без помощи взрослых научиться рисовать, читать, считать, решать арифметические задачи, глубоко ошибочно. Известны отдельные факты, что происходит, когда ребенок растет, лишенной воздействия взрослого, человеческого общества.
Обучение детей должно происходить не стихийно, а целенаправленный, быть проникнутым заботой о полноценном их развитие.
ТЕМА 3.
Возрастная периодизация —выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.В различных отраслях науки (возрастная физиология, медицина, возрастная психология и педагогика) разработаны свои подходы к возрастной периодизации.
Педагогическая периодизация детства:
ранний возраст (от рождения до 2 лет);
младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет);
средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет);
старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет).
Психологическая возрастная периодизация:
младенчество - от момента рождения до 1 года;
преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет;
дошкольный возраст - от 3 до 6 лет;
младший школьный возраст - от 6 до 10 лет,
подростковый возраст - от 10 до 15 лет,
юношеский возраст - от 15 до 21 года;
зрелый возраст - от 21 года до 60 лет;
пожилой возраст - от 60 до 75 лет;
старческий возраст - от 75 до 90 лет;
долгожителей - свыше 90 лет.
Возрастные кризисы:
кризис 1 года (переход от младенчества к раннему детству),
кризис 3 лет (переход от раннего к дошкольному возрасту),
кризис 7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту),
кризис подросткового возраста.
Кризисные периоды
характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка;
на этих этапах развитие идет неэволюционным путем, а революционным, что приносит немало трудностей как взрослым, так и детям.
ü Характеристика периода раннего детства (1-3 года).
Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. К концу 1-го года жизни ребенок уже не так зависит от матери. Психологическое единство «мать – ребенок» начинает распадаться, т. е. психологически ребенок отделяется от матери.
Ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе 1-го года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:
1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования. Она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;
2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;
3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.
Соответственно, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к появлению начальных форм самосознания. Первой задачей для формирования самостоятельной личности является умение управлять своим телом, появляются произвольные движения. Произвольные движения вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную.
Появляется произвольная форма запоминания слов. Способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету проявляется у большинства детей во 2-м полугодии 2-го года жизни. К 3 годам создаются необходимые предпосылки для перехода к дошкольному периоду.
В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.
Психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности.
ü Основные новообразования раннего детства. Кризис 3 лет.
Кризис 3 лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей. Он пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими.
У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Ребенок может действовать наперекор своим желаниям (наоборот). Так, отказываясь от минутных желаний, он может показать свой характер, свое «я».
Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».
В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям.
Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка.
Стремление быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Э. Келер дал характеристику кризисным явлениям:
1) негативизм – нежелание ребенка подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей;
2) упрямство – когда ребенок не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем;
3) строптивость – ребенок не принимает и выступает против заведенного домашнего уклада;
4) своеволие – желание ребенка быть независимым от взрослого, т. е. быть самостоятельным;
5) обесценивание взрослого – ребенок перестает уважительно относиться к взрослым, может даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом;
6) протест-бунт – любое действие ребенка начинает походить на протест;
7) деспотичность – ребенок начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом.
ü Характеристика дошкольного возраста (3-6 лет). Основные новообразования данного возраста. Кризис 6-7 лет.
Дошкольное детство — своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам начинает определять собственное поведение.
Память становится в центр сознания ребенка, ребенок приобретает способность действовать в соответствии со своими общими представлениями. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.
Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Этот процесс имеет много общего с памятью — в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Но, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.
Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.
Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.
Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.
ТЕМА 4.
ü Основные понятия: «физическая культура», «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —это часть общей культуры, совокупность достижений общества (материальных и духовных ценностей), которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО — исторически обусловленный уровень физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества; у людей разных профессий, пола, возраста физическое совершенство имеет свои особенности.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ —это биологический процесс изменения форм и функций организма человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ —педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта.
ü Теоретические основы физического воспитания. Физическое развитие дошкольников.
Естественнонаучную основу составляет:
· комплекс научных дисциплин, задачей которых является изучение процессов биологического развития ребенка (физиология, анатомия, биохимия, биомеханика);
· этот комплекс научных знаний создавался на основе учения физиологов И.М.Сеченова, И.П. Павлова, В.М.Бехтерова.
Основные положения теории:
· единство организма и среды;
· об условнорефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа;
· о типах высшей нервной деятельности.
ü Основные средства физического воспитания дошкольников
- гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.
- естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.
- физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлении умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.
Требования к средствам физического воспитания (по Е.Л.Аркину):
· во всех мероприятиях по физическому воспитанию следует основываться на знании анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста;
· необходимо учитывать целостность и единство организма ребенка, которое проявляется в том, что всякое воздействие на любую часть тела вызывает реакцию всего организма. Не может быть изолированных реакций: центральная нервная система объединяет все системы организма в единое целое;
· важное значение придается подвижным играм. Они являются не только средством и воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер;
· необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
ТЕМА 5.
ü Содержание понятий «умственное развитие», «умственное воспитание».
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
ü Задачи умственного воспитания дошкольников:
· I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
· 2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;
· 3) формирование познавательных интересов и любознательности;
· 4) приучение детей к умственному труду.
Задачи умственного развития детей раннего возраста:
· Развитие восприятия
· Развитие памяти.
· Развитие мышления.
