Внешние признаки утомления 2 страница

Глава 12. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ

ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и про­цессов в определенной отрасли производства (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 1994).

Педагогическая технология — это систематичное и последова­тельное воплощение на практике заранее спроектированного учеб­но-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспита­тельного процесса представляет собой описание некоторой педа­гогической системы. Следовательно, естественно, что педагоги­ческая технология в модельной форме — это проект определен­ной педагогической системы, реализуемый на практике.

Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогичес­кой технологии целиком зависят от ее системности и структури­рования. В ней реализуются цели повысить эффективность образо­вательного процесса, гарантировать достижение учащимися зап­ланированных результатов обучения.

В структуру педагогической технологии входит разработка основ­ных документов планирования по физическому воспитанию: I) об­щего плана работы по физическому воспитанию; 2) годового пла­на-графика учебного процесса; 3) поурочного рабочего (темати­ческого) плана на четверть; 4) плана-конспекта урока. Указан­ные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, болезч частного характера документ разрабатывается в соответствии

предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое на­значение в системе планирования, выполняет определенную фун­кцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный вы­бор средств и методики педагогического процесса с данным кон­тингентом занимающихся.

В сфере физического воспитания преподавателями разрабаты­вается вся рабочая документация по планированию исходя из от­правных, официальных документов — учебного плана образова­тельного учреждения и государственной программы по физичес­кому воспитанию. В учебном плане указываются в первую очередь все дисциплины, которые изучаются в данном учебном заведении за весь период обучения. Среди этих дисциплин фигурирует в ка­честве обязательного предмета и «Физическая культура», даны сро­ки ее изучения и объем часов.

12.1. Общий план работы по физическому воспитанию

Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителей директора, врача школы, преподавателя-организатора курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). План включает в себя следующие раз­делы: I) организационная работа; 2) учебная работа; 3) физкультур­но-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 4) физ­культурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно-пропагандистская работа; 6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор; 7) хозяйственная работа.

Примерное содержание каждого из этих разделов представлено в таблице 24.

Общешкольный план физического воспитания согласовывает­ся с администрацией школы, чтобы запланированные мероприя­тия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников.

План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать толь­ко как примерный: в каждой школе он составляется с учетом ме­стных условий.

12.2. Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию

Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год.

Таблица 24 Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе

№ п/п Основные разделы и содержание работы Сроки проведения Ответственные за выполнение
2 3
1. Организационная работа
Составить и утвердить документы планирования по физическому воспитанию: а) годовой план-график б) поурочные планы на; 1 четверть J1 четверть III четверть IV четверть Август Август Октябрь Декабрь Март Учительфизическок культуры
Обсудить на педсовете порядок проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах Август Администрация, учитель физической культуры
Провести семинар для учителей начальных классов по вопросам орга­низации оздоровительных мероприятий в режиме дня, планирования и проведения внеклассной работы с младшими школьниками Август Учитсльфизической культуры и заместитель директора по на­чальной школе
Определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подиижных игр на переменах Август Учитсльфизической культуры
Провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток До 10 сен­тября Классные руководители
Составить расписание занятий секций До 10 сен­тября Учительфизичсской культуры
2. Учебная работа
Проведение уроков физкультуры 2 раза в неделю Учитсльфизической культуры

3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня
Проведение гимнастики до занятий Ежедневно Инструкторы-общественники
> Проведение подвижных игр и занятий физическими упражнениями на больших переменах Ежедневно То же
з Проведение физкультминуток на общеобразовательных урока в 1—XI классах Ежедневно Учителя и инструкторы-общественники
Проведение занятий физическими упражнениями и игр в группах продленного дня Ежедневно Воспитатель
4. Физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное иремя
Проведение физкультурного праздника, посвященного началу учебного года Сентябрь Администрация и учитель физической культуры
Проведение занятии в спортивных секциях и кружках В течение года Учительфизпческой культуры
Проведение внутришколыюй спартакиады учащихся В течение года Учитель физической культуры, классный руководитель, адми­нистрация
Участие н городской спартакиаде и соревнованиях по отдельным видам спорта Согласно календарю соревнований Учнтельфизпческой культуры
Проведение туристского слета и соревнований по спортивному ориентированию Июнь Учительфизпческой культуры, администрация
5. Агитационно-пропагандистская работа
Оформление уголка физической культуры, стенда с призами, вымпелами, грамотами, стенда с рекордами школы, стенда «Лучшие спортсмены школы» Сентябрь Учитель физической культуры
Проведение спортивных вечеров, спортивных викторин, спортивного КВН Декабрь, май Администрация и учитель физической культуры

КЗ

■fa.

