Требования к содержанию и оформлению контрольной работы
Задания для контрольной работы содержат два вопроса из того или иного разделов курса «Безопасность жизнедеятельности». Один из вопросов контрольного задания выполняется в форме реферата. Второй представлен в виде краткого тестового задания, представляющего собой решение ситуационной задачи, или программированного контроля при ответах студентов на ряд поставленных вопросов. Реферат должен отличаться небольшим объемом и наиболее полно излагать основное содержание рассматриваемого вопроса. Сущность и назначение реферата заключается в изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в научной литературе. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, дополнительно используя другие источники, в том числе научные периодические издания.
Реферат должен иметь план, в соответствии с которым и должен излагаться материал по исследуемому вопросу. На все используемые цитаты, нормативные документы и другие источники должны быть ссылки, которые могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке используемой литературы.
Содержание работы
Первая часть задания (реферат) излагается по следующей схеме:
1. План реферата с указанием страниц в тексте.
2. Введение, содержащее обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент раскрывает, цели и задачи реферата.
3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата).
4. Основная часть, раскрывающая содержание темы, обоснование физиолого-гигиенических явлений и процессов, факторов и условий, а также анализ путей и способов решения задач, поставленных в работе.
5. Заключение, представляющее собой резюме и краткие выводы по изложенному материалу.
6. Список используемой литературы, составленный по общепринятым правилам описания источников (автор с указанием инициалов, название источника, издательство, год издания и количество страниц).
Вторая часть задания (тест): выполняется на отдельном листке и представляет собой полное изложение задания и решений поставленной задачи (или изложение ответов на поставленные вопросы). Соответствующий номер теста, необходимый для выполнения того или иного задания, указывается в первом варианте задания.
Оформление контрольного задания
При выполнении контрольной работы целесообразно придерживаться плана, изложенного в методических рекомендациях.
Студенту необходимо изучить теоретические аспекты задания по данным литературы, ознакомиться с фактическим материалом соответствующего учреждения (предприятия), имеющимся в службах охраны труда и техники безопасности. Полученные фактические данные необходимо сопоставить с требованиями санитарно-технической документации (СНиП, СН, СанПиН, ГОСТ, ОСТ, указания и др.). На основании вышеизложенного дать оценку условий труда на изучаемом объекте, сделать выводы и дать практические рекомендации по оптимизации параметров производственной среды.
В случаях невозможности воспользоваться результатами санитарно-гигиенических исследований по данным предприятия (учреждения) проводится глубокая теоретическая проработка рассматриваемого вопроса и оформление результатов в виде реферата по литературным источникам.
Контрольная работа выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен машинописный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки разборчивым почерком. Объем работы в пределах 8-12 страниц рукописного текста и зависит от полноты раскрытия каждого вопроса. Ответы должны быть исчерпывающими.
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Объект, предмет, методология безопасности жизнедеятельности, теория и практика безопасности.
Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.
Тест № 1.
Вариант 2.
1. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
2. Международная безопасность РФ.
3. Тест № 10.
Вариант 3.
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её роль и задачи.
2. Действия населения при угрозе ЧС природного характера (землетрясения).
3. Тест № 11.
Вариант 4.
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий (аварии на химических и на радиационно-опасных объектах).
2. Обеспечение национальной безопасности РФ.
3. Тест № 2.
Вариант 5.
1. Размеры и структура зон поражения. Характеристика очагов, первичные и вторичные поражающие факторы производственных аварий.
2. Безопасность и теория риска.
3. Тест № 12.
Вариант 6.
1. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре.
2. Геологические чрезвычайные ситуации.
3. Тест № 3
Вариант 7.
1. Гидрологические чрезвычайные ситуации.
2. Действие преподавателя по обеспечению безопасности обучающихся при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
3. Тест № 13.
Вариант 8.
1. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности.
2. Пожары, взрывы (угроза взрывов), внезапное обрушение зданий и сооружений.
Тест № 4.
Вариант 9.
1. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье (нападение на улице, в автомобиле; приставания пьяного, угроза изнасилования).
2. Метеорологические чрезвычайные ситуации.
3. Тест № 5.
Вариант 10.
1. Ионизирующие излучения. Виды и источники ионизирующих излучений, их действие на организм человека.
2. Правила безопасного поведения на транспорте.
3. Тест № 6.
Вариант 11.
1. Роль и задачи гражданской обороны в современных условиях.
2. Лучевая болезнь. Отдаленные последствия действия ионизирующего излучения.
3. Тест № 7.
Вариант 12.
1. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность.
2. Нормы радиационной безопасности.
3. Тест № 9.
Вариант 13.
1. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления.
2. Профилактические мероприятия при работе с источниками ионизирующего излучения.
3. Тест № 8.
Вариант 14.
1. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.
2. Естественные и антропогенные электромагнитные поля.
3. Тест № 13.
Вариант 15.
1. Действия педагогов и обучающихся по снижению риска и предотвращению последствий террористических актов.
2. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей промышленной частоты, электромагнитных полей радиочастот.
3. Тест № 15.
Вариант 16.
1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.
2.Общая характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера
3. Тест № 16.
Вариант 17.
1. Национальные интересы России в сфере обеспечения безопасности.
2. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ.
3. Тест № 17
Вариант 18.
1. Защита населения в ЧС. Укрытие в защитных сооружениях (ЗС). Классификация ЗС. Характеристика убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ).
2. Особенности радиационного заражения местности при авариях на АЭС.
3. Тест № 18.
Вариант 19.
1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ.
2. Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Классификация СИЗ. Средства защиты органов дыхания.
3. Тест № 19.
Вариант 20.
1. Основные принципы и способы защиты населения.
2. Средства защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.
3. Тест № 20.
Тестовые задания
Тест № 1
Укажите правильные варианты ответа