Теоретическое обоснование логопедической работы с безречевыми детьми
Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учетом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, A.M. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина. Учитываются результаты исследований, посвященных формированию коммуникативной деятельности в онтогенезе (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина), закономерности формирования высших психических функций в онтогенезе (В.И. Бель- тюков, А.Д. Салахова, Л.С. Цветкова, Н.Х. Швачкин), а также мнение Л.С. Выготского о том, что на первых порах развития сложные психические процессы формируются на базе элементарных. Логопедическая работа проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е.Левиной, Е.Ф. Соботович, Н.Н. Трауготт и др., определивших подходы к развитию речи дошкольников с отклонениями в развитии.
Работа с безречевыми детьми строится с учетом следующих дидактических принципов:
- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений, в работе принимают участие не только логопед, но и врач, психолог, воспитатель и родители;
- максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
- опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;
- поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;
- учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), прикотором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и ее составляющих в онтогенезе;
- функционально-семантический, с позиций которого к обучению языку общность эмоциональных реакций партнеров выступает в роли ориентировки на коммуникативную ситуацию, а согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребенка — в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок.
Исходя из принципов экспериментального обучения, необходимо подобрать и систематизировать языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.
В логопедическую работу с ребенком нужно включать родителей на правах участников коррекционного процесса. Их необходимо информировать о результатах обследования, ближайших и перспективных целях коррекции. С родителями обязательно должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств дошкольника — доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям — как для адаптации самого ребенка в целом, так и для результативности логопедической работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу. Основными задачами родителей должны стать закрепление навыков, усвоенных ребенком в группе, создание необходимого эмоционального фона как основы для формирования общения.
Крайне важно, чтобы у родителей сформировалось правильное отношение к дефекту ребенка, понимались пути его преодоления, создавались условия для общения с ним. Если дошкольник воспитывается в социально неблагополучной семье, на помощь со стороны родителей рассчитывать не приходится. В этих случаях используются организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Подобные задачи решаются в ходе занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в ДОУ. Дети должны быть вовлечены в общение не только на специально организованных занятиях, но и в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.
В коррекционной работе реализуется деятельностный подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.