Окончание таблицы


1  
6. Врачебный кошрольи медико-санитарный надзор
i Проведение медицинского осмотра учащихся и распределение их по медицинским группам Сентябрь Врач, администрация
Контроль за состоянием здоровья учащихся спецмедгрупп Ежемесячно Врач
Проведение итогового медицинского осмотра учашнхея Май Врач, адмигшстрацня
7. Хозяйстве пиля работа
Ремонт спортивного инвентаря, оборудования В течение года Учительфизической культуры
Изготоапеиие наглядных пособий по физической культуре Тоже То же

Внешние признаки утомления 2 страница - student2.ru Составляя план-график, необходимо руководствоваться учеб­ным планом (где приводится и расчет часов) и программой школь­ного курса физического воспитания.

Планом-графиком учебного процесса по физическому воспи­танию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неде­лям учебного года с учетов сезонно-климатических условий про­ведения занятий в каждую школьную четверть. Учитывается также наличие материально-спортивной базы школы.

Различные условия сезонов года для занятий обусловлива­ют необходимость при планировании выделять следующие эта­пы учебного процесса: 1) осенний (I четверть), 2) осенне-зим­ний (II четверть), 3) зимний (III четверть), 4) весенне-летний (IV чет­верть).

Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей физической подготовки и использование соответству­ющих средств. В частности, в межсезонье (на втором этапе) на уроках идет изучение материала по гимнастике (как основного средства) и играм (как дополнительного средства).

Содержание занятий на каждом этапе должно иметь органи­ческую связь с содержанием предыдущего и последующего этапов. Поэтому рекомендуется использовать не столько предметный спо­соб прохождения материала — поочередно по видам (кроме пла­вания и лыжной подготовки), сколько комплексный способ, пре­дусматривающий применение одновременно средств двух-трех видов физической подготовки. Разумеется, больше времени сле­дует отводить главным для данного этапа упражнениям. Комплекс­ность содержания занятий обеспечивает их значительную эффек­тивность и, что также существенно, непрерывность развития у учащихся основных физических качеств и совершенствования ряда важных навыков в естественных движениях — в беге, прыжках, метаниях и др.

Прием учебных нормативов намечают на окончание этапов, оставляя резервное время для повторной сдачи.

Годовой план-график может быть двух видов: с составлением круп­ных блоков, включающих основные разделы программы по физи­ческому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год. Существует два способа планирова­ния времени, отводимого на овладение материалом: либо указыва­ется время, отводимое на разные упражнения, либо символом ука­зывается наличие данного материала без указания времени.

Один из вариантов годового плана-графика распределения Программного материала по физическому воспитанию представ­лен на рисунке 19.

Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, сле- учитывать недостатки, которые были выявлены при реализа- плана текущего года.


Внешние признаки утомления 2 страница - student2.ru Учебный материал Кат нчс- 1 четгерть     четверть        
уроков Номера уроко»
  б И
Основы знаний                                                          
Легка» атлетика ,1                                                  
Спортивные игры (баскетбол)                 -   ilLLLlli L ш и    
Лыжная подготовка   -                       ТТТТТТТТг L     Ш
Подвижные игры зз ИЦЩя]                     || 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II L
Учебный материал Колиме- IIIчетверть   IV четверть    
уроков Номера уроков
 
Основы знаний ''1                                                                      
Легкий атлетика IS                                                     .1
Спортивные игры [баскетбол?                                                  
Гимнастика                                                                    
Лыжная подготовка 12 3 45 6 7S ч 10 11 1213 1415                                          
Подвижные игры t2 .W||                                   J А  

м. рис.V9. Варианты годового плана-графика учебного процесса по физическому воспитанию (для V класса)

Внешние признаки утомления 2 страница - student2.ru Внешние признаки утомления 2 страница - student2.ru 12.3. Поурочный рабочий (тематический) план на четверть

Этот план составляется на основе годового плана-графика учеб­ного процесса для параллелей классов на каждую четверть (он имеет и другое название — «четвертной»), В нем в более конкрети­зированном виде, чем в графике учебного процесса, представле­ны используемые средства и отражена методика обучения двига­тельным действиям и воспитания физических качеств.

Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную за­писку к плану и само содержание плана.

В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной па­раллелью классов; указаны объемы изучения нового основного ма­териала и повторения ранее пройденного материала, включенного в порядке повторения для закрепления и совершенствования уме­ний и" навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разде­лов программы, распределенные в порядке преемственности и по­степенного усложнения по занятиям (поурочно).

