Учебники и учебные пособия.
Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, и т. п.
Учебник выполняет две основные функции: I) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса. Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; второй - помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий - спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты.
В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, и т. п.
Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника выступают:
информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.
Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:
Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.
Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.
Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный,
Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:
1) теоретико-познавательный:
• основные термины;
• ключевые понятия и их определения;
• основные факты, явления, процессы, события;
■опыты;
■описание основных законов, теорий, ведущих идей;
• выводы и т. п.
2) инструментально-практический.,
• характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;
• описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;
• составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;
• обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.
Дополнительный текст включает:
• документы;
• хрестоматийный материал;
• обращение к читателям;
• биографические и народоведческие сведения;
• статистические сведения;
• справочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текст включает:
• предметные введения к учебнику, разделам, главам;
• примечания, разъяснения;
• словари;
• алфавиты;
• определители;
• пояснения к картам, схемам, диаграммам;
• указатели.
Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:
1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;
2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации;
3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.
Один из важнейших приемов работы с учебником - выделение главного. Эта работа требует от ученика анализа внутренней логики текста, выделения его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.
Виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте: подбор эпиграфов и заглавии к тексту; составление плана, тезисов, конспекта; создание знаковых моделей, схем; дидактические игры, конструирование выводов и обобщений.
После чтения учениками фрагмента учебника учитель может сформулировать вопросы и задания: «О чем идет речь в этом параграфе? Выделите ключевые термины текста. Какие предложения являются в нем главными, а какие - второстепенными? Задайте вопросы по содержанию параграфа. Попробуйте ответить на них. Запишите в тетрадях главные пункты текста в виде плана (тезисов, рисунков, схем, формул), выполните с их помощью пересказ. Почему именно эти пункты выделены как главные?»
Для младших школьников возможна следующая последовательность заданий по работе с учебником:
1. Прочитайте текст. О ком (о чем) в нем говорится? Что о них говорится?
2. Что хотел сказать автор текста?
3. На какие пункты разделен текст параграфа? Для чего это сделано?
4. Проанализируйте содержание выбранного вами пункта. Определите ключевые слова и главные предложения.
5. Как в учебнике выделено главное? Как бы вы предложили выделить главное в учебниках по разным учебным курсам?
Для учащихся средних и старших классов примененяются следующие типы упражнений по работе с учебником:
подготовительные - для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала;
диагностирующие - для определения уровня знаний с помощью вопросов и задании из учебника;
обучающие - формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;
творческие - по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;
рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;
праксиологические – учат применять знания и приемы работы в различных ситуациях;
контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.
Схема 27