Объем дисциплины и виды учебной работы
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Учебно-методический комплекс
По направлению: 030900 – «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
(квалификация (степень) «БАКАЛАВР»)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Профессиональная этика:Учебно-методический комплекс/Авт.-сост.
Л.Д. Томалинцева. СПб.: ИВЭСЭП, 2011. - с.
Утвержден на заседании кафедры философии, протокол № 1 от 29.08.2011 г.
Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол №
от 2011 г.
Автор-составитель
кандидат философских наук, доцент
Л.Д. Томалинцева
Рецензент
доктор философских наук, профессор
Р.А. Зобов
Ответственная за выпуск
Н.А. Фролова
Компьютерные работы
Л.Д. Томаинцева
© Л.Д. Томалинцева, 2011
© СПб ИВЭСЭП, 2011
Учебно-методический комплекс дисциплины «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА» составлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030900 – «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ».
Квалификация – БАКАЛАВР.
Основание введения дисциплины в учебный план: ФГОС. Дисциплина «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА» в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров 030900 относится к дисциплинам базовой части гуманитарного цикла.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели преподавания дисциплины
ЦЕЛЯМИ освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика» являются:
- теоретическое изучение профессиональной этики как специфического общественного явления, как особого вида трудовой морали общества, отражающего специфические нормы, предписания, правила поведения, оценки морального облика представителей различных профессий, в особенности тех, предметом труда которых являются человеческая личность или социальные группы общества;
- формирование представлений о том, как взаимодействуют мораль и право в регулировании социальных отношений и поведения личности в обществе;
- раскрытие особого значения юридической этики в формировании культуры правоприменительной и правоохранительной деятельности, в совершенствовании профессионально-нравственных отношений в правовой сфере;
- определение особой роли профессиональной этики юристов в укреплении законности и правопорядка, в обеспечении прав граждан и их воспитании, а также перевоспитании правонарушителей;
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в правовой сфере.
1.2. ЗАДАЧИ изучения дисциплины:
- проанализировать материалы об условиях возникновения и исторических предпосылках формирования профессиональной этики, а также об общечеловеческих (общеисторических) корнях возникновения основных видов профессиональной этики (медицинской, юридической, педагогической, этики бизнеса);
- сформировать у студентов систему понятий и представлений об органической связи
общеэтических принципов и категорий с содержанием профессиональной этики;
- развить системное понимание своеобразия иерархии нравственных ценностей в различных видах человекоориентированных профессий;
- проанализировать основные принципы и правила юридической этики и особенности развития профессионально-нравственных отношений в правовой сфере;
- раскрыть профессиональные особенности применения этикета в правовой сфере;
- освоить методы и технологии этического анализа юридической практики и актуального законотворчества с точки зрения укрепления законности и правопорядка.
1.3. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, формируемых у студента в результате освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность профессиональной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.
УМЕТЬ:
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
ВЛАДЕТЬ:
- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в коллективе и в общении с гражданами в соответствии с нормами этикета.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12).
1.4 МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ
Дисциплина «Профессиональная этика» является дисциплиной базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана.
Дисциплина базируется на знаниях, ранее приобретенных студентами при изучении таких дисциплин, как «история», «обществоведение», а также на знаниях, приобретаемых одновременно с изучением профессиональной этики, по таким дисциплинам, как «культурология», «теория государства и права», «история государства и права зарубежных стран».
Дисциплина является предшествующей для последующего изучения дисциплин второго и последующих годов обучения учебного плана таких, как: «философия»,
«право», «философия права», «социология права», «римское право: традиции и
современность», «сравнительное правоведение», «деловые коммуникации в деятельности юриста» и др.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Трудоемкость дисциплины в соответствии с базовым учебным планом составляет 2 зачетные единицы; общее количество часов 36 часов, из них аудиторных – 36, в том числе лекции 18 часов.
