Тема 5. Диагностика и экспертиза образовательной среды.
Тема 3. Безопасность и комфортность образовательной среды.
Сущность понятий «опасность», «риск», «угроза», «безопасность», «психологическая безопасность», «личность безопасного типа поведения». Риски в среде детей и подростков. Образовательные риски. Безопасная и комфортная образовательная (воспитательная) среда учреждения образования.
Литература:
1. Грохольская О.Г. О культуре безопасности личности и ее формировании // Высшее образование для XXI века. – 2005. - № 4. – С. 55-59.
2. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – М.: Феникс, 2006.
3. Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика. 8 лекций о безопасности, развитии и здоровье школьника. - Ангарск, 2004.
4. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт.-сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. докт. пед. наук, проф. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006.
5. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] // Управление образования Администрации города Екатеринбурга: [сайт]. – Екатеринбург, [2005]. – URL: http://www.eduekb.ru/files12/ps/23symanyuk.doc
Тема 4. Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
Принципы обеспечения безопасности в образовательном учреждении. Концепция психологической безопасности образовательной среды (Баева И.А.). Основания проектирования комфортной образовательной среды. Параметры организации безопасной образовательной среды. Модели комфортной образовательной среды в практике современного образования.
Литература:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб., 2002.
2. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005. - http://tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt
3. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М., 2002.
4. Минаев Г.А., Прохожев А.А. Теория безопасности организации. – М., 2004.
Тема 5. Диагностика и экспертиза образовательной среды.
Методики изучения и экспертизы школьной среды (В.А. Ясвин и др.). Определение типа образовательной среды и количественная оценка характеристик и потенциала среды образовательного учреждения.
Литература:
1. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
2. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: метод. рекомендации к курсу по выбору / С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005.
3. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: учебное пособие / В.А. Ясвин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001.
Основные понятия (тезаурус)
средовой подход в педагогике; образовательная среда; образовательное пространство; опасность; угроза; риск; образовательные риски; безопасность; психологическая безопасность; личность безопасного типа поведения; безопасная и комфортная образовательная (воспитательная) среда; проектирование образовательной среды; экспертиза образовательной среды.
Организация самостоятельной работы студентов:
Задания по самостоятельной работе
1. Выполните презентации материалов курса, отражающие авторские позиции педагогов-исследователей (В.А. Ясвина, Т.В. Менг, И.А. Баевой др.)
2. Проанализируйте рекомендованную психолого-педагогическую литературу с позиции логического и экстралогического подхода на примере конкретных воспитательных систем учреждений образования.
3. Проанализируйте научно-педагогические исследования по проблемам средового подхода в образовании (общем и дополнительном образовании детей).
4. Постройте графические модели образовательной среды учреждений образования с использованием предложенных в рамках курса диагностических таблиц.
5. Исходя из содержания предметной деятельности детей и педагога, напишите программу по созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
6. Проведите фрагмент экспертизы образовательной среды учреждения образования по предложенной методике (В.А. Ясвин).
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
а) основная литература:
1. Айзман Н. И. Психологические основы безопасности человека: учеб. пособие для студ. вузов / Н.И. Айзман, Р.И. Айзман, С.М. Зиньковская. - Новосибирск: Арта, 2011.
2. Петров С.В. Безопасность образовательного учреждения: учеб. пособие / С.В. Петров, Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова; Новосиб. гос. пед. ун-т, МПГУ. - Новосибирск: Арта, 2011. - 270 с.
б) дополнительная литература:
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие. – М.: Владос,2004.
2. Гордиенко, М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника: автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / М.В. Гордиенко; ОмГПУ. - 2009. - 25 с.
3. Писарева, С.А. Образовательная среда профильного обучения: учеб.-метод. пособие для учителей / С.А. Писарева; ред. А.П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
4. Писарева, С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: метод. рекомендации к курсу по выбору / С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. - 56 с.
5. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды: научное издание / Отв. ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2000. - 125с. - (Б-ка журнала "Директор школы"; вып.2).
6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: учебное пособие / В.А. Ясвин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.
Рекомендуемая литература
1. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М., 2002.
2. Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика. 8 лекций о безопасности, развитии и здоровье школьника. - Ангарск, 2004.
3. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт.-сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. докт. пед. наук, проф. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Блинникова А.В. Образовательная безопасность региона как социальный феномен (теоретико-методологический аспект). 09.00.11. – Иркутск, 2004.
5. Гордиенко М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Омск, 2009.
6. Грохольская О.Г. О культуре безопасности, личности и ее формировании // Высшее образование для XXI века. – 2005. - № 4. – С. 55-59.
7. Ковалев С.В. Безопасность образовательного учреждения [Электронный ресурс]: концепция безопасности образовательного пространства // Новосибирская открытая образовательная сеть: [сайт]. - Новосибирск, 2004. – URL: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php.
8. Климова С.В. Развитие, воспитание и формирование личности в учреждениях дополнительного образования. Режим доступа festival.1september.ru › articles/500030/
9. Котельников Д.С., Юдин И.А., Абзалов А.Ф. Психолого-правовые аспекты личности безопасного типа // Ежеквартальный сборник научных и учебно-методических работ факультета безопасности жизнедеятельности: Выпуск 1 / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008.
10. Кравцова А.В. Концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации: Дис. …канд.пед.наук. – СПб., 2006.
11. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Гуманитарные проблемы современной психологии". - Таганрог, 2005. - N 7. – С.6-10.
12. Манюков С. Безопасность жизнедеятельности: современное состояние и перспективы развития (размышления по итогам конференции) // http://russmag.ru/product.php?id=109
13. Минаев Г.А., Прохожев А.А. Теория безопасности организации. – М., 2004.
14. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Дисс. … канд.псих.наук. 19.00.07. – СПб., 2005.
15. Салахов К. Формирование культуры безопасности личности (КБЛ) через формирование личности безопасного типа в образовательном процессе: доклад на IV всероссийской научно-практической конференции «Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы» 24 апреля 2009 г. moitezis.ru › blog/view/336/
16. Спицын Н.П. Чего и почему боится первоклассница Лена? // Начальная школа. – 2007. - №8. – С. 3 – 6.
17. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] // Управление образования Администрации города Екатеринбурга: [сайт]. – Екатеринбург, [2005]. – URL: http://www.eduekb.ru/files12/ps/23symanyuk.doc.
18. Чесноков Н.А. Обеспечение психолого-педагогической безопасности образовательных систем. Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2012.
Предлагаемая структура портфолио, содержание заданий, требования к их выполнению и «методические подсказки»
Задание 1
Напишите рецензию на научную или научно-методическую статью по проблемам психологической безопасности образовательной среды школы.
Рецензия должна включать:
1. Общие сведения об авторе.
2. Характеристику издания:
― Область знания.
―На каком материале построено (теоретический анализ, экспериментальный материал и т. д.).
― Цель (информационная, теоретическое обоснование идеи, обобщение опыта работы, экспериментальное обоснование и т. д.).
3. Проблему, поставленную в работе, и ее авторское решение:
― Характер проблемы.
―Способы решения проблемы (ссылка на имеющуюся литературу, изложение собственной концепции, ссылка на экспериментальный материал, практический опыт работы).
― Уровень решения проблемы (на уровне идеи, методических рекомендаций, конкретной разработки).
4. Возможность практического применения.
Задание 2
Составьте типологию трудных жизненных ситуаций, в которых от школьника требуется проявление сопротивляемости и устойчивости.
Форма отчета: таблица, содержащая типы ситуаций (с пояснением основания для типологии).
Задание 3
Составьте глоссарий терминов курса, пользуясь библиографией и Интернет-источниками. Добавьте не менее трех терминов, характерных для изучаемой проблематики.
Задание 4
Работа с источниками, учебными и научными изданиями по проблематике курса (на выбор 2-3 источника). На основе предлагаемого материала дать характеристику психологической безопасности образовательной среды как основного условия личностного роста и сохранения психического здоровья ее участников.
Примерный план выполнения задания:
1. До прочтения текста ответьте на вопросы:
― Является ли проблема, отраженная в названии книги, актуальной для практики образования? Почему?
― Читали ли вы еще какую-нибудь литературу по данной проблеме?
― Какого рода постановки и решения проблемы вы ждете от автора?
2. Прочтите материал и ответьте на вопросы:
― В какой степени ожидаемые результаты ознакомления с текстом нашли реальное подтверждение?
