I. Проверка теоретических знаний
Пояснительная записка
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности и педагогике как науке.
Задачи дисциплины:
· сформировать у студентов представления и понятия о профессиональной педагогической деятельности учителя и педагогике как науке;
· обеспечить овладение студентами знаниями требований государственного стандарта к личности учителя, познакомить студентов с особенностями подготовки учителя;
· сформировать у будущих учителей умения составлять профессиограмму учителя, уметь составлять индивидуальные программы своего саморазвития.
· сформировать у студентов представление об особенностях научно-педагогического исследования и овладеть его логикой.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Теория обучения является одним из важнейших разделов педагогики.
Содержание курса строится с учетом таких объективных тенденций совершенствования учебного процесса, как гуманизация, демократизация, поиск коллективных форм взаимодействия, связь с жизнью.
В основу изучения положены следующие идеи:
· личностно-гуманистическая ориентация деятельности учителя;
· идея целостности педагогического процесса;
· идея целесообразности и системности действий педагога.
Цель дисциплины:сформировать у студентов представления о сущности процесса обучения, познакомить студентов с основными научно-дидактическими целями и концепцией, сформировать современное педагогическое мышление, собственную педагогическую позицию, основанную на фундаментальных дидактических подходах.
Задачи дисциплины:
· сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования;
· обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах;
· помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника;
· оказать помощь студентам в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих учителей;
· создать условия для овладения практическими умениями и навыками конструирования процесса обучения в школе;
· научить студентов наблюдать, выявлять и оценивать результат обучения школьников;
обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
Темы лекционных занятий и объем в часах (18 часов)
№ п-п | Тема | часы |
1. | Педагогика в системе наук о человеке. | 4 ч. |
2. | Процесс обучения как целостная система | 4 ч. |
3. | Содержание образования как фундамент базовой культуры личности | 4 ч. |
4. | Формы организации процесса обучения (2 ч.) | 2 ч. |
5. | Современные дидактические концепции и модели организации обучения | 2 ч. |
6. | Контроль результатов обучения | 2 ч. |
Итого: | 18 ч. |
Практические занятия, их содержание
Практическое занятие 1.
Тема: Профессиональная деятельность и личность педагога
План:
I. Проверка теоретических знаний.
1. Сущность педагогической деятельности.
2. Основные виды педагогической деятельности, их характеристика.
3. Структура педагогической деятельности.
4. Учитель как субъект педагогической деятельности.
5. Профессионально обусловленные требования к личности учителя.
Предварительная самостоятельная подготовка:
1. Подобрать и записать высказывания ученых, писателей, общественных деятелей об учителе и педагогической профессии.
2. По материалам учебников составить словарь основных терминов: педагогическая специальность, педагогическая специализация, педагогическая квалификация, педагогическая деятельность, педагогическое самосознание педагогическая культурапедагогическое общение,стильпедагогический тактпедагогические способности педагогические умения
3. ЗаконспектироватьПрофессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013г. №544н).
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2010.
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.
3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2012.
4. Подласый И.П. Педагогика – М., 2012.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013г. №544н).
Практическое занятие 2.
Тема: Исследования в педагогике: нормы и требования
Предварительная подготовка: Используя следующую литературу:
Загвязинский В.И.. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: «Академия». 2001. – 208 с.
Подготовиться по следующим темам:
1. Понятие о методологии педагогики и ее уровни.
2. Философские основания педагогики.
3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
4. Понятие о логике педагогического исследования.
5. Проблема и тема исследования.
6. Объект и предмет исследования.
7. Цели и задачи исследования.
8. Гипотеза исследования.
9. Этапы практической диагностики.
Самостоятельная работа:
1. Конспектирование статьи (Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. – 2011. - №1. – С 228-232.).
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2010.
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.
3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2012.
4. Подласый И.П. Педагогика – М., 2012.
Практическое занятие 3.
Тема: Методы педагогического исследования
Вопросы для подготовки:
1. Понятие метода педагогического исследования. Основные принципы выбора методов исследования.
2. Теоретические методы педагогического исследования.
3. Эмпирические методы исследования в педагогике.
4. Математические и статистические методы в педагогике.
Самостоятельная работа:
1. Конспектирование темы «Методы педагогических исследований».
2. Используя учебную и научную литературу, поисковые системы составьте каталог диагностик, направленных на изучение личности учащегося.
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2010.
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.
3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2012.
4. Подласый И.П. Педагогика – М., 2012.
Практическое занятие 4.
Тема: Закономерности и принципы обучения
План:
1. Понятие закономерностей обучения, их классификация.
2. Принципы обучения как категории дидактики.
3. Характеристика принципов обучения.
4. Соотношение принципов с правилами обучения.
Литература:
1. Кукушин, В.С. Дидактика (Теория обучения) [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
2. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.
3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2012.
4. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2012.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001.
Практическое занятие 5.
Тема: Функции процесса обучения
Семинар проводится в форме практического занятия. Студенты просматривают видеоурок и выполняют следующие задания: проанализировать его с точки зрения реализации в нем функций процесса обучения по схеме:
1) Тема урока. Цель
2) Как на уроке реализуется образовательная функция процесса обучения?
- какие новые знания усваивает учащийся на данном уроке?
- какие умения и навыки формирует у них учитель на данном уроке?
- формируются ли навыки и умения самостоятельной работы?
- учит ли добывать знания самостоятельно?
3) Как реализуется на уроке развивающая функция обучения?
- Каким образом?
- Что вы можете сказать об уровне развития речи учащихся?
- Заботиться ли учитель о развитии мышления учащихся (конкретно-образное, абстрактное). Каким образом?
- Формирует ли любовь к знаниям и любознательность? С помощью каких приемов он это делает? Испытывают ли дети радость познания?
- Как педагог развивает двигательные умения и навыки учащихся на уроке?
4) Осуществляется ли воспитание учащихся на уроке?
- формирует ли учитель основы мировоззрения учащихся, научные взгляды?
- осуществляет ли нравственное, эстетическое, трудовое физическое воспитание на уроке?
- какие личностные качества воспитывает учитель у ребят?
Формирует ли общественную активность школьников?
5) Обобщите полученный материал, сформулируйте выводы. Запишите анализ данного урока и сдайте на проверку.
Практическое занятие 6.
Тема: Нормативные документы,
регламентирующие содержание образования
План: