Современный менеджмент», «Менеджмент» 2016.
Вопросы для формирования тестов (экзамена), учебных задач при проведения итогового контроля студентов по учебной дисциплине
Современный менеджмент», «Менеджмент» 2016.
1. Дайте определение и раскройте содержание термина «управление».
(Множественность мнений термина «Управление». Актуальность управления и условия возникновения управления. Определение «Управление». Субъект и объект управления. Цель управления. Продукт управленческого труда. Сущность и содержание управления как деятельности).
2. Дайте определение и раскройте содержание термина «менеджмент».
(Множественность мнений термина «Менеджмент». Определение «Менеджмент». Отличие управления от менеджмента. Необходимость управления коммерческой организацией. Предмет управленческого труда в менеджменте. Цель управления в менеджменте. Продукт управленческого труда).
3. Что представляют собой производные термина «менеджмент».
(Сущность производных от термина менеджмент – «контент – менеджмент», «антикризисное управление», «инновационное управление», «федеральное управление», «муниципальное управление», «местное самоуправление» и другое управление).
4. Что характеризует профессионального менеджера - руководителя.
(Что характеризует руководителя и основное содержание работы руководителя. Компетенция и компетентность, роли руководителя. Характеристика профессионала. Пирамида управленческих должностей в организации и руководители высшего, среднего и низшего звена).
5. Какие средства управления используют руководители в организации.
(Метод управления, перечень методов управления и их содержание. Методы управления менеджера в пределах школы научного управления, административной (классической) школы, школы человеческих отношений, школы поведенческих наук, школы науки управления).
6. Что представляет собой профессиональное поведение специалиста в организации.
(Профессиональное поведение и успешная деятельность специалиста. Что значит «стать» и «быть» специалистом. Деловая этика. Значение этики в профессиональном поведении специалиста. Деловая этика. Сквозные, правильные и стержневые ценности необходимые для достижения успеха. Принципы управления и «неписанные правила» поведения распознавание «свой – чужой». Актуальность и взаимосвязь твёрдых убеждений, ценностей, норм, принципов профессионального поведения для специалиста в достижении личной успешной деятельности).
7. В чём роль организационной культуры в управлении организацией.
(Многообразие определений «Организационная культура». Примеры организационных ценностей и норм организаций приводимые в литературе. Функции организационной культуры. Основа организационной культуры. Основные факторы влияющие на организационную культуру организации – культура руководителя, ожидаемая культуры организации, культура сотрудников на рабочих местах. Сильная и слабая организационная культура).
8. Что представляет собой инфраструктура современной коммерческой организации.
(Множество определений – организация. Определение коммерческой организации отражающая современную реальность. Управленческие характеристики организации. Производственная структура - предприятие, производственный цех, производственный участок. Производство, операции, бизнес-процесс. Классификация предприятий по технологии производства. Основные структурные факторы коммерческой организации представляющие и определяющие успешную деятельность организаций в условиях рынка).
9. Что представляют собой основные функции менеджмента.
(Функция и функция в менеджменте. Функциональный подход в менеджменте. Процессный подход в менеджменте. Системный подход в менеджменте. Ситуационный подход в менеджменте. Адаптивное управление).
10. Раскройте содержание управленческой функции «Планирование».
(Планирование, как концепция осмысленного целенаправленного поведения. Цели планирования в организации. Определения - план, программа, бюджет, проект, форсайт, «дорожная карта», бизнес-план. Количество планов в организации. Организация (порядок и стиль) системы планирования как средства достижения целей в организации. Стратегический план и его современный дизайн, текущий и оперативный план организации. Диспетчеризацияв планировании).
11. Раскройте содержание управленческой функции «Организация».
(Организация (порядок и стиль) работы в самой организации для достижения установленных целей. Организационно – правовые формы организаций и жизненный цикл организации. Органы управления организацией – общее собрание акционеров (совладельцев), совет директоров, единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Организационная структура управления коммерческой организации - бюрократические и адаптивные – характеристики. Власть, полномочия и иерархия власти в организации. Как осуществляется профессиональный подбор сотрудников для работы в организации (Процедура и элементы процедуры профессионального подбора сотрудников для работы в организации).
12. Что представляют собой организационные структуры управления организацией, управленческая власть и полномочия руководителя организации.
(Определение – организационная структура управления организацией и их виды. Органы управления организацией – общее собрание акционеров (совладельцев), совет директоров, единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Бюрократические и адаптивные организационные структуры управления, особенности. Определения «Управленческая власть» и «Полномочия» руководителя, в чём различия между ними. Источники власти руководителя в организации. Иерархия власти в организации и скалярная цепь. Делегирование управленческих полномочий в организации и линейные полномочия руководителя.
13. Организационные и распорядительные методы регламентирующие отношения внутри организации.
(Что входит в организационные и распорядительные методы регламентирующие управление в организации.
Перечень документов регламентирующих деятельность – устав, приказы, распоряжения, постановления и их содержание. Должностные инструкции руководителей и исполнителей - должностная инструкция как документ регламентации деятельности. Реквизиты и содержание должностной инструкции. Основное содержание должностной инструкции должности, на которых Вы вероятно будете работать в организации).
