Тема 5. Диагностика и экспертиза образовательной среды.

Тема 3. Безопасность и комфортность образовательной среды.

Сущность понятий «опасность», «риск», «угроза», «безопасность», «психологическая безопасность», «личность безопасного типа поведения». Риски в среде детей и подростков. Образовательные риски. Безопасная и комфортная образовательная (воспитательная) среда учреждения образования.

Литература:

1. Грохольская О.Г. О культуре безопасности личности и ее формировании // Высшее образование для XXI века. – 2005. - № 4. – С. 55-59.

2. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – М.: Феникс, 2006.

3. Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика. 8 лекций о безопасности, развитии и здоровье школьника. - Ангарск, 2004.

4. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт.-сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. докт. пед. наук, проф. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] // Управление образования Администрации города Екатеринбурга: [сайт]. – Екатеринбург, [2005]. – URL: http://www.eduekb.ru/files12/ps/23symanyuk.doc

Тема 4. Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

Принципы обеспечения безопасности в образовательном учреждении. Концепция психологической безопасности образовательной среды (Баева И.А.). Основания проектирования комфортной образовательной среды. Параметры организации безопасной образовательной среды. Модели комфортной образовательной среды в практике современного образования.

Литература:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб., 2002.

2. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005. - http://tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt

3. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М., 2002.

4. Минаев Г.А., Прохожев А.А. Теория безопасности организации. – М., 2004.

Тема 5. Диагностика и экспертиза образовательной среды.

Методики изучения и экспертизы школьной среды (В.А. Ясвин и др.). Определение типа образовательной среды и количественная оценка характеристик и потенциала среды образовательного учреждения.

Литература:

1. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.

2. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: метод. рекомендации к курсу по выбору / С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005.

3. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: учебное пособие / В.А. Ясвин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001.

Основные понятия (тезаурус)

средовой подход в педагогике; образовательная среда; образовательное пространство; опасность; угроза; риск; образовательные риски; безопасность; психологическая безопасность; личность безопасного типа поведения; безопасная и комфортная образовательная (воспитательная) среда; проектирование образовательной среды; экспертиза образовательной среды.

Организация самостоятельной работы студентов:

Задания по самостоятельной работе

1. Выполните презентации материалов курса, отражающие авторские позиции педагогов-исследователей (В.А. Ясвина, Т.В. Менг, И.А. Баевой др.)

2. Проанализируйте рекомендованную психолого-педагогическую литературу с позиции логического и экстралогического подхода на примере конкретных воспитательных систем учреждений образования.

3. Проанализируйте научно-педагогические исследования по проблемам средового подхода в образовании (общем и дополнительном образовании детей).

4. Постройте графические модели образовательной среды учреждений образования с использованием предложенных в рамках курса диагностических таблиц.

5. Исходя из содержания предметной деятельности детей и педагога, напишите программу по созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

6. Проведите фрагмент экспертизы образовательной среды учреждения образования по предложенной методике (В.А. Ясвин).

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература:

1. Айзман Н. И. Психологические основы безопасности человека: учеб. пособие для студ. вузов / Н.И. Айзман, Р.И. Айзман, С.М. Зиньковская. - Новосибирск: Арта, 2011.

2. Петров С.В. Безопасность образовательного учреждения: учеб. пособие / С.В. Петров, Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова; Новосиб. гос. пед. ун-т, МПГУ. - Новосибирск: Арта, 2011. - 270 с.

б) дополнительная литература:

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие. – М.: Владос,2004.

2. Гордиенко, М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника: автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / М.В. Гордиенко; ОмГПУ. - 2009. - 25 с.

3. Писарева, С.А. Образовательная среда профильного обучения: учеб.-метод. пособие для учителей / С.А. Писарева; ред. А.П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.

4. Писарева, С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: метод. рекомендации к курсу по выбору / С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. - 56 с.

5. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды: научное издание / Отв. ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2000. - 125с. - (Б-ка журнала "Директор школы"; вып.2).

6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: учебное пособие / В.А. Ясвин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.

Рекомендуемая литература

1. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М., 2002.

2. Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика. 8 лекций о безопасности, развитии и здоровье школьника. - Ангарск, 2004.

3. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт.-сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. докт. пед. наук, проф. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Блинникова А.В. Образовательная безопасность региона как социальный феномен (теоретико-методологический аспект). 09.00.11. – Иркутск, 2004.

5. Гордиенко М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Омск, 2009.

6. Грохольская О.Г. О культуре безопасности, личности и ее формировании // Высшее образование для XXI века. – 2005. - № 4. – С. 55-59.

7. Ковалев С.В. Безопасность образовательного учреждения [Электронный ресурс]: концепция безопасности образовательного пространства // Новосибирская открытая образовательная сеть: [сайт]. - Новосибирск, 2004. – URL: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php.

8. Климова С.В. Развитие, воспитание и формирование личности в учреждениях дополнительного образования. Режим доступа festival.1september.ru › articles/500030/

9. Котельников Д.С., Юдин И.А., Абзалов А.Ф. Психолого-правовые аспекты личности безопасного типа // Ежеквартальный сборник научных и учебно-методических работ факультета безопасности жизнедеятельности: Выпуск 1 / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008.

10. Кравцова А.В. Концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации: Дис. …канд.пед.наук. – СПб., 2006.

11. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Гуманитарные проблемы современной психологии". - Таганрог, 2005. - N 7. – С.6-10.

12. Манюков С. Безопасность жизнедеятельности: современное состояние и перспективы развития (размышления по итогам конференции) // http://russmag.ru/product.php?id=109

13. Минаев Г.А., Прохожев А.А. Теория безопасности организации. – М., 2004.

14. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Дисс. … канд.псих.наук. 19.00.07. – СПб., 2005.

15. Салахов К. Формирование культуры безопасности личности (КБЛ) через формирование личности безопасного типа в образовательном процессе: доклад на IV всероссийской научно-практической конференции «Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы» 24 апреля 2009 г. moitezis.ru › blog/view/336/

16. Спицын Н.П. Чего и почему боится первоклассница Лена? // Начальная школа. – 2007. - №8. – С. 3 – 6.

17. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] // Управление образования Администрации города Екатеринбурга: [сайт]. – Екатеринбург, [2005]. – URL: http://www.eduekb.ru/files12/ps/23symanyuk.doc.

18. Чесноков Н.А. Обеспечение психолого-педагогической безопасности образовательных систем. Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2012.

Предлагаемая структура портфолио, содержание заданий, требования к их выполнению и «методические подсказки»

Задание 1

Напишите рецензию на научную или научно-методическую статью по проблемам психологической безопасности образовательной среды школы.

Рецензия должна включать:

1. Общие сведения об авторе.

2. Характеристику издания:

― Область знания.

―На каком материале построено (теоретический анализ, экспериментальный материал и т. д.).

― Цель (информационная, теоретическое обоснование идеи, обобщение опыта работы, экспериментальное обоснование и т. д.).

3. Проблему, поставленную в работе, и ее авторское решение:

― Характер проблемы.

―Способы решения проблемы (ссылка на имеющуюся литературу, изложение собственной концепции, ссылка на экспериментальный материал, практический опыт работы).

― Уровень решения проблемы (на уровне идеи, методических рекомендаций, конкретной разработки).

4. Возможность практического применения.

Задание 2

Составьте типологию трудных жизненных ситуаций, в которых от школьника требуется проявление сопротивляемости и устойчивости.

Форма отчета: таблица, содержащая типы ситуаций (с пояснением основания для типологии).

Задание 3

Составьте глоссарий терминов курса, пользуясь библиографией и Интернет-источниками. Добавьте не менее трех терминов, характерных для изучаемой проблематики.

Задание 4

Работа с источниками, учебными и научными изданиями по проблематике курса (на выбор 2-3 источника). На основе предлагаемого материала дать характеристику психологической безопасности образовательной среды как основного условия личностного роста и сохранения психического здоровья ее участников.

Примерный план выполнения задания:

1. До прочтения текста ответьте на вопросы:

― Является ли проблема, отраженная в названии книги, актуальной для практики образования? Почему?

― Читали ли вы еще какую-нибудь литературу по данной проблеме?

― Какого рода постановки и решения проблемы вы ждете от автора?

2. Прочтите материал и ответьте на вопросы:

― В какой степени ожидаемые результаты ознакомления с текстом нашли реальное подтверждение?

