I. Проверка теоретических знаний

Пояснительная записка

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Цель дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности и педагогике как науке.

Задачи дисциплины:

· сформировать у студентов представления и понятия о профессиональной педагогической деятельности учителя и педагогике как науке;

· обеспечить овладение студентами знаниями требований государственного стандарта к личности учителя, познакомить студентов с особенностями подготовки учителя;

· сформировать у будущих учителей умения составлять профессиограмму учителя, уметь составлять индивидуальные программы своего саморазвития.

· сформировать у студентов представление об особенностях научно-педагогического исследования и овладеть его логикой.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Теория обучения является одним из важнейших разделов педагогики.

Содержание курса строится с учетом таких объективных тенденций совершенствования учебного процесса, как гуманизация, демократизация, поиск коллективных форм взаимодействия, связь с жизнью.

В основу изучения положены следующие идеи:

· личностно-гуманистическая ориентация деятельности учителя;

· идея целостности педагогического процесса;

· идея целесообразности и системности действий педагога.

Цель дисциплины:сформировать у студентов представления о сущности процесса обучения, познакомить студентов с основными научно-дидактическими целями и концепцией, сформировать современное педагогическое мышление, собственную педагогическую позицию, основанную на фундаментальных дидактических подходах.

Задачи дисциплины:

· сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования;

· обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах;

· помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника;

· оказать помощь студентам в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих учителей;

· создать условия для овладения практическими умениями и навыками конструирования процесса обучения в школе;

· научить студентов наблюдать, выявлять и оценивать результат обучения школьников;

обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

Темы лекционных занятий и объем в часах (18 часов)

№ п-п Тема часы
1. Педагогика в системе наук о человеке. 4 ч.
2. Процесс обучения как целостная система 4 ч.
3. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности 4 ч.
4. Формы организации процесса обучения (2 ч.) 2 ч.
5. Современные дидактические концепции и модели организации обучения 2 ч.
6. Контроль результатов обучения 2 ч.
  Итого: 18 ч.

Практические занятия, их содержание

Практическое занятие 1.

Тема: Профессиональная деятельность и личность педагога

План:

I. Проверка теоретических знаний.

1. Сущность педагогической деятельности.

2. Основные виды педагогической деятельности, их характеристика.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Учитель как субъект педагогической деятельности.

5. Профессионально обусловленные требования к личности учителя.

Предварительная самостоятельная подготовка:

1. Подобрать и записать высказывания ученых, писателей, общественных деятелей об учителе и педагогической профессии.

2. По материалам учебников составить словарь основных терминов: педагогическая специальность, педагогическая специализация, педагогическая квалификация, педагогическая деятельность, педагогическое самосознание педагогическая культурапедагогическое общение,стильпедагогический тактпедагогические способности педагогические умения

3. ЗаконспектироватьПрофессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013г. №544н).

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2010.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.

3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2012.

4. Подласый И.П. Педагогика – М., 2012.

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013г. №544н).

Практическое занятие 2.

Тема: Исследования в педагогике: нормы и требования

Предварительная подготовка: Используя следующую литературу:

Загвязинский В.И.. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: «Академия». 2001. – 208 с.

Подготовиться по следующим темам:

1. Понятие о методологии педагогики и ее уровни.

2. Философские основания педагогики.

3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.

4. Понятие о логике педагогического исследования.

5. Проблема и тема исследования.

6. Объект и предмет исследования.

7. Цели и задачи исследования.

8. Гипотеза исследования.

9. Этапы практической диагностики.

Самостоятельная работа:

1. Конспектирование статьи (Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. – 2011. - №1. – С 228-232.).

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2010.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.

3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2012.

4. Подласый И.П. Педагогика – М., 2012.

Практическое занятие 3.

Тема: Методы педагогического исследования

Вопросы для подготовки:

1. Понятие метода педагогического исследования. Основные принципы выбора методов исследования.

2. Теоретические методы педагогического исследования.

3. Эмпирические методы исследования в педагогике.

4. Математические и статистические методы в педагогике.

Самостоятельная работа:

1. Конспектирование темы «Методы педагогических исследований».

2. Используя учебную и научную литературу, поисковые системы составьте каталог диагностик, направленных на изучение личности учащегося.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2010.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.

3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2012.

4. Подласый И.П. Педагогика – М., 2012.

Практическое занятие 4.

Тема: Закономерности и принципы обучения

План:

1. Понятие закономерностей обучения, их классификация.

2. Принципы обучения как категории дидактики.

3. Характеристика принципов обучения.

4. Соотношение принципов с правилами обучения.

Литература:

1. Кукушин, В.С. Дидактика (Теория обучения) [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

2. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.

3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2012.

4. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2012.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001.

Практическое занятие 5.

Тема: Функции процесса обучения

Семинар проводится в форме практического занятия. Студенты просматривают видеоурок и выполняют следующие задания: проанализировать его с точки зрения реализации в нем функций процесса обучения по схеме:

1) Тема урока. Цель

2) Как на уроке реализуется образовательная функция процесса обучения?

- какие новые знания усваивает учащийся на данном уроке?

- какие умения и навыки формирует у них учитель на данном уроке?

- формируются ли навыки и умения самостоятельной работы?

- учит ли добывать знания самостоятельно?

3) Как реализуется на уроке развивающая функция обучения?

- Каким образом?

- Что вы можете сказать об уровне развития речи учащихся?

- Заботиться ли учитель о развитии мышления учащихся (конкретно-образное, абстрактное). Каким образом?

- Формирует ли любовь к знаниям и любознательность? С помощью каких приемов он это делает? Испытывают ли дети радость познания?

- Как педагог развивает двигательные умения и навыки учащихся на уроке?

4) Осуществляется ли воспитание учащихся на уроке?

- формирует ли учитель основы мировоззрения учащихся, научные взгляды?

- осуществляет ли нравственное, эстетическое, трудовое физическое воспитание на уроке?

- какие личностные качества воспитывает учитель у ребят?

Формирует ли общественную активность школьников?

5) Обобщите полученный материал, сформулируйте выводы. Запишите анализ данного урока и сдайте на проверку.

Практическое занятие 6.

Тема: Нормативные документы,
регламентирующие содержание образования

План:

Наши рекомендации