Внеклассная работа по физической культуре и спорту в общеобразовательных учреждениях

Внеклассные формы работы со школьниками (кружки физической культуры, спортивные секции, соревнования, туристические слеты, праздники и т. д.). Значение и особенности внеклассной работы по физической культуре. Задачи и разделы внеклассной работы. Требования к организации внеклассной работы по физической культуре. Педагогическое руководство внеклассной работой и общешкольными физкультурно-массовыми мероприятиями. Школьный коллектив физической культуры: значение, содержание работы коллектива. Формы внеклассных занятий, задачи, организация и содержание. Общешкольные спортивно-массовые и физкультурные мероприятия: значение, организация, содержание. Планирование массовых физкультурных мероприятий, их подготовка и проведение.

Физическая культура и спорт в системе внешкольных учреждений

Значение внешкольной работы в системе физического воспитания школьников. Задачи, особенности работы и методические требования к внешкольной работе. Организация и содержание внешкольной работы по физической культуре во внешкольных учреждениях (детско-юношеская спортивная школа, детско-юношеский спортивный клуб физической культуры, детско-экскурсионный туристский центр, центр молодежного творчества, летние лагеря, лагеря труда и отдыха старшеклассников, спортивно-оздоровительные лагеря). Физическое воспитание по месту жительства. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми в парках культуры и отдыха, на спортивных сооружениях, в физкультурно-оздоровительных комбинатах (ФОКах). Физическое воспитание в семье. Физическое воспитание по месту жительства.

Физическое воспитание в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования

Значение физического воспитания с профессионально-прикладной направленностью. Особенности планирования и организации учебной работы по физическому воспитанию учащихся в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Цель, задачи физического воспитания учащихся среднего специального образования. Содержание физического воспитания учащихся. Учебные и внеучебные формы направленного использования физической культуры. Профессионально-прикладная физическая подготовка в ССУЗах, особенности ее содержания, зависящие от профиля избранной профессии. Цель, задачи физического воспитания учащихся в учреждениях профессионально-технического образования, колледжей. Содержание физического воспитания учащихся. Учебные и внеурочные формы направленного использования физической культуры. Профессионально-прикладная физическая подготовка в ПТУ и колледжах, особенности ее содержания, зависящие от профиля избранной профессии.

Физическое воспитание в учреждениях в системе высшего образования

Обязательный курс физического воспитания в высших учебных заведениях. Характеристика программы по физической культуре для студентов вузов. Задачи, содержание, особенности организации и методики физического воспитания студентов. Требования к физическому воспитанию студентов основного, подготовительного, специального и спортивного учебных отделений. Внеакадемические формы направленного использования физической культуры и спорта в режиме учебного дня, быта и отдыха студентов.

ТЕОРИЯ СПОРТА

Содержание, структура и предмет теории спорта

Понятие ”спорт“ в узком и широком смысле слова. Теория спорта как наука и учебная дисциплина по своему содержанию, по своему назначению, по своим функциям, по своей структуре. Содержание и структура теории спорта. Объект, предмет и цель теории спорта.

Основные понятия (категории) теории спорта

Теория спорта как система знаний выражающихся в системе основных понятий (категорий). Основные понятия в теории спорта. Исходные понятия

Спорт, спортивное движение, спортивная деятельность, спортивные соревнования, соревновательная деятельность. Производные понятия массовый спорт, резервный (базовый) спорт, спорт высших достижений (большой спорт), любительский спорт, профессиональный спорт и т.д. Функциональные базовые понятия спортивная подготовка, спортивная тренировка. Производные понятия система спортивной подготовки, школа спорта система спортивной тренировки, подготовленность (общая и специальная), тренированность, состояние спортивной формы. Итоговые базовые понятия спортивные достижения, спортивные результаты, спортивная квалификация и производные от них высшие достижения, спортивный рекорд, победа.

Социальные функции спорта

Базовые функции спорта. Соревновательная функция и ее производные (нормативная, гедонистическая, зрелищная). Оздоровительно-рекреационная функция и ее производные (оздоровительная, подготовительная). Информационно-прогностическая функция и ее производные (информационная, познавательная, просветительная, прогностическая, функция интеллектуализации). Гуманистическая функция спорта и ее производные (идеологическая, политическая, социализирующая, нравственно-воспитательная, престижная, интернационально-интегративная). Программно-нормативные и организационные основы спорта. Функции массового, резервного и спорта высших достижений. Основные объекты, обеспечивающие развитие массового, резервного и спорта высших достижений. Управление спортом. Спортивная классификация.

Система спортивных соревнований. Планирование соревнований, правила и положение о соревнованиях. Стратегия, тактика и техника соревновательной деятельности

Принципы построения системы спортивных соревнований (территориально-ведомственный принцип организации и проведения соревнований, принцип возрастной и территориально ведомственной последовательной преемственности соревнований). Правила соревнований и положение о соревнованиях важнейшие документы, регламентирующие организацию и условия проведения соревнований, определяющие правовое оформление соревнований. Способы проведения и характер соревнований (круговой, отборочно-круговой, смешанный, прямого выбывания). Личные, лично-командные, командные соревнования. Соревнования в системе подготовки спортсменов (подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные, главные соревнования). Основные подходы в практике соревновательной деятельности. Стратегия соревновательной деятельности. Тактика соревновательной деятельности (алгоритмичная, вероятностная, эвристическая). Принятие тактического решения. Техника соревновательной деятельности. Кинематические, динамические, ритмические характеристики соревновательных упражнений.

Наши рекомендации