Физические нагрузки (по объему и интенсивности) на заняти­ях должны также постепенно возрастать.

Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в мин) на сообщение учащимся знаний по физической культу­ре, предусмотренных программой для данного класса и исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел.

Знания следует планировать с учетом прохождения конкрет­ного практического материала на занятиях. Например, если зап­ланировано обучение двигательным действиям, то следует пре­дусматривать сообщение знания о технике изучаемого действия, влияние этого физического упражнения на организм, правилах безопасности его выполнения.

При разработке рабочего плана необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

1) учитывать структурную сложность упражнений и готовить
обучаемых к их овладению;

2) обучение технике конкретного двигательного действия надо
проводить на одном или нескольких смежных занятиях, не допус­
кая перерывов, т.е. применять при первоначальном разучивании
обучение, концентрированное во времени;

3) строить учебный процесс, используя в максимальной степе­
ни эффект положительного переноса умений, навыков и исклю­
чая отрицательный перенос.

Квалифицированно составленный рабочий план в значитель­ной мере выполняет функцию методического обеспечения учеб­ного процесса.

Рабочие планы составляют в графической и текстовой формах. Графический план имеет упрощенный характер. В нем пре­дусматривают следующие графы: «Разделы и содержание занятий» (перечень упражнений по разделам); «Количество часов на про­хождение материала раздела» и «Распределение изучаемых упраж­нений по учебным неделям года» (отмечается знаком «+»).

Текстовой план предпочтительнее, поскольку в нем рас­крываются не только содержание, но и методика обучения в сис­теме занятий, планируемые тренировочные нагрузки и их после­довательное повышение.

В рабочих планах, как правило, отражают содержание основ­ной части урока, материал же подготовительной и заключитель­ной частей указывается в планах-конспектах занятий.

Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего пла­на включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указани­ем нагрузок по объему и интенсивности дифференцированно для занимающихся мужского и женского пола.

В качестве примера ниже приводятся два варианта рабочего, плана на четверть (см. с. 252—253, 254) данного пособия.

В соответствии с рабочим планом на Т четверть рассмотрим по-{ урочные задачи обучения.

Поурочные задачи обучения на 1 четверть

Урок 1. I. Познакомить с содержанием нового комплекса УГГ. 2. Про­вести беседу по технике безопасности во время занятий на спортив­ной площадке (бег, прыжки, метания, полоса препятствий). 3. Повто­рить старт с опорой на одну руку, учить низкому старту (положения). 4. Провести бег до 2 мин для развития выносливости. 5. Контрольное, троеборье.

Урок 2. 1. Повторить технику старта с опорой на одну руку. 2. Продол-" жить (закрепить) обучение технике низкого старта. 3. Провести контроль за двигательной подготовленностью на скорость (бег 30 м с высокого старта). 4. Провести бег до 3 мин с одним ускорением до 100 м.

Урок 3. I. Совершенствовать технику низкого старта. 2. Проверить дви­гательную подготовленность в прыжках в длину с места. 3. Учить прыж­кам в длину способом «согнув ноги». 4. Провести бег до 4 мин с двумя ускорениями по 50—60 м.

Урок 4. 1. Провести учет освоения бега на 30 м с высокого старта. 1. За­крепить технику прыжка в длину (разбег и отталкивание). 3. Учить мета­нию мяча с разбега 4—5 шагов. 4. Провести бег до 5 мин с двумя ускоре-) ниями по 50—60 м.

Урок 5. \. Провести учет освоения бега на 60 м с низкого старта. 2. Со-] вершенствовать технику прыжка в длину с разбега. 3. Закрепить технику] разбега при метании мяча. 4. Провести бег до 6 мин с двумя ускорени­ями до 60 м.

Урок 6. 1.Провести учет освоения прыжков б длину с разбега. 2. Совер­шенствовать технику метания мяча с разбега. 3. Провести бег до 7 мин с двумя-тремя ускорениями по 50—60 м.

Урок 7. 1.Для развития координации и ловкости провести преодоле­ние полосы препятствий с 4—5 препятствиями. 2. Провести учет освое­ния метания мяча на дальность с разбега. 3. Провести бег до 8 мин.

Урок 8. 1. Продолжить обучение технике преодоления различных пре­пятствий. 2. Распределить учащихся на два забега (мальчики и девочки) и провести бег на результат на 1 500 м (мальчики) и 1000 м (девочки). 3. В свободной группе от бега провести игру «Пионербол».

