Предложенных тематических направлений
Ниже приводятся рекомендуемые тематические единицы по каждому из выделенных выше вопросов, входящих в тот или иной тематический блок. С точки зрения автора данных методических рекомендаций они помогут студенту априори сориентироваться в выбранной или предложенной им теме работы. Это не должно рассматриваться как некий жесткий план или как директивное указание обязательное для выполнения. Подобные единицы – это своего рода обобщенный алгоритм изучения, реализация которого позволит системно подойти к раскрытию изучаемой темы.
Теория и история педагогического управления. В этот тематический блок входят пять основных вопросов.
1. Педагогическое управление как самостоятельная отрасль научного знания. Рекомендуемый алгоритм изучения состоит из трех последовательных шагов,в которых следует попытаться показать что:
а) наука педагогического управления не является прикладной составляющей какой-либо науки (юридической, политической, экономической, социологической и т. п.). Она базируется на общеметодологических принципах фундаментальных наук, но имеет свой собственный предмет и свою проблематику исследования, является крайне актуальным направлением научного знания, от успехов которого во многом зависят как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества.
б) наука педагогического управления представляется как единая отрасль научного знания, которая изучает целостное освоение педагогической действительности под углом зрения системного воздействия. Она исследует общие закономерности, принципы педагогического воздействия, а также закономерности и принципы создания самой системы педагогического управления.
Основным методом ее исследования является системный подход, который позволяет объединить всю совокупность средств и методов, помогающих не только изучить свойства и структуру объекта в целом, но и осуществить комплексное воздействие
в) наука управления образовательными системами опирается на фундаментальные положения разных отраслей обществоведения, ряд прикладных отраслей, но ее самостоятельным предметом является специфическая управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы педагогического управления, ее построения, функционирования и развития.
2. Сущность и содержание управления образовательными процессами. Здесь рекомендуется уяснить, что:
а) ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в педагогических системах носит осознанный характер, и поэтому может быть понято как такое воздействие субъекта управления на объект, при котором имеется цель перевода последнего в желаемое состояние. Поэтому основным элементом управления является целеполагание.
б) новой парадигмой управления является все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет формировать управленческую элиту профессионалов, которая способна выполнить главную миссию общества, – создать условия для его саморазвития. Поэтому управление не только сводится к достижению целей, но и является средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.
г) в процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система педагогического управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечным итогом функционирования и развития системы управления являются принятие и реализация управленческого решения.
3. История управленческой мысли. Общий алгоритм рассмотрения состоит всего из трех шагов, в которых целесообразно последовательно отразить следующее:
а) наука и искусство управления прошли многовековую историю своего становления и развития. На различных этапах исторического развития управленческой мысли формировались различные взгляды и представления о ее содержании, накапливался многообразный опыт, возникали и действовали различные научные школы управления.
б) в результате управленческой революции на Западе в 60–80-е годы XX в., осуществления ее пятого этапа возник менеджмент – современная разновидность педагогического управления.
в) начало развития управленческой науки в России относится к XVII в., когда она формируется преимущественно в рамках теории и практики совершенствования российского государства. В 30-е годы XIX столетия в России появились различные школы и институты, которые развивали идеи общей теории управления и государственного строительства. Однако и сегодня нельзя сказать, что наука управления в целом и управления образовательными системами в частности, как самостоятельное научное направление сформировалась, обрела свой независимый статус и дает тот результат, который от неё ждет педагогическое сообщество.
4. Законы и принципы педагогического управления. Содержательно и понятийно раскрыть входящие в данный вопрос темы поможет нижеследующий алгоритм:
а) к законам управления относятся наиболее общие, существенные и необходимые связи, которые изучаются наукой управления. К ним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности педагогических целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, доминирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры.
б) на основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.
в) являясь в определенной мере искусством, живым творчеством, эффективное рациональное управление невозможно без познания его основных законов и принципов, которые позволяют сократить социальное время для принятия и реализации управленческих решений.
5. Методы педагогического управления. В этом вопросе рекомендуется прояснить следующие позиции:
а) методы управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Все их многообразие является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей сегодня комплекс сложных явлений (социальных, духовно- нравственных, культурных).
б) одной из главных задач современной системы педагогического управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.
в) для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов педагогического управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).