14. Карьера руководителя, специалиста в организации.
(Определение карьеры и цели карьеры. Профессиональная и внутриорганизационная карьера. Основные модели карьеры руководителя. Вертикальная и горизонтальная карьера, различие между ними. Этапы и планирование карьеры. Оптимальный возраст руководителя организации, руководителя подразделения, руководителя участка или бригады. Понятие «карьерные якоря». Угрозы успешной карьеры).
15. Раскройте содержание управленческой функции «Мотивация».
(Содержание терминов «Мотивация», «Мотив», «Стимулирование». Теории мотивации – развитие, внешняя и внутренняя (не финансовая) мотивация сотрудников. Организация (порядок и стиль) системы мотивации сотрудников в организации для достижения установленных целей организации. Система оплаты труда и цели применения систем заработной платы. Принципы при создании и использовании систем заработной платы сотрудников в организации. Система оплаты труда. Тарифная система оплаты труда и «эффективный контракт». Выплачиваемые сотрудникам доплаты, надбавки, привилегии. Уровень и структура оплаты труда …. специалистов).
Нефинансовая мотивация сотрудников организации и закон человеческих потребностей. Содержательные и процессуальные теории мотивации персонала организации. Теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, МакКлилланда. Теории «Теория ожиданий», «Справедливости или равенства», «Портера – Лоулера».
16. Раскройте содержание управленческой функции «Контроль».
(Содержание терминов контроль и управленческий контроль. Необходимость управленческого контроля. Основные виды и содержание контроля в менеджменте. Организация (порядок и стиль) управленческого контроля для достижения установленных целей организации. Контроль с прямой и обратной связью с позиции достижения поставленных целей перед организацией).
17. Как определить эффективность управления и успешность деятельности организации.
(Определения эффективность, эффективность управления и как измеряется эффективность. Что представляет собой успешность, успешность деятельности организации и как она определяется. В чём состоит содержание понятий: выживание, результативность, эффективность деятельности предприятия. Приведите примеры предприятий, деятельность которых, по вашему мнению, является успешной).
18. Что представляет собой власть руководителя в организации.
(Термин «Руководство». Содержание терминов «Власть», «Влияние» руководителя. Источники личной власти руководителя в организации. Административная власть руководителя. Власть руководителя основанная на принуждении. Власть руководителя основанная на вознаграждении. Экспертная власть руководителя. Харизматическая власть руководителя. Законная (традиционная) власть руководителя. Злоупотребления властью и манипуляции).
19. Каковы основные стили управления руководителя.
(Что представляет собой стиль управления руководителя. Авторитарный, демократический, либеральный стиль управления – содержание и различия. Злоупотребления властью в организации).
20. Лидерство в организации.
(Понятие – лидерство. Определение – кто такой лидер. Как объясняется лидерство в теории «Личных качеств, великих людей, теории черт». Мнения и описания личных качеств лидера. «Поведенческий подход в лидерстве». «Ситуационный подход в лидерстве»).
21. Что представляет собой «Поведенческий и ситуационный подход в лидерстве организации». (Определение - стиль лидерства руководителя. Основные отличия между руководителями, чей стиль управления подчинёнными описывается теорией «Х» и «Y». Эффективное, формальное, неэффективное лидерство и в чём разница между ними. Стили управления подчинёнными представленные с помощью «управленческой решётки».
Что представляет собой «Ситуационный подход в лидерстве».
22. Управленческие решения в организации.
(Определение «Управленческое решение», классификация управленческих решений, типы управленческих решений, процесс принятия управленческого решения).
Рекомендуемая литература к учебной дисциплине:
а) основная литература:
1. Коротков Э.М.: учебник для бакалавров / 2 – е изд., испр. и доп. – М.: издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013.
2. Глухов В.В. Менеджмент. Уч. М.: Питер. 2012.
3. Веснин В.Р. «Менеджмент» учебник 2012 г.
4. Виханский О.С. Наумов А.И. «Менеджмент» учебник М. Магистр. Инфра-М. 2012 г.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - Уч-е пособие.– М.: И.Д. Вильямс, 2012 г.
6. Лялин А.М. Теория менеджмента. Учебник для вузов. Стандарт 3-его поколения. – СПб.: Питер 2009 г.
7. Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2007. Учебное пособие. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. 2012.
8. Дулин Ю.Н. Становление компетентности будущего руководителя в стратегическом управлении организацией. Учебное пособие. РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
9. Дулин Ю.Н. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.
10. Дулин Ю.Н. Дополнительные лидерские качества для руководителей в организации. Вестник Балтийской Педагогической академии: сб. научн.- практ.ст. – выпуск 115. СПб: «Своё издательство». 2015.
11. Конкурентоспособность и прорывное позиционирование в посткризисный период./ Под общей редакцией дэн Пашкус Н.А., – СПб.: КультИнформПресс, 2011. 12. Остервальдер А. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
13. Резник С.Д., Игошина И.А. Введение в менеджмент. Учебное пособие – 2 изд., -М. ИНФРА –М, 2012 г.
14. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Издание любого года.