― Насколько, по вашему мнению, данный источник знаний важен по рассматриваемой проблеме; ценен для практического использования (методически ценен, может служить непосредственной основой для проведения урока, внеклассного мероприятия; наводит на методическую идею), интересен по замыслу, содержанию, форме изложения.
― Приведите примеры конкретных «трудных» ситуаций из практической деятельности учителей, в основе решения которых лежит идея, рассматриваемая автором текста.
― Хотелось бы вам почитать еще что-нибудь в связи с этим?
Задание 5
Составьте план-конспект беседы для родителей учащихся младшего подросткового возраста по теме «Родитель и ребенок: безопасное взаимодействие, или Как конструктивно общаться с подростком».
Методическая подсказка к выполнению:
1. План
― Тема выступления.
― Цель выступления.
― Основные задачи, которые необходимо раскрыть при рассмотрении заданной темы.
― Литературные источники.
― Тезисы выступления.
― Выводы.
2. Подумайте над вопросами:
― В чем вы видите главную цель своего выступления?
― Каким, по вашему мнению, характеристикам должна соответствовать популярная лекция (беседа): доказательность основных теоретических положений; информативность; связь теории с практикой; логичность; свободное владение материалом; эмоциональность; контакт с аудиторией; культура речи; доступность изложения?
Алгоритм составления тезисов.
Ознакомьтесь с содержанием литературных источников. Разбейте свой текст на смысловые блоки. Определите главную мысль каждой части. Осмыслив суть выделенного, сформулируйте его своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте. Тезисы пронумеруйте — это позволит сохранить логику ваших рассуждений.
Помните, что тезисы — краткая формулировка развернутого высказывания.
Задание 6
Разработайте примерную структуру тренинга для педагогов по проблеме ненасильственного взаимодействия в образовательной среде.
Например:
1. Техники разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде.
2. Техники сотрудничества с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
3. Как эффективно общаться с детьми разных возрастов.
Задачами тренинга могут быть:
― Децентрация позиции учителя.
― Расширение навыков диалогического общения.
―Повышение степени осознанности своего поведения, выработка более эффективных моделей поведения.
― Активизация процессов самоизменения.
―Осмысление теоретических основ современных психолого-педагогических исследований психологической безопасности образовательной среды с целью их применения в практической работе.
Задание 7 (или 8)
Разработайте примерную структуру тренинга для младших подростков исходя из структурной и технологической моделей психологической безопасности образовательной среды.
Задачами тренинга могут быть:
― Помочь ученику узнать себя.
― Научить его определять, насколько он удовлетворен собой и своим образом жизни.
― Расширить диапазон навыков общения.
― Активизировать процессы саморазвития.
― Развитие рефлексии.
Задание 8
Разработайте примерную структуру тренинга для старших подростков исходя из структурной и технологической моделей психологической безопасности образовательной среды.
Задачами тренинга могут быть:
― Формирование готовности к личностному и профессиональному самоопределению.
― Развитие способности самостоятельно и осознанно планировать жизненный путь.
― Снижение эмоционального напряжения, вызванного ситуацией выбора будущей профессии.
― Помощь в осознании альтернатив выбора профессионального пути.
― Развитие уверенности в себе.
Теоретические разделы курса (аннотация лекций и задания для студентов)
Тема 1. Средовой подход в педагогике.
Понятие «среда» в междисциплинарном научном знании. Теории средовой детерминации и индетерминации. История средового подхода в зарубежной и отечественной педагогике. «Средоведение» и «педагогика среды». Понимание среды в логике системного подхода в отечественной педагогике. Экстралогический илогический подходы к изучению образовательной среды. Современные психолого-педагогические исследования в логике средового подхода.
Задания:
1. Постройте кластер, отражающий междисциплинарный характер изучения темы «человек и среда».
2. Сделайте подборку авторефератов последних лет в области гуманитарных исследований по проблеме взаимодействия человека и среды.
Литература:
1. Мануйлов Ю.С. Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие/ Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Москва – Н. Новгород, 2008.
2. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
3. Писарева С. А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: метод. рекомендации к курсу по выбору / С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005.
4. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. А.В. Мудрика. – М.: «Академия», 2004.