Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения

Занятие 3. Однородные уравнения

Цель занятия - развитие у обучающихся личностных качеств, а также направлено на овладение следующими общекультурными компетенциями:

· навыками межличностных отношений; готовностью к работе в команде;

· знаниями этических норм и использованием их в профессиональной деятельности;

· принятием различий и мультикультурности;

· способностью применять знания на практике;

· способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

· фундаментальной подготовкой по основам профессиональных знаний и готовностью к использованию их в профессиональной деятельности;

· навыками работы с компьютером;

· способностью к анализу и синтезу;

профессиональными компетенциями:

1) в сференаучно-исследовательской деятельности:

· умением понять поставленную задачу;

· пониманием корректности постановок задач;

· глубоким пониманием сути точности фундаментального знания;

· способностью передавать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления;

· умением публично представить собственные и известные научные результаты;

· владением проблемно-задачной формой представления математических знаний;

2) в сфере проектной и производственно-технологической деятельности:

· способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников;

· знанием и следование в жизни кодексу профессиональной этики;

· способностью формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, профессиональных и этических позиций;

· пониманием сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения и переработки информации.

Проверка теоретических знаний

1. Какая функция f(x,y) называется однородной степени п.

(Если справедливо равенство Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru то функция называется однородной,где n – порядок однородности.)

2. Какое дифференциальное уравнение Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru называется однородным.

(Если его правая часть - однородная функция нулевого порядка.)

3. Как однородное уравнение можно преобразовать в уравнение с разделяющимися переменными.

(Сохраняя прежнюю независимую переменную х, введем новую искомую функцию u = y/х, откуда Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .)

4. В какое уравнение преобразуется исходное после предложенной замены.

(Исходное уравнение преобразуется в уравнение, допускающее разделение переменных Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .)

5. Какое преобразование переменных сохраняет вид однородного уравнения.

(Если рассмотреть преобразование подобия плоскости с центром подобия в точке (0,0): х1 = kx, у1 = ky. Это преобразование не изменит вид уравнения, а, следовательно, не меняет всей совокупности решений уравнения. Таким образом, все интегральные кривые однородного уравнения могут быть получены из одной кривой при помощи преобразования гомотетии с центром гомотетии в начале координат.)

6. Какой вид функции f(x,y) в дифференциальных уравнениях Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru допускает сведение к однородному.

(Функция вида Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru допускает сведение к однородному уравнению.)

7. Какую подстановку необходимо выполнить, чтобы привести уравнение к однородному виду.

(Введение вместо х и у новых переменных x и h: Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru где a и b - постоянные, приводит исходное уравнение к однородному)

8. Как определяются постоянные Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

( Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru определяются так, чтобы числитель и знаменатель преобразованного уравнения не содержал свободных членов.)

9. Всегда ли можно найти a и b.

(a и b определяются из линейной системы

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru

Это возможно, если Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .)

10. Если a и b найдены, то к какому виду преобразуется исходное уравнение.

(В этом случае уравнение преобразуется к однородному

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru )

11. Что делать, если условие Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru не выполняется.

(В этом случае имеет место пропорциональность Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru , Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru , поэтому надо ввести вместо у новую функцию и: Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru )

12. Какое уравнение получается после введения предложенной подстановки.

(Получим уравнение с разделяющимися переменными

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru )

13. Существуют ли еще какие – либо подходы приведения неоднородных уравнений к однородному виду.

(Некоторые уравнения можно привести к однородным заменой Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru (число m заранее неизвестно).)

14. Как определяется число т.

(Чтобы его найти, надо в уравнении сделать замену переменной Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru , и потребовать, чтобы все члены уравнения стали однородными.)

15. В каком случае определение т возможно.

(Это не всегда возможно, т.к. на одно число m составляется несколько уравнений, система переопределена, и ее решение не всегда существует.)

16. Какой вывод можно сделать, если определение т невозможно.

(Если же такого m найти нельзя, то уравнение не приводится к однородному.)

Практические задания

Пример 1. Найти кривые, у которых подкасательная равна сумме абсциссы и ординаты точки касания.

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru Рис. 1

Решение: По условию отрезок проекции касательной АМ (где М имеет координаты Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru ) на ось ОХ равен АМ1 (рис. 1). Тогда

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru . (1)

Точка А (х1, 0) удовлетворяет уравнению касательной к кривой Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru , тогда Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru . С учетом формулы (1) и произвольности точки М, получаем дифференциальное уравнение

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

Полученное уравнение является однородным. Введя новую переменную Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru , получаем уравнение с разделяющимися переменными Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru . Интегрируя обе части равенства, получим ln Су = z. Возвращаясь к прежней переменной, получим решение

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

Пример 2. Решить уравнение

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

Решение: Так как определитель правой части отличен от нуля, то чтобы свести уравнение к однородному, перенесем начало координат в точку с координатами (a, b), то есть заменим Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru . Подставляя в исходное уравнение, получим

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru . (2)

Подбираем числа a и b так, чтобы

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru

Это возможно, т.к. определитель системы отличен от нуля a = -1, b = 0.

Пусть Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru и Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru , тогда (2) примет вид

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

Разделяя переменные Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru и интегрируя, получим

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

С учетом вновь введенных переменных

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru ,

общее решение уравнения перепишем так:

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

Пример 3. Привести уравнение Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru к однородному.

Решение: После замены Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru получаем равенство вида:

Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

Чтобы все члены имели один и тот же вес необходимо выполнение равенства степеней всех членов, Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru , это возможно при Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru , следовательно замена имеет вид: Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru и уравнение переходит к однородному виду Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru или Проверка теоретических знаний. Занятие 3. Однородные уравнения - student2.ru .

Наши рекомендации