Внешние признаки утомления 2 страница
Глава 12. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ
ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 1994).
Педагогическая технология — это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы. Следовательно, естественно, что педагогическая технология в модельной форме — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.
Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогической технологии целиком зависят от ее системности и структурирования. В ней реализуются цели повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.
В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию: I) общего плана работы по физическому воспитанию; 2) годового плана-графика учебного процесса; 3) поурочного рабочего (тематического) плана на четверть; 4) плана-конспекта урока. Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, болезч частного характера документ разрабатывается в соответствии
предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.
В сфере физического воспитания преподавателями разрабатывается вся рабочая документация по планированию исходя из отправных, официальных документов — учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по физическому воспитанию. В учебном плане указываются в первую очередь все дисциплины, которые изучаются в данном учебном заведении за весь период обучения. Среди этих дисциплин фигурирует в качестве обязательного предмета и «Физическая культура», даны сроки ее изучения и объем часов.
12.1. Общий план работы по физическому воспитанию
Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителей директора, врача школы, преподавателя-организатора курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). План включает в себя следующие разделы: I) организационная работа; 2) учебная работа; 3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 4) физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно-пропагандистская работа; 6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор; 7) хозяйственная работа.
Примерное содержание каждого из этих разделов представлено в таблице 24.
Общешкольный план физического воспитания согласовывается с администрацией школы, чтобы запланированные мероприятия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников.
План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать только как примерный: в каждой школе он составляется с учетом местных условий.
12.2. Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию
Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год.
Таблица 24 Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе
№ п/п | Основные разделы и содержание работы | Сроки проведения | Ответственные за выполнение |
2 | 3 | ||
1. Организационная работа | |||
Составить и утвердить документы планирования по физическому воспитанию: а) годовой план-график б) поурочные планы на; 1 четверть J1 четверть III четверть IV четверть | Август Август Октябрь Декабрь Март | Учительфизическок культуры | |
Обсудить на педсовете порядок проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах | Август | Администрация, учитель физической культуры | |
Провести семинар для учителей начальных классов по вопросам организации оздоровительных мероприятий в режиме дня, планирования и проведения внеклассной работы с младшими школьниками | Август | Учитсльфизической культуры и заместитель директора по начальной школе | |
Определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подиижных игр на переменах | Август | Учитсльфизической культуры | |
Провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток | До 10 сентября | Классные руководители | |
Составить расписание занятий секций | До 10 сентября | Учительфизичсской культуры | |
2. Учебная работа | |||
Проведение уроков физкультуры | 2 раза в неделю | Учитсльфизической культуры |
3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня | |||
Проведение гимнастики до занятий | Ежедневно | Инструкторы-общественники | |
> | Проведение подвижных игр и занятий физическими упражнениями на больших переменах | Ежедневно | То же |
з | Проведение физкультминуток на общеобразовательных урока в 1—XI классах | Ежедневно | Учителя и инструкторы-общественники |
Проведение занятий физическими упражнениями и игр в группах продленного дня | Ежедневно | Воспитатель | |
4. Физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное иремя | |||
Проведение физкультурного праздника, посвященного началу учебного года | Сентябрь | Администрация и учитель физической культуры | |
Проведение занятии в спортивных секциях и кружках | В течение года | Учительфизпческой культуры | |
Проведение внутришколыюй спартакиады учащихся | В течение года | Учитель физической культуры, классный руководитель, администрация | |
Участие н городской спартакиаде и соревнованиях по отдельным видам спорта | Согласно календарю соревнований | Учнтельфизпческой культуры | |
Проведение туристского слета и соревнований по спортивному ориентированию | Июнь | Учительфизпческой культуры, администрация | |
5. Агитационно-пропагандистская работа | |||
Оформление уголка физической культуры, стенда с призами, вымпелами, грамотами, стенда с рекордами школы, стенда «Лучшие спортсмены школы» | Сентябрь | Учитель физической культуры | |
Проведение спортивных вечеров, спортивных викторин, спортивного КВН | Декабрь, май | Администрация и учитель физической культуры |
КЗ
■fa.