Виды учебной работы: лекции, семинары и самостоятельная работа студентов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество аудиторных часов | ||
лекции | семинары | всего | ||
МОДУЛЬ 1. Общетеоретические вопросы профессиональной этики | ||||
ТЕМА 1. Этика и мораль | ||||
ТЕМА 2. Понятие этических категорий и их классификация | ||||
ТЕМА 3. Содержание и особенности моральной регуляции | - | |||
МОДУЛЬ 2. Специальные вопросы профессиональной этики | ||||
ТЕМА 4. Профессиональная этика юриста как вид профессиональной этики | ||||
ТЕМА 5. Основные нравственные принципы и правила юридической этики | - | |||
ТЕМА 6. Нравственные основы законодательства правосудии и правоохранительной деятельности | - | |||
МОДУЛЬ 3. Прикладные вопросы профессиональной этики юриста | ||||
ТЕМА 7. Этика предварительного следствия | ||||
ТЕМА 8. Нравственные начала уголовно- процессуального доказывания | ||||
ТЕМА 9. Нравственные начала осуществления правосудия | ||||
ТЕМА 10. Этика судебных прений | ||||
ТЕМА 11. Этика и культура профессиональной деятельности юриста | ||||
ИТОГО: | ||||
Для заочной формы обучения - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1.
Общетеоретические вопросы профессиональной этики
Л Е К Ц И И
ТЕМА 1. Этика и мораль.
Этика как наука о морали. Объект и предмет этики. Структур и функции этики как науки. Основные этапы становления философско-этического мировоззрения.
Понятие морали. Ее генезис и сущность. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Основные функции морали и ее роль в жизни общества: оценочная, познавательная, мировоззренческая, регулятивная, воспитательная.
Структура морали: моральное сознание, нравственные отношения, нравственная практика. Их содержание и особенности. Моральный выбор.
Проблема соотношения морали и права.
ТЕМА 2. Понятие этических категорий и их классификация.
Основные категории этики, их классификация и функции. Категории, отражающие структуру морального сознания. Категории, отражающие нравственные отношения. Категории нравственной практики.
Добро и зло как этические категории. Эволюция взглядов на сущность добра и зла и их соотношение. Современные этические представления о добре. Понятие добродетели. Характеристика зла. Виды зла. Религиозные теории происхождения зла.
Справедливость и долг как этические категории.
Совесть как этическая категория. Понятие совести. Формирование совести. Человек как носитель сознания совести.
Ответственность как этическая категория. Понятие ответственности. Уровни ответственности. Безответственное поведение и его последствия. Условия моральной ответственности.
Достоинство как этическая категория: понятие и особенности.
Честь. Честолюбие. Репутация.
ТЕМА 3. Содержание и особенности моральной регуляции.
Содержание и классификация моральных норм.
Особенности моральной регуляции и ее отличие от правовой регуляции (по объекту, способу регулирования, по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм, характеру санкций).
Главные элементы структуры морали и моральной регуляции: моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы.
Необходимость морального регулирования человекоориентированных профессий (медицинской, юридической, педагогической).
МОДУЛЬ 2.
Специальные вопросы профессиональной этики.
ТЕМА 4. Профессиональная этика юриста как вид профессиональной этики.
Понятие профессиональной этики, ее сущность и содержание. Профессиональная этика как специфическое общественное явление, научная и учебная дисциплина. Предмет и задачи профессиональной этики. Условия возникновения и развития профессиональной этики. Социальные функции профессиональной этики в решении социальных проблем.
Профессиональная этика как одно из проявлений состояния морали и социальных отношений в обществе в конкретно-исторических условиях; совокупность социально обусловленных моральных норм поведения, формируемых на основе характерных обязанностей и задач профессии, а также специфических ситуаций.
Профессиональная этика как вид трудовой морали, отражающий особые нормы, предписания, правила поведения, оценки морального облика представителей различных профессий, в особенности тех, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.
Виды профессиональной этики.
Нравственно-психологические традиции человекоориентированных профессий и их влияние на содержание профессиональной этики. Наличие высоко развитых и качественно специфичных нравственных черт личности представителей этих профессий как важнейшая сторона их профессиональной пригодности.
Понятие профессиональной этики юриста, ее сущность, содержание и специфика.
ТЕМА 5. Основные нравственные принципы и правила юридической этики.
Гуманизм как стержневой принцип юридической этики.
Независимость – основной принцип юридической этики.