Воспитание любознательности познавательных интересов
ü Развитие познавательных процессов, формирование простейших способов познавательной деятельности.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Любопытность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой обхвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Под влиянием познавательного оказывается способен к более длительной устойчивой сосредоточенности внимания проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках и других видах творческой деятельности.
Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Вопросы делят на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ним контакт. («Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?») Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха.
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Пик вопросов проходится на возраст с 4,5- 5,5 лет.
ü СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ -система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия.
Сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.
Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте.
Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур, основные части (голова, глаза, туловище, лапы, хвост, усы), их форму и цвет.
Для обогащение сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих предметов («Чем похожи и не похожи»).
ü Средства умственного воспитания.
В дошкольном возрасте используются разные Средства умственного воспитания: Игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.
Игра - практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень - Словесно-логический.
В процессе Конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т. д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.
В Процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т. д.).
Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является Обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.
ТЕМА 6.
ü История создания программных документов по дошкольному воспитанию
Программа —государственный документ, утвержденный Министерством образования, в котором определено содержание учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастных групп, цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
"Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.);
1921 г. выходит "Инструкция по ведению детского сада", разработанная Наркомпросом БССР на основе аналогичного документа Наркомпроса РСФСР;
"Программа навыков" (1928 г.);
Первый проект программы работы дошкольных учреждений (1932 г.);
ориентировочные годичные и квартальные программы: "Гадавая праграма дашкольных устаноў (Минск, 1932), "Праграмы I эмест работы дашкольных устаноў на асеннi квартал" (Мн., 1932),на зiмовы квартал (Мн., 1933) и т.д., «Праграма па грамацка-пал1тычным выхараннi для дашкольных устаноў (I933).
"Программа внутреннего распорядка детского сада" (1934 г.);
Праграмы педагагiчнай работы для дзяцей ад 2 да 4 год" и "Праграмы i унутраны ряспарадак дз1цячага сада" (1935 г.);
Руководство для воспитателей детского сада" (1938 г.)
Программа воспитания в детском саду (1962);
"Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (1984г.).
ü Пралеска – программа дошкольного образования
Основными задачами программы являются:
охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
обеспечение полноценного своевременного и всестороннего психического развития ребенка;
воспитание личности ребенка, ее творческого потенциала, формирование способностей;
формирование взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;
обучение детей, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм и средств народной педагогики.
Содержание программы основывается на следующих принципах:
гармонии трех начал - физического, духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития детей;
гуманизации и демократизации воспитания и обучения;
природосообразности и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
оздоровительной направленности воспитания;
соединения национального и общечеловеческого моментов в воспитании;
развитие психики в деятельности;
взаимодействие семейного и общественного воспитания;
преемственности между детским садом и школой.
Программа «Пралеска» —это нормативный документ, задающий цели деятельности и способы функционирования как образовательного учреждения, так и всей системы у целом.
Теоретические положения программы:
направлена на «охрану детства» (Л.С.Выготский);
обогащение, амплификацию развития (А.В.Запорожец), предполагающую максимальную реализацию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются прежде всего в специфических «детских» видах деятельности (игровая, музыкальная, изобразительная и т.п.).
каждый возрастной период характеризуется специфической «социальной ситуацией развития» (Л.С.Выготский), определенным соотношением условий социальной среды и внутренних условий, конкретными новообразованиями, ведущей деятельностью, подготовку его к переходу на новую возрастную ступень.
В «Пралеске» выделены следующие возрасты:
Раннее детство — Младенческий возраст — От рождения до 1 года — «Малютки»
Раннее детство — Ранний возраст — От 1 года до 3 лет — «Малыши»
Дошкольное детство — Младший дошкольный возраст — От 3 до 5 лет — «Почемучки»
Дошкольное детство — Старший дошкольный возраст — От 5 до 6 лет — «Фантазеры»
Программа включает:
Первый базисный блок – общий, посвященный ключевым ориентирам в работе дошкольных учреждений;
Второй базисный блок включает в себя характеристики психического и физического развития детей четырех групп, основные задачи и краткую характеристику содержания образования детей.
Вариативность программы:
в программе определены только стратегические позиции в работе воспитателя без распределения программного материала на кварталы, где определено, что и как делать.
дает возможность педагогу проявить творчество, найти свой путь в реализации образовательного базиса, предложенного «Пралеской», с учетом своего индивидуального стиля, профессиональных приоритетов при этом не ущемляя интересы ребенка.
программой предусмотрено, что педагог дополнит, конкретизирует отдельные ее разделы с учетом традиций своего региона, его истории.
ü Современные образовательные программы для дошкольных учреждений
Основные программы:
программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДУ в рамках достижения каждым воспитанником стандарта дошкольного уровня образования;
главное требование – соблюдение преемственности при переходе к следующей возрастной и образовательной ступени.
Комплексные программы — программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДУ.
Парциальные программы (специализированные) —это программы по одному или нескольким направлениям, реализующимся в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Дополнительные программы ДУ — программы по одному или несколькими направлениям для оказания дополнительных услуг (платных или бесплатных) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т.п.
Программа воспитания и обучения (утверждены МО РБ):
"ГИБКИЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОМ САДУ";
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ДЕТСКОГО САДА ;
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (для родителей);
ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (авторы В.Н.Шебеко, Л.В.Карманова, В.А.Овсянкин);
"ОЧАРОВАНИЕ" (автор Л.Д.Глазырина) ;
"ГАРМОНИЯ" (автор Силивон В.А.)