Урок 9. 1. Провести упражнения в парах на сопротивление для укреп­ления основных групп мышц. 2. Повторить технику ловли и передач мяча в баскетболе. 3. Совершенствовать технику быстрых передач мяча различ­ными способами со сменой мест в тройках. 4. Провести игру с элементом ведения и передачи мяча.

Урок 10. Повторить содержание урока 9, выборочно поставить оценки за проходимый материал.

Урок П. I. Разучить комплекс упражнений с гимнастической скакал­кой, проверить ЧСС и частоту дыхания. 2. Совершенствовать изученные ранее упражнения с баскетбольным мячом, выборочно поставить оцен­ки за изучаемый материал. 3. Провести между командами эстафету с эле­ментами ведения и передач мяча.

Урок 12. 1.Закрепить умения по выполнению упражнений со скакал­кой. 2. Повторить технику ведения мяча шагом и бегом одной рукой. 3. Учить броску мяча по кольцу после ведения. 4. Игра с элементами веде­ния мяча и броска по кольцу. 5. КУ — прыжки в длину с места.

Урок 13. 1. Повторить содержание урока 12. 2. Выборочно поставить оценки за изучаемый материал.

Урок 14.I. Разучить комплекс упражнений с набивными мячами 1 и 2 кг, 2. Совершенствовать технику выполнения упражнений (см. урок 12).

3. Провести учебную игру по упрощенным правилам 3x3 с выполнени­
ем заданий по защите и нападению.

Урок 15. 1.Повторить комплекс упражнений с набивными мячами, увеличив темп и количество повторений. 2. Совершенствовать двусторон­нюю игру по упрошенным правилам 3x3.

Урок 16. 1.Закрепить знания по выполнению упражнений с набив­ными мячами. 2. Провести тренировку по подтягиванию на переклади­не. 3. Провести игру в баскетбол 3x3 или 4x4 по упрошенным правилам.

4. КУ — броски и ловля мяча.

Урок 17. 1.Разучить комплекс упражнений типа зарядки. 2. Провести тренировку по подтягиванию. 3. Провести игру «Перестрелка*.

Урок 18.1. Провести контрольдвигательной подготовленности в подтя­гивании на перекладине. 2. Подвести итоги успеваемости за I четверть. 3- Провести игру «Перестрелка».

Вариант 1 Рабочий план на 1 четвертьдля VIкласса (по

И.И.Должикову, 1997)


Учебный материал Номера уроков
 
Основы знаний Праиила безопасности на полосе препятствий +                                  
Содержание нового комплекса по утренней гииегшческой гимнастике (УГГ) + +                                
Строй Повторение упражнений IV класса + + + + + + + + + + + +   + + +    
Строевой шаг                                 + +
ОРУ Специальные беговые + + +                              
Специальные прыжковые         + +                        
Линейные эстафеты с этапом до 50 м     + +                            
Преодоление полосы препятствий (4—5 препятствии)             +                      
В парах на сопротиатенне                 + +                
С гимнастическими скакалками                     + + +          
С набивными мячами (гантелями)                           + + +    
Типа зарядки                                 + +
Легкая атлетика Старт с опорой на одну руку (повторение) С С                                
Низкий старт Т с У                            
Бег 60 мс низкого старта         У                          
Прыжки в длину с разбега     р С У                        
Метание мяча 150 г с четырех-пяти шагов       р с У                      
Бег в умеренном темпе (мин)________   У                    

/ Баскетбол Лоаля и передачи мята                 с |_С С              
1ередачи мяча со сменой мест в тройке                 с с С              
Зедение мяча шагом и бегом (прямо)                       Р с        
Броски мяча по кольцу после ведения                       Р с        
Учебные игры 3x3, 4x4 по упрошенным правилам                           + + +    
Игры Эстафеты с преодолением препятствий + +                                
Эстафеты с предметами                   + +              
Эстафеты с элементами баскетбола                 + + + + +          
«Перестрелка»                                 + +
Контроль двигательной подготовленности Бег 30 м с высокого crapta   У                                
Прыжки в длину с места     У                              
Подтягивание на перекладине                             р с У
Контрольные упражнения Бег 60 м Мальчики Девочки
9.8-10,4-11,1 с 10,3-10,6-11,2 с
Метание мяча 150 г с разбега 36—29—21 м 23—18—15м
Прыжки в длину с разбега 360-330-270 см 330-280-230 см
Бег 1500 м 7.30-7.50-8.10 мин 8.00-S.20-8.40 мин
Подтягивание на перекладине: мальчики — высокая, девочки — низкая 7—5—4 раза 17-14-9 раз

Условные обозначения:

Наши рекомендации