Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание
ТИПОВАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание
Донецк - 2015
Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 409 от 18.08.2015г.) Утверждено на заседании научно-методического совета Донецкого ИППО (протокол № 4 от 08.06.2015г.)
От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В , Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................................ 4
Пояснительная записка .................................................................................................................. 4
Отличительные особенности программы «От рождения до школы» ....................................... 6
Особенности структуры программы «От рождения до школы» ............................................... 7
Планируемые результаты освоения программы ......................................................................... 9
Система оценки результатов освоения программы .................................................................. 11
Педагогическая диагностика ....................................................................................................... 12
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................. 14
Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 1,5 лет до 2 лет ....................... 14
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до
школы ............................................................................................................................................ 24
Образовательные области............................................................................................................ 31
«Социально-коммуникативное развитие» ............................................................................. 31
«Познавательное развитие»..................................................................................................... 44
«Речевое развитие» .................................................................................................................. 60
«Художественно-эстетическое развитие» ............................................................................. 68
«Физическое развитие»............................................................................................................ 87
Вариативные формы, методы и способы реализации программы ......................................... 97
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ ............................................................. 102
КОРРЕКЦИОННАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА ....................................................... 107
Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности ............................... 107
Коррекционная работа в доу (по образовательным областям) ............................................. 116
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .......................................................................................... 132
Организация жизнедеятельности детей (от 1.5 до 2 лет) ....................................................... 132
Организация жизнедеятельности детей (от 2 лет до школы) ................................................ 134
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................ 140
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ................................................................................ 142
ГЛОССАРИЙ .................................................................................................................................. 148
БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММЫ .................................................................................................... 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ ......................................................................... 151
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................................. 152
Развитие игровой деятельности ................................................................................................ 152
Особенности развития детей от рождения до 1,5 лет ............................................................. 158
Примерное комплексно-тематическое планирование ............................................................ 176
Примерный перечень событий, праздников, мероприятий ................................................... 188
Примерный список литературы ................................................................................................ 193
Примерный музыкальный репертуар ....................................................................................... 201
Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» ........ 225
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Основные цели и задачи
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание