Тема 8. психологические основы типов обучения
Типы обучения. Догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное обучение.
Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Парадигма традиционной педагогики. Современное традиционное образование. Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки. Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении. Основные противоречия традиционного обучения (А.А. Вербицкий).
Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки. Исторические аспекты проблемного обучения: зарубежный опыт, отечественный опыт. Психология творчества как основа проблемного обучения. Проблемные ситуации. Отношение ученика к проблемной ситуации. Правила создания проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций: перцептивно-мнемические, продуктивно-эвристические, продуктивно-рефлексивные (В.Я. Ляудис). Проблемная задача. Ее структура. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации. Типы проблемных ситуаций.
Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Определение и особенности программированного обучения. Виды программированного обучения. Психологические основы программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Обратная связь в обучении. Типы обучающих программ. Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении. Достоинства и недостатки программированного обучения.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- В чем сущность традиционного обучения?
- Назовите отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии обучения.
- Назовите достоинства и недостатки традиционного обучения.
- В чем проявляются основные противоречия традиционного обучения?
- Укажите основные исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.
- В чем особенности проблемного характера обучения Дж.Дьюи?
- Что характерно для развития проблемного обучения в отечественной науке и практике?
- В чем сущность проблемного обучения?
- Назовите типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе.
- В каких случаях возникают проблемные ситуации?
- Назовите основные правила создания проблемных ситуаций в учебном процессе.
- Назовите основные достоинства и недостатки проблемного обучения.
- В чем сущность программированного обучения?
- Кто является автором программированного обучения?
- Дайте характеристику типов обучающих программ.
- В чем особенности разветвленных программ программированного обучения?
- Что характерно для бихевиорального подхода к программированному обучению?
- Что характерно для развития программированного обучения в отечественной науке и практике?
- Почему программированное обучение не получило должного развития?
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
- Сущность традиционного обучения.
- Основные противоречия традиционного обучения.
- Исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.
- Проблемное обучение Дж. Дьюи.
- Развитие проблемного обучения в отечественной науке и практике.
- Сущность проблемного обучения.
- Проблемные ситуации как основа проблемного обучения.
- Программированное обучение: достоинства и недостатки.
- Типы обучающих программ.
- Бихевиоральный подход к программированному обучению.
- Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике.
ЛИТЕРАТУРА