― Насколько, по вашему мнению, данный источник знаний важен по рассматриваемой проблеме; ценен для практического использования (методически ценен, может служить непосредственной основой для проведения урока, внеклассного мероприятия; наводит на методическую идею), интересен по замыслу, содержанию, форме изложения.

― Приведите примеры конкретных «трудных» ситуаций из практической деятельности учителей, в основе решения которых лежит идея, рассматриваемая автором текста.

― Хотелось бы вам почитать еще что-нибудь в связи с этим?

Задание 5

Составьте план-конспект беседы для родителей учащихся младшего подросткового возраста по теме «Родитель и ребенок: безопасное взаимодействие, или Как конструктивно общаться с подростком».

Методическая подсказка к выполнению:

1. План

― Тема выступления.

― Цель выступления.

― Основные задачи, которые необходимо раскрыть при рассмотрении заданной темы.

― Литературные источники.

― Тезисы выступления.

― Выводы.

2. Подумайте над вопросами:

― В чем вы видите главную цель своего выступления?

― Каким, по вашему мнению, характеристикам должна соответствовать популярная лекция (беседа): доказательность основных теоретических положений; информативность; связь теории с практикой; логичность; свободное владение материалом; эмоциональность; контакт с аудиторией; культура речи; доступность изложения?

Алгоритм составления тезисов.

Ознакомьтесь с содержанием литературных источников. Разбейте свой текст на смысловые блоки. Определите главную мысль каждой части. Осмыслив суть выделенного, сформулируйте его своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте. Тезисы пронумеруйте — это позволит сохранить логику ваших рассуждений.

Помните, что тезисы — краткая формулировка развернутого высказывания.

Задание 6

Разработайте примерную структуру тренинга для педагогов по проблеме ненасильственного взаимодействия в образовательной среде.

Например:

1. Техники разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде.

2. Техники сотрудничества с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

3. Как эффективно общаться с детьми разных возрастов.

Задачами тренинга могут быть:

― Децентрация позиции учителя.

― Расширение навыков диалогического общения.

―Повышение степени осознанности своего поведения, выработка более эффективных моделей поведения.

― Активизация процессов самоизменения.

―Осмысление теоретических основ современных психолого-педагогических исследований психологической безопасности образовательной среды с целью их применения в практической работе.

Задание 7 (или 8)

Разработайте примерную структуру тренинга для младших подростков исходя из структурной и технологической моделей психологической безопасности образовательной среды.

Задачами тренинга могут быть:

― Помочь ученику узнать себя.

― Научить его определять, насколько он удовлетворен собой и своим образом жизни.

― Расширить диапазон навыков общения.

― Активизировать процессы саморазвития.

― Развитие рефлексии.

Задание 8

Разработайте примерную структуру тренинга для старших подростков исходя из структурной и технологической моделей психологической безопасности образовательной среды.

Задачами тренинга могут быть:

― Формирование готовности к личностному и профессиональному самоопределению.

― Развитие способности самостоятельно и осознанно планировать жизненный путь.

― Снижение эмоционального напряжения, вызванного ситуацией выбора будущей профессии.

― Помощь в осознании альтернатив выбора профессионального пути.

― Развитие уверенности в себе.

Теоретические разделы курса (аннотация лекций и задания для студентов)

Тема 1. Средовой подход в педагогике.

Понятие «среда» в междисциплинарном научном знании. Теории средовой детерминации и индетерминации. История средового подхода в зарубежной и отечественной педагогике. «Средоведение» и «педагогика среды». Понимание среды в логике системного подхода в отечественной педагогике. Экстралогический илогический подходы к изучению образовательной среды. Современные психолого-педагогические исследования в логике средового подхода.

Задания:

1. Постройте кластер, отражающий междисциплинарный характер изучения темы «человек и среда».

2. Сделайте подборку авторефератов последних лет в области гуманитарных исследований по проблеме взаимодействия человека и среды.

Литература:

1. Мануйлов Ю.С. Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие/ Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Москва – Н. Новгород, 2008.

2. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.

3. Писарева С. А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: метод. рекомендации к курсу по выбору / С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005.

4. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. А.В. Мудрика. – М.: «Академия», 2004.

Наши рекомендации