Окончание таблицы
1 | |||
6. Врачебный кошрольи медико-санитарный надзор | |||
i | Проведение медицинского осмотра учащихся и распределение их по медицинским группам | Сентябрь | Врач, администрация |
Контроль за состоянием здоровья учащихся спецмедгрупп | Ежемесячно | Врач | |
Проведение итогового медицинского осмотра учашнхея | Май | Врач, адмигшстрацня | |
7. Хозяйстве пиля работа | |||
Ремонт спортивного инвентаря, оборудования | В течение года | Учительфизической культуры | |
Изготоапеиие наглядных пособий по физической культуре | Тоже | То же |
Составляя план-график, необходимо руководствоваться учебным планом (где приводится и расчет часов) и программой школьного курса физического воспитания.
Планом-графиком учебного процесса по физическому воспитанию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетов сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую школьную четверть. Учитывается также наличие материально-спортивной базы школы.
Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса: 1) осенний (I четверть), 2) осенне-зимний (II четверть), 3) зимний (III четверть), 4) весенне-летний (IV четверть).
Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей физической подготовки и использование соответствующих средств. В частности, в межсезонье (на втором этапе) на уроках идет изучение материала по гимнастике (как основного средства) и играм (как дополнительного средства).
Содержание занятий на каждом этапе должно иметь органическую связь с содержанием предыдущего и последующего этапов. Поэтому рекомендуется использовать не столько предметный способ прохождения материала — поочередно по видам (кроме плавания и лыжной подготовки), сколько комплексный способ, предусматривающий применение одновременно средств двух-трех видов физической подготовки. Разумеется, больше времени следует отводить главным для данного этапа упражнениям. Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и, что также существенно, непрерывность развития у учащихся основных физических качеств и совершенствования ряда важных навыков в естественных движениях — в беге, прыжках, метаниях и др.
Прием учебных нормативов намечают на окончание этапов, оставляя резервное время для повторной сдачи.
Годовой план-график может быть двух видов: с составлением крупных блоков, включающих основные разделы программы по физическому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год. Существует два способа планирования времени, отводимого на овладение материалом: либо указывается время, отводимое на разные упражнения, либо символом указывается наличие данного материала без указания времени.
Один из вариантов годового плана-графика распределения Программного материала по физическому воспитанию представлен на рисунке 19.
Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, сле- учитывать недостатки, которые были выявлены при реализа- плана текущего года.
Учебный материал | Кат нчс- | 1 четгерть | четверть | ||||||||||||||||||||||||||||||
уроков | Номера уроко» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
б | И | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Легка» атлетика | ,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные игры (баскетбол) | - | ilLLLlli | L | ш | и | ||||||||||||||||||||||||||||
Лыжная подготовка | - | ТТТТТТТТг | L | Ш | |||||||||||||||||||||||||||||
Подвижные игры | зз ИЦЩя] | || | 2 3 | 4 5 6 | 7 8 9 | 10 II | L |
Учебный материал | Колиме- | IIIчетверть | IV | четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||
уроков | Номера уроков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы знаний | ''1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Легкий атлетика | IS | .1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные игры [баскетбол? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжная подготовка | 12 3 45 6 7S ч 10 11 1213 1415 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижные игры | t2 .W|| | J | А |
м. рис.V9. Варианты годового плана-графика учебного процесса по физическому воспитанию (для V класса)
12.3. Поурочный рабочий (тематический) план на четверть
Этот план составляется на основе годового плана-графика учебного процесса для параллелей классов на каждую четверть (он имеет и другое название — «четвертной»), В нем в более конкретизированном виде, чем в графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана.
В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной параллелью классов; указаны объемы изучения нового основного материала и повторения ранее пройденного материала, включенного в порядке повторения для закрепления и совершенствования умений и" навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке преемственности и постепенного усложнения по занятиям (поурочно).
Физические нагрузки (по объему и интенсивности) на занятиях должны также постепенно возрастать.
Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в мин) на сообщение учащимся знаний по физической культуре, предусмотренных программой для данного класса и исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел.
Знания следует планировать с учетом прохождения конкретного практического материала на занятиях. Например, если запланировано обучение двигательным действиям, то следует предусматривать сообщение знания о технике изучаемого действия, влияние этого физического упражнения на организм, правилах безопасности его выполнения.
При разработке рабочего плана необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
1) учитывать структурную сложность упражнений и готовить
обучаемых к их овладению;
2) обучение технике конкретного двигательного действия надо
проводить на одном или нескольких смежных занятиях, не допус
кая перерывов, т.е. применять при первоначальном разучивании
обучение, концентрированное во времени;
3) строить учебный процесс, используя в максимальной степе
ни эффект положительного переноса умений, навыков и исклю
чая отрицательный перенос.
Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса.
Рабочие планы составляют в графической и текстовой формах. Графический план имеет упрощенный характер. В нем предусматривают следующие графы: «Разделы и содержание занятий» (перечень упражнений по разделам); «Количество часов на прохождение материала раздела» и «Распределение изучаемых упражнений по учебным неделям года» (отмечается знаком «+»).
Текстовой план предпочтительнее, поскольку в нем раскрываются не только содержание, но и методика обучения в системе занятий, планируемые тренировочные нагрузки и их последовательное повышение.
В рабочих планах, как правило, отражают содержание основной части урока, материал же подготовительной и заключительной частей указывается в планах-конспектах занятий.
Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего плана включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указанием нагрузок по объему и интенсивности дифференцированно для занимающихся мужского и женского пола.
В качестве примера ниже приводятся два варианта рабочего, плана на четверть (см. с. 252—253, 254) данного пособия.
В соответствии с рабочим планом на Т четверть рассмотрим по-{ урочные задачи обучения.
Поурочные задачи обучения на 1 четверть
Урок 1. I. Познакомить с содержанием нового комплекса УГГ. 2. Провести беседу по технике безопасности во время занятий на спортивной площадке (бег, прыжки, метания, полоса препятствий). 3. Повторить старт с опорой на одну руку, учить низкому старту (положения). 4. Провести бег до 2 мин для развития выносливости. 5. Контрольное, троеборье.
Урок 2. 1. Повторить технику старта с опорой на одну руку. 2. Продол-" жить (закрепить) обучение технике низкого старта. 3. Провести контроль за двигательной подготовленностью на скорость (бег 30 м с высокого старта). 4. Провести бег до 3 мин с одним ускорением до 100 м.
Урок 3. I. Совершенствовать технику низкого старта. 2. Проверить двигательную подготовленность в прыжках в длину с места. 3. Учить прыжкам в длину способом «согнув ноги». 4. Провести бег до 4 мин с двумя ускорениями по 50—60 м.
Урок 4. 1. Провести учет освоения бега на 30 м с высокого старта. 1. Закрепить технику прыжка в длину (разбег и отталкивание). 3. Учить метанию мяча с разбега 4—5 шагов. 4. Провести бег до 5 мин с двумя ускоре-) ниями по 50—60 м.
Урок 5. \. Провести учет освоения бега на 60 м с низкого старта. 2. Со-] вершенствовать технику прыжка в длину с разбега. 3. Закрепить технику] разбега при метании мяча. 4. Провести бег до 6 мин с двумя ускорениями до 60 м.
Урок 6. 1.Провести учет освоения прыжков б длину с разбега. 2. Совершенствовать технику метания мяча с разбега. 3. Провести бег до 7 мин с двумя-тремя ускорениями по 50—60 м.
Урок 7. 1.Для развития координации и ловкости провести преодоление полосы препятствий с 4—5 препятствиями. 2. Провести учет освоения метания мяча на дальность с разбега. 3. Провести бег до 8 мин.
Урок 8. 1. Продолжить обучение технике преодоления различных препятствий. 2. Распределить учащихся на два забега (мальчики и девочки) и провести бег на результат на 1 500 м (мальчики) и 1000 м (девочки). 3. В свободной группе от бега провести игру «Пионербол».
Урок 9. 1. Провести упражнения в парах на сопротивление для укрепления основных групп мышц. 2. Повторить технику ловли и передач мяча в баскетболе. 3. Совершенствовать технику быстрых передач мяча различными способами со сменой мест в тройках. 4. Провести игру с элементом ведения и передачи мяча.
Урок 10. Повторить содержание урока 9, выборочно поставить оценки за проходимый материал.
Урок П. I. Разучить комплекс упражнений с гимнастической скакалкой, проверить ЧСС и частоту дыхания. 2. Совершенствовать изученные ранее упражнения с баскетбольным мячом, выборочно поставить оценки за изучаемый материал. 3. Провести между командами эстафету с элементами ведения и передач мяча.
Урок 12. 1.Закрепить умения по выполнению упражнений со скакалкой. 2. Повторить технику ведения мяча шагом и бегом одной рукой. 3. Учить броску мяча по кольцу после ведения. 4. Игра с элементами ведения мяча и броска по кольцу. 5. КУ — прыжки в длину с места.
