Руководство и управление социальной службой: принципы и функции.
Социальное управление рассматривается, во-первых, как упорядочивающая деятельность и, во-вторых, как деятельность, направленная на определенную социальную систему. Управление социальной работой – это разновидность социального управления. Это воздействие на организации и службы, ведущие социальную работу, для достижения целенаправленных изменений объекта в желаемом направлении.
Принципы управления:
принцип научности (этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях);
принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев), (комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств);
принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработки решений (подчиненные должны получать приказания только от одного начальника Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно));
принцип делегирования полномочий (передача руководителем или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия);
принцип централизованности и децентрализованности управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
принцип экономии времени (требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления);
принцип пропорциональности в управлении (отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации);
принцип обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным).
Функции управления – это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.
Управление социальной работой выполняет ряд функций. Общими являются следующие функции: прогнозирование, планирование, организация, стимулирование, координация, учет и контроль.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь.
Два типа соц. служб: центры соц. обслуживания и службы срочной соц. помощи.
В зависимости от направленности соц. службы: приюты, консультации, социально-реабилитационные центры, центры соц. обслуживания, телефон доверия, дом престарелых.
К общим функциям, которые связаны с деятельностью любого руководителя, можно отнести функции администратора, специалиста, общественного деятеля, воспитателя.
В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами и предпринимает меры к тому, чтобы не допускать обезличивания в выполнении работы.
Все это выполняется с таким расчетом, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты, чтобы ориентировать людей и заинтересовывать их в выполнении работы.
Исполняя функции специалиста – человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере деятельности. Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.
Руководитель в силу занимаемого положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские функции. Он присутствует на различных совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.
Воспитательная функция руководителя – это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива.
Основная функция управления всей государственной системой социальных служб – совершенствование деятельности её различных структурных элементов, регулируемой определёнными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
14. Особенности применения технологий социальной терапии специалистом по социальной работе.
Методы социальной терапии основываются на двух формах работы: индивидуальной и групповой.
Методы социальной терапии предполагают определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником и клиентом.
Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентаций. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д.
Владение методами социальной терапии помогает выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения.
На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Специалист сам проводит эту терапевтическую работу и организует ее совместно с другими на принципах междисциплинарного ведения случая.
При постановке социального диагноза специалист рекомендует обраться к врачу или психотерапевту для проведения необходимого лечения и организует сопровождение клиента в процессе социального лечения.
Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуждать эти вопросы не травмируя его. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями и т.д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводиться на коллективную терапию, которая более действенна, как отмечают сами подопечные.