Основные функции педагогического управления. Данный тематический блок охватывает шесть ключевых вопросов.
1. Целеполагание в управлении. Весь целеполагающий блок тем будет раскрыт достаточно полно, если с учетом предметной области курсовой работы будет аргументировано доказано, что:
а) целеполагание является в управлении основным средством воздействия и реализации системного подхода. Каждая подсистема, обладает собственной целью, но носит подчиненный характер относительно главной генеральной цели развития образования.
б) процесс определения целей и их согласования является чрезвычайно сложным. Специфика формирования и уточнения целей, построения их иерархии, доведения до соответствующего уровня конкретности и соблюдения принципа приоритетности главной цели по отношению к целям нижнего уровня – одна из важнейших задач управления.
в) особое значение в целеполагании занимают цели стратегические, которые выражают долгосрочные и глобальные интересы общества, а потому являются генеральными для всех остальных.
г) наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур «древа целей», где разработка целей осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по определенным правилам. Декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.
2. Комплексные целевые программы и проекты как организационная форма целеполагания. Содержательно алгоритм изучения темы должен быть наполнен следующими ключевыми положениями:
а) комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной, или генеральной цели образования.
б) программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Все они содержат подтипы программ. Особое место в их раду занимают научные программы и проекты, которые предусматривают создание новых идей, ноу-хау, новых образовательных технологий.
в) сегодня программно-целевой метод педагогического управления является очень распространенным и во многом определяющим среди других. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.
3.Стратегическое целеполагание.. Здесь рекомендуется последовательно и аргументировано показать:
а) стратегическое целеполагание и управление в современных условиях определяет содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяет скоординировать отдельные образовательные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить «прорыв» в управлении.
б) процесс выработки и реализации стратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых также известны, но еще явно недостаточно используются в российской управленческой образовательной практике. Совершенно очевидно, что стратегическое управление - сегодня самый эффективный вид управления. Суть управленческой революции состоит в том, что стратегическое управление перестало быть привилегией Центра и стало достоянием всех субъектов управления, регионов, городов, социальных организаций, коллективов. Использование ресурсов стратегического целеполагания и управления в России – одна из актуальных задач.
4. Ценностное воздействие в педагогическом управлении. Рекомендуется придерживаться такого плана изучения:
а) особенность педагогического управления как самостоятельной отрасли образовательной практики состоит в том, что оно является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости образованием определяется такими регуляторами, как: культура, традиции, идеология, нормы морали, целостность мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.
б) целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл. Уровень и качество нравственно-ценностного регулирования всегда характеризуют надежность и эффективность системы управления. Кризис морали, ценностей, духовности субъектов управления - всегда верный признак их разложения и неизбежного разрушения.
в) в управлении очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового и духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению педагогической аномии.
5. Нормативное регулирование и моделирование в управлении. В этом вопросе следует уяснить мысль о том, что:
а) духовно-нравственное и идеологическое регулирование тесно связано с нормативным, которое может быть охарактеризовано как количественное и качественное ориентирование субъекта управления при оценке состояния педагогических процессов и тенденций их развития.
б) педагогические нормативы могут быть рассмотрены как разновидность социально-педагогических технологий, связанных с характеристикой оптимального состояния образовательного процесса, составленной на основе изучения объективных закономерностей образовательного процесса, его возможностей и потребностей.
в) в основе педагогических нормативов, их качественной и количественной определенности лежит величина, характеризующая идеальную желаемую цель развития образования.
Кроме того, рекомендуется подчеркнуть, что возрастание роли нормативно-ценностного регулирования неразрывно связано со становлением гражданского общества, с повышением уровня его зрелости, с достижениями педагогической науки и все более полным использованием ее методов в практике управления.
6. Информационное обеспечение педагогического управления. Здесь достаточно придерживаться рекомендуемого нами алгоритма, в процессе реализации которого последовательно показать:
а) понятие «информация» в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения. В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни. Педагогическая информация – это ориентирующее знание о состоянии педагогической системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.
б) достоверная информация необходима на всех этапах управления: от постановки задач до осуществления мер контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного педагогического управления.
в) существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения. Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т. п. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага в такое же зло, которое может стать тормозом в принятии управленческого решения.
