Особые формы организации обучения

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образова­тельного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству учащихся, времени и месту обуче­ния, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упо­рядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие препода­вателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что уча­щиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностя­ми взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процес­са обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Существует классификация, (Андреев В. И.) в основе которой – структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения.:

– вводное занятие;

– занятие по углублению знаний,

– практиче­ское занятие,

– занятие по систематизации и обобщению знаний;

– занятие по контролю знаний, умений и навыков;

– комбинированные формы занятий.

Существует классификация форм организации обучения по дидакти­ческим целям (Онищук В. А.)

– теоретические;

– практические;

– трудовые;

– комбинированные.

Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения:

– индивидуальные занятия;

– коллективно-групповые занятия;

– индивидуально-кол­лективные занятия.

Индивидуальные занятия– репетиторство, тьюторство, мен­торство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение.

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

Особые формы организации обучения

Индивидуальные: репетиторство, тьюторство, менторство

Репетиторство, как правило, связано с подготовкой ученика к сдаче зачетов и экзаменов.

Менторство (наставничество) направлено на то, чтобы обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика. Ментор, понимаемый как советчик ученика, наставник, вносит в содержание изучаемого предмета индивиду­альность, оказывает помощь при выполнении заданий, помогает адаптиро­ваться в жизни. В современной социальной и педагогической практике менторство также понимается как практика сопровождения руководитля проекта или проектной команды, ориентированная на максимально эффективное достижение целей проекта В качестве наставника или ментора может выступать человек, имеющий успешный опыт реализации проектов и базовые навыки консультационной работы.

Термин» тьютор» в современной образовательной практике имеет несколько значений

Тьютор — это научный руководитель ученика. Функции тьютора могут выполнять учителя при подготовке учащихся к выступлениям на конфе­ренциях, «круглых столах» и других научных мероприятиях.

Тьютор – это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Тьюторстрво – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку и индивидуальных образовательных программ студентов и учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системе дополнительного и непрерывного образования.

В современных социально-образовательных технологиях тьюторы – это лучшие ученики и студенты в учебных заведениях. Они привлекаются к организации учебных курсов в качестве полноценных организаторов учебной деятельности (под контролем старших коллег).

Наши рекомендации