Понятие и структура учебной деятельности.
Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике
1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий
.3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия
В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
учебные ситуации (или задачи);
учебные действия;
действия контроля и оценки.
Более подробно остановимся на точке зрения В.В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности. Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д.
Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия
Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
3) общие способы действия предваряют решение задач (И. И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).
Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности,
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д. Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.
Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно
5) изменения психических свойств и поведения обучающегося "...«в зависимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением...."
Анализ УД может исходить из следующих основных положений:
1. УД отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс; она определяет и систему оценки этих изменений.
2. Организация УД предусматривает соотнесение с личностными возможностями ученика и потенциалом их развития.
3. Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическими формами и содержанием УД.
УД имеет структурно-системный характер.
Система– это единство компонентов и их взаимосвязей. Психологическая структура – это строение и свойство тех устойчивых факторов, которые действуют в условиях решения задачи организации УД.
Структура включает:
1. Компоненты деятельности: ее задачи и цели, предмет, способы принятия решения и выполнения; действия контроля и оценки деятельности.
2. Взаимосвязи между этими компонентами: воздействия, операции, элементы функциональной организации оперативные системы отображения и др.
3. Динамику установления этих взаимосвязей. В зависимости от регулярности активизации связей формируются сиптомокомплексы психических процессов, функционально важных свойств.
Функция– это процесс реализации определенного результата. Сочетание структуры и функции приводит к образованию системы.
Основные характеристики системы:
- это нечто целое;
- носит функциональный характер;
- разделяется на ряд элементов с определенными свойствами;
- отдельные элементы взаимодействуют в процессе выполнения определенной функции;
- свойства системы не равны свойствам ее элементов;
- имеет информационную и энергетическую связь с окружающей средой;
- она адаптивна, изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах;
- разные системы могут давать одинаковый результат.
Система имеет динамический характер, т.е. развивается во времени.
Психологическая система деятельности– единство психических свойств, обслуживающих деятельность и связи между ними.
Лекция