Системы педагогического управления. В этом тематическом блоке объединены пять следующих вопросов.
1. Сущность, содержание, структурные элементы системы педагогического управления. Раскрыть данный вопрос системно возможно, если показать знания педагогической системы и её компонентного состава. С этой точки зрения примерный алгоритм должен включать в себя положения о том, что:
а) система-это множество взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, составляющих целостное образование. Системные свойства педагогических организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую роль в познании и преобразовании сложных социальных систем. Система разделяется на подсистемы, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.
Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой, которая существенным образом отличается от ее внутренней среды. Они находятся в диалектическом взаимодействии.
б) каждая педагогическая система состоит, прежде всего, из двух взаимодействующих, но самостоятельных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся: педагогические отношения, процессы, ресурсы. К управляющей – все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на элементы управляемой подсистемы. Важнейшим ее элементом является организационная структура управления.
в) все объекты управленческих воздействий в то же время в той или иной мере могут выступать и в качестве субъектов управления. Например, организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обратное влияние на объект управления. Особое значение принадлежит человеку как субъекту управления. Поэтому под системой управления понимается единство субъекта и объекта управления, управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Ее осуществляют органы управления, социальные организации в целом, отдельные управляющие, которые принимают и реализуют управленческие решения.
2. Организационные отношения и организационная деятельность. В изучении этого многопланового вопроса может оказаться полезным обобщенный алгоритм, где еготематические единицы представлены в следующем понимании:
а) организационные отношения в системе управленческих отношений приобретают ныне особую значимость. Являясь их органической частью, они пронизывают все управленческие отношения и управленческую деятельность от целеполагания до осуществления педагогичекого контроля, оценки эффективности управления и осуществления регулирующих и корригирующих воздействий.
б) особое место в системе организационной деятельности занимают организации (формальные и неформальные), значение которых постоянно возрастает. Технологии их построения и проектирования изучает особая отрасль управленческой науки – организационная культура. Сохранить и поддержать состояние упорядоченности самой системы управления – важнейшая функция организации, которая реализуется через регулирование, отношения субординации, координации и высокий профессионализм кадров управления.
в) управление всегда выступает не только как наука, но и как искусство применения знаний в конкретной управленческой ситуации. Организационная деятельность всегда осуществляется с учетом не только профессиональных, но и личностных качеств руководителя, которые в своем единстве составляют основу того или иного стиля управления. Поэтому качество управленческой работы и ее органической составляющей – организационной – во многом зависит от «лидерских начал» в управлении, что имеет особое значение для России, где управленческая элита пока не сформирована.
3. Особенности лидера управленческого типа. Необходимый и достаточный алгоритм изучения в рамках данной тематики:
а) лидер управления – это особый тип лидера, которому свойственны определенные социально-психологические и профессионально-педагогические качества. Они направляют организации, людей, органы управления на достижение целей организации, побуждают действовать организованно и эффективно, возбуждают и объединяют энергию многих. Они умеют создавать «сильные организации», выбирать оптимальные методы решения проблем, принимать грамотные решения, осуществлять контроль на всех этапах управления.
б) лидерство предполагает наличие и постоянное развитие в личности интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, стратегического мышления, сильной воли и т. п., что позволяет инновировать цели, выдвигать новые идеи для адекватного реагирования организации на изменения внешней и внутренней среды.
в) лидер управленческого типа формирует свой стиль управления, совершенствует свою управленческую и организационную культуру на основе имеющихся педагогических норм и ценностей не только интеллектуальных, но и нравственных. Только в том случае, если управленец делает это творчески, самостоятельно формируется лидер управленческого типа на основе единства личных и профессиональных качеств, способный решать новые неординарные задачи даже в условиях большой неопределенности.
4. Технологии принятия управленческого решения. Здесь полезно уяснить следующие позиции:
а) принятие управленческого решения – важнейший этап педагогико-управленческой деятельности. Решение представляет собой акт органов управления или руководителя, в котором не только определена цель, поставлены задачи, но и предусмотрены исполнители, выделены ресурсы, закреплена ответственность. Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Любое решение связано с человеком, лидером управления, поэтому с психологической точки зрения принятие решения – это всегда критический момент поведенческого акта, связанного выбором, предпочтением (в каком-то отношении) одному варианту действий по сравнению с другими. Решения всегда социальны и, следовательно, имеют комплекс последствий. Поэтому любое решение должно быть спроецировано на человека, коллектив, организацию, которые принимают то или иное участие в его выработке и реализации.
