Задача 1. Вам необходимо выявить готовность 6-летнего ребенка к обучению в школе. Опишите методы диагностики.
«Готовность к школе» - это комплексное понятие, для ее диагностики необходимо исследовать уровень развития каждого компонента. Поэтому нужно подобрать хотя бы по одной методике на каждое качество, а затем сопоставить их уровни. Методов диагностики множество – это вопросы задаваемые ребёнку, рисунки, наблюдения, тестирование, психологические тесты и другие.
В исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигур из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Таким образом, интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Интеллектуальная:
1. Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска.
Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:
Первое задание - рисование мужской фигуры по памяти,
Второе срисовывание письменных букв,
Третье срисовывание группы точек.
Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности.
Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже среднего. Дети которые получили от 12 - 15 балов необходимо дополнительно обследовать.
2. Вторая методика "Домик" (Н.И. Гуткиной), используемая в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольности.
Хорошее качество выполнения заданий, предлагаемых в методике, направленной на изучение произвольности, косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, позволяющей ребенку справиться с задачей.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет.
Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".
+Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака - Диагностика психологической готовности детей 5,5-7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Тест школьной зрелости (П.Я. Кеэс) - Определение умственной работоспособности (внимательности). Определение уровня сформированности внутреннего плана действия. Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти. Определение уровня сформированности наглядно-образного мышления. Определение способности к комбинированию.
Эмоциональная:
3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) - Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Результат диагностики может носить количественный и качественный характер. Количественный результат представляет собой индекс тревожности (ИТ), отражающий интенсивность отрицательного эмоционального опыта ребенка в изображаемых ситуациях. Качественным результатом могут быть выводы о характере эмоционального опыта ребенка в этих и подобных ситуациях.Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Проведение исследования : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
+Проективные методики: Методика "Кактус" М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника. Или "Несуществующее животное." Агрессивность , Эгоцентризм, Неуверенность в себе, Демонстративность, Скрытность, осторожность, Оптимизм, Тревожность, Женственность, Экстравертированность, Интровертированность, Стремление к домашней защите, Отсутствие стремления к домашней защите.
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант)Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Социальная:
4. Методика Рене Жиля (для дошкольников)- Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Проективная методика Рене Жиля основана на своеобразном опросе, который для полноты картины дополнен еще и визуальными материалами. Ребенок смотрит на картинку и проектирует себя вместо нарисованного человечка. Тест включает в себя 42 вопроса, из них 25 – это опросный визуальный материал. На картинках представлены детки и взрослые, которые находятся в разных ситуациях. К каждому рисунку есть пояснение и вопрос. В методике также есть еще 17 текстовых вопросов. Подразумевается, что на них ответ ребенка будет честным.
Ребенку предлагается посмотреть на картинки и послушать рассказ или почитать его, в зависимости от возраста. Также малышу будут показывать картинки и ребенок должен указать, где на картинке он. Также ему нужно будет указать и некоторых других героев картинки.
Методика Рене Жиля проста для детей, ее отличает образность и легкость. Ребенку будет очень легко проходить этот тест, а проводящий его специалист получит реальные результаты. Тест может проводиться для дошкольников.
Ключи: Этот тест поможет понять, какие у малыша отношения с родными и друзьями. Тест подходит для детей от 4 до 7 лет. Ключи на тест Жиля позволяют сделать какое-то заключение по методике. Именно по ключам производиться обработка результатов методики и выдается ответ по личности ребенка.
5. Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет.
Время проведения теста - 30-40 мин. В иллюстративном материале вместо людей изображены животные.
С помощью данной методики можно выявить:
• ведущие потребности и мотивы;
• особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре);
• особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами;
• содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка;
• особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов;
• агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации;
• динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.
+ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ
В настоящее время появляются новые диагностические программы, такие как экспресс-диагностики готовности к школьному обучению. Основным параметром подобных программ является минимизация длительности обследования, что удобно в ситуации массовой диагностики готовности детей к обучению в школе.
Данные программы позволяют условно разделить их на три категории:
1. К первой, наиболее содержательной и цельной, можно отнести диагностические программы, имеющие четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним, в первую очередь, относятся программа И.В. Дубровиной, основной составляющей которой является программа Н.И. Гуткиной, программа под редакцией Д.Б. Эльконина и его сотрудников, психодиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, и др.
Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, можно отметить, в первую очередь, диагностическую программу Г. Витцлака и тест Керна-Йирасека.
2. Ко второй группедиагностических программ относится ряд пособий, представляющихсобой простой набор самых разнообразных тестов и методик. К таким комплексам можно отнести диагностические программы таких авторов, как И. Айзман, Г.Н. Жаровой, Л.И. Земцовой и многие другие. В большинство этих программ в той или иной комбинации вставлены методика «Узоры», разработанная Л.И. Цеханской, тест Керна-Йирасека, части диагностических программ Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера и т.п.
3. Диагностические программы, как «Метод фронтального изучения детей в предшкольный период» Г.Ф. Кумариной, «Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко и методика Н.Я. Семаго и М.М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» разработаны на основе уже зарекомендовавших себя методик. Ценностью данных диагностических программ является компактность и разумная быстрота проведения обследования.
Результаты определения готовности к школьному обучению заносится психологом в Индивидуальную карту психического развития ребенка.