Честность, непредвзятость, строгая объективность и их роль в осуществлении главной задачи правосудия – выяснении истины.
Добросовестность в изучении всех обстоятельств каждого дела и ее значение в выяснении истины.
Принцип справедливости судебных решений, а также любых оценок, выносимых в практике служебной деятельности работниками суда, полиции, прокуратуры. Законность как гарантия против несправедливости или как средство восстановления справедливости.
Моральная чистота и безукоризненность поведения представителей юридической профессии как в служебной деятельности, так и вне службы – важнейшее правило юридической этики.
ТЕМА 6. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной
Деятельности
Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Обеспечение основных прав и свобод личности как главная задача правосудия.
Нравственное содержание Конституции РФ. Влияние международных стандартов в сфере прав и свобод человека на нравственное содержание Конституции РФ. Признание естественной природы прав и свобод человека, гарантии охраны жизни, чести, достоинства человека, личной неприкосновенности жилища, охрана частной жизни как общепризнанных нравственно-правовых ценностей.
Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства. Уголовно-процессуальный кодекс РФ о принципах уголовного судопроизводства. Справедливость в уголовном судопроизводстве. Уважение чести и достоинства в уголовном судопроизводстве. Реализация принципа неприкосновенности личности как условие
соблюдения нравственных принципов уголовного судопроизводства. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве как признак его соответствия нравственным принципам демократического государства.
МОДУЛЬ 3.
Прикладные вопросы профессиональной этики юриста.
ТЕМА 7. Этика предварительного следствия.
Общие нравственные требования к деятельности следователя. Специфика условий деятельности следователя. Соотношение нравственных норм и тактических приемов во взаимоотношениях следователя с участвующими в деле лицами. Концепция «конфликтного следствия» и ее критика. Недопустимые приемы получения доказательств. Защита и восстановление прав потерпевшего и их нравственный смысл.
Правила, касающиеся участия защитника в следственных действиях как гарантия соблюдения следователем правовых и нравственных норм.
Этика производства следственных действий. Понятие следственных действий. Этика производства допроса. Цель допроса, его нравственные проблемы. Правила проведения допросов как гарантия соблюдения общепринятых нравственных норм.
Этика производства осмотра.
Нравственные основы производства освидетельствования.
Этика производства следственного эксперимента.
Этика производства обыска. Этика производства выемки и личного обыска.
Этика наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки. Этика осуществления контроля и записи переговоров.
ТЕМА 8. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, их нравственное значение. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте как признание достоинства и ценности личности. «Неустранимые сомнения» в виновности и их нравственный аспект.
Нравственное значение независимой оценки доказательств.
Юридический, психологический и нравственный аспекты оценки доказательств по внутреннему убеждению. Этические основы использования отдельных видов доказательств. Недопустимые доказательства и их нравственный аспект.
ТЕМА 9. Нравственные начала осуществления правосудия.
Нравственные требования к деятельности судебной власти. Справедливость как важнейшее требование к судебной власти.
Роль судьи, председательствующего по делу в обеспечении нравственно оправдываемого характера разбирательства дела.
Суд присяжных и его нравственная миссия в осуществлении правосудия.
Нравственное содержание приговора и других решений суда.
ТЕМА 10. Этика судебных прений.
Судебные прения как самостоятельный этап судебного разбирательства: общая характеристика, состав профессиональных участников судебных прений, порядок выступления в прениях, общие нравственные требования к участникам прений.
Этика обвините6льной речи прокурора.
Этика речи защитника.
ТЕМА 11. Этика и культура профессиональной деятельности юриста.
Культура осуществления правосудия как важнейшая сторона юридической этики и профессионально-нравственных отношений в правовой сфере.
Профессиональные особенности судебного этикета. Специфика этикетных форм общения в юридической деятельности. Требования этикета к внешнему виду и манерам поведения в правовой сфере.
Профессиональный такт как важнейшая часть профессионального мастерства и необходимое условие успешного осуществления профессиональных функций юриста.
Этико-правовые основы нотариальной деятельности.
Профессиональные кодексы юристов как показатель высокого уровня развития культуры профессиональной деятельности.