Урок 13. 1. Повторить содержание урока 12. 2. Выборочно поставить оценки за изучаемый материал.
Урок 14.I. Разучить комплекс упражнений с набивными мячами 1 и 2 кг, 2. Совершенствовать технику выполнения упражнений (см. урок 12).
3. Провести учебную игру по упрощенным правилам 3x3 с выполнени
ем заданий по защите и нападению.
Урок 15. 1.Повторить комплекс упражнений с набивными мячами, увеличив темп и количество повторений. 2. Совершенствовать двустороннюю игру по упрошенным правилам 3x3.
Урок 16. 1.Закрепить знания по выполнению упражнений с набивными мячами. 2. Провести тренировку по подтягиванию на перекладине. 3. Провести игру в баскетбол 3x3 или 4x4 по упрошенным правилам.
4. КУ — броски и ловля мяча.
Урок 17. 1.Разучить комплекс упражнений типа зарядки. 2. Провести тренировку по подтягиванию. 3. Провести игру «Перестрелка*.
Урок 18.1. Провести контрольдвигательной подготовленности в подтягивании на перекладине. 2. Подвести итоги успеваемости за I четверть. 3- Провести игру «Перестрелка».
Вариант 1 Рабочий план на 1 четвертьдля VIкласса (по
И.И.Должикову, 1997)
Учебный материал | Номера уроков | |||||||||||||||||
Основы знаний Праиила безопасности на полосе препятствий | + | |||||||||||||||||
Содержание нового комплекса по утренней гииегшческой гимнастике (УГГ) | + | + | ||||||||||||||||
Строй Повторение упражнений IV класса | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Строевой шаг | + | + | ||||||||||||||||
ОРУ Специальные беговые | + | + | + | |||||||||||||||
Специальные прыжковые | + | + | ||||||||||||||||
Линейные эстафеты с этапом до 50 м | + | + | ||||||||||||||||
Преодоление полосы препятствий (4—5 препятствии) | + | |||||||||||||||||
В парах на сопротиатенне | + | + | ||||||||||||||||
С гимнастическими скакалками | + | + | + | |||||||||||||||
С набивными мячами (гантелями) | + | + | + | |||||||||||||||
Типа зарядки | + | + | ||||||||||||||||
Легкая атлетика Старт с опорой на одну руку (повторение) | С | С | ||||||||||||||||
Низкий старт | Т | с | У | |||||||||||||||
Бег 60 мс низкого старта | У | |||||||||||||||||
Прыжки в длину с разбега | р | С | У | |||||||||||||||
Метание мяча 150 г с четырех-пяти шагов | р | с | У | |||||||||||||||
Бег в умеренном темпе (мин)________ | У |
/ Баскетбол Лоаля и передачи мята | с | |_С | С | |||||||||||||||
1ередачи мяча со сменой мест в тройке | с | с | С | |||||||||||||||
Зедение мяча шагом и бегом (прямо) | Р | с | ||||||||||||||||
Броски мяча по кольцу после ведения | Р | с | ||||||||||||||||
Учебные игры 3x3, 4x4 по упрошенным правилам | + | + | + | |||||||||||||||
Игры Эстафеты с преодолением препятствий | + | + | ||||||||||||||||
Эстафеты с предметами | + | + | ||||||||||||||||
Эстафеты с элементами баскетбола | + | + | + | + | + | |||||||||||||
«Перестрелка» | + | + | ||||||||||||||||
Контроль двигательной подготовленности Бег 30 м с высокого crapta | У | |||||||||||||||||
Прыжки в длину с места | У | |||||||||||||||||
Подтягивание на перекладине | р | с | У | |||||||||||||||
Контрольные упражнения Бег 60 м | Мальчики | Девочки | ||||||||||||||||
9.8-10,4-11,1 с | 10,3-10,6-11,2 с | |||||||||||||||||
Метание мяча 150 г с разбега | 36—29—21 м | 23—18—15м | ||||||||||||||||
Прыжки в длину с разбега | 360-330-270 см | 330-280-230 см | ||||||||||||||||
Бег 1500 м | 7.30-7.50-8.10 мин | 8.00-S.20-8.40 мин | ||||||||||||||||
Подтягивание на перекладине: мальчики — высокая, девочки — низкая | 7—5—4 раза | 17-14-9 раз |
Условные обозначения: