Особые формы организации обучения
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения.
Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.
Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству учащихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.
Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.
Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Существует классификация, (Андреев В. И.) в основе которой – структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения.:
– вводное занятие;
– занятие по углублению знаний,
– практическое занятие,
– занятие по систематизации и обобщению знаний;
– занятие по контролю знаний, умений и навыков;
– комбинированные формы занятий.
Существует классификация форм организации обучения по дидактическим целям (Онищук В. А.)
– теоретические;
– практические;
– трудовые;
– комбинированные.
Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения:
– индивидуальные занятия;
– коллективно-групповые занятия;
– индивидуально-коллективные занятия.
Индивидуальные занятия– репетиторство, тьюторство, менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение.
Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.
Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты.
Особые формы организации обучения
Индивидуальные: репетиторство, тьюторство, менторство
Репетиторство, как правило, связано с подготовкой ученика к сдаче зачетов и экзаменов.
Менторство (наставничество) направлено на то, чтобы обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика. Ментор, понимаемый как советчик ученика, наставник, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, оказывает помощь при выполнении заданий, помогает адаптироваться в жизни. В современной социальной и педагогической практике менторство также понимается как практика сопровождения руководитля проекта или проектной команды, ориентированная на максимально эффективное достижение целей проекта В качестве наставника или ментора может выступать человек, имеющий успешный опыт реализации проектов и базовые навыки консультационной работы.
Термин» тьютор» в современной образовательной практике имеет несколько значений
– Тьютор — это научный руководитель ученика. Функции тьютора могут выполнять учителя при подготовке учащихся к выступлениям на конференциях, «круглых столах» и других научных мероприятиях.
– Тьютор – это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Тьюторстрво – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку и индивидуальных образовательных программ студентов и учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системе дополнительного и непрерывного образования.
В современных социально-образовательных технологиях тьюторы – это лучшие ученики и студенты в учебных заведениях. Они привлекаются к организации учебных курсов в качестве полноценных организаторов учебной деятельности (под контролем старших коллег).