б) решения классифицируются по различным основаниям: в зависимости от знакомства с ситуацией субъекта, принимающего решение; от трудности решаемой проблемы; от числа имеющихся альтернативных решений; от профессиональных и личностных качеств управленца и т.п.
Выработка и реализация решений подчиняется определенным закономерностям и принципам, которые необходимо знать. Существуют определенные технологии принятия решения, которые помогают ускорить этот процесс, что особенно важно в экстремальных ситуациях.
в) существует много приемов и методов принятия и реализации эффективных решений. Их набор или комбинация во многом зависят от сложившейся проблемной ситуации, где необходимы не только знания, но и искусство управления.
5.Социальный контроль и эффективность управления. В этом (или подобном ему) вопросе должно быть четко и ясно, что:
а) недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходимо осуществить педагогический контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести всегда необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более результативным, чем предыдущий. В широком смысле слова контроль – это совокупность средств и методов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов и отдельных групп, субъектов управления будет осуществляться в соответствии с установленными нормами и ценностями;
б) контрольная функция управления пронизывает все стадии управленческой деятельности, выступает как интегральная и объединяет их в едином ансамбле управления. По существу педагогический контроль – один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, государством и обществом, государством и социальными институтами. Его функция в этом смысле – обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций;
в) суть эффективности управления состоит в том, что управление обеспечивает достижение целей, решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов. Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели, которая служит не только для оценки проблемной ситуации, но и для выработки критериев, показателей и индикаторов, которые позволяют количественно и качественно оценить происходящие перемены.
Внешняя среда и функции главных субъектов управления. Данный тематический блок предполагает изучение и содержательный анализ следующих вопросов:
1. Особенности управления накануне XXI века. Алгоритм изучения:
а) объективные условия, в которых действуют субъекты управления в конце XX и начале XXI вв., изменились коренным образом: процессы стали не только динамичными, нелинейными, но и глобальными, что требует принципиально другого педагогического управления – глобального и целостного по своей природе, который осуществит переворот не только в объекте управления, но и в субъекте;
б) аналоги решения сложных проблем, возникших перед педагогическим сообществом, есть. Наука давно предлагает решение глобальных проблем эффективными методами глобального моделирования, выработки международных проектов и программ, разработки соответствующих международных норм и т. п. В этой связи усиливается необходимость постоянно совершенствовать меры реагирования (стратегического, концептуального) на изменения не только внутренней, но и внешней среды. Это, в свою очередь, требует еще более пристального внимания к анализу таких факторов, без учета которых сегодня нет эффективного управления.
2. Пути формирования инновационной управленческой культуры XXI века. В этом вопросе Ваша (студент) задача понять, что действительно найти эффективные пути формирования инновационной управленческой культуры XXI века в принципе невозможно, если при их поиске не будут учтены следующие объективные и субъективные обстоятельства:
а) мировой опыт свидетельствует, что только на основе всех известных принципов, технологий можно управлять общественной жизнью с учетом национальных интересов, сохранения истоков культуры и их развития, а не вопреки им (не через разрушение национальной самобытности). Поэтому управленческая культура органически включает в себя механизмы достижения согласия, соблюдения определенных правил (нравственных, юридических) в условиях здоровой конкуренции, а не конфронтации на основе управления.
б) деклараций о целенаправленности управления, его перспективности, человечности было немало, достаточно и сегодня, но следует подчеркнуть, что культура – не только слово, но и реальное управленческое поведение, действие людей, способы общения, которые материализуются в интеллектуальных продуктах, организационных, информационных и управленческих технологиях. в) носителями такой культуры являются как общество в целом, так и его отдельные социальные группы, прежде всего педагогическая общественность, отдельные личности. Они подвержены культурным влияниям в опережающем режиме потому, что, прежде всего одаренные личности создают ее современные образцы. Поэтому весьма перспективной является идея формирования современной управленческой элиты, которая способна влиять на образовательное пространство России упреждающе, прогностически, опираясь на профессиональные знания, творческое воображение, инновационное восприятие.