Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования
Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания возможно делая упор на некие критерии.
Критерии (от греч. kriterior) – мерило для оценки чего-нибудь, средство выяснения какого-нибудь утверждения, гипотезы, теоретического построения – это определение понятия «критерии» находим в философском словаре.[12]
В энциклопедическом словаре под критериями понимаются «…показатели, на основании которых делается оценка, определение или же классификация чего-нибудь; мера суждения, оценка какого-нибудь явления».
Признак в толковом словаре И.С. Ожегова рассматривается как «…показатель, примета, символ, по которым возможно выяснить, определить что-то». За основу мы брали патриотизм.[14]
В большой советской энциклопедии А.М. Прохоров пишет: «Критерии (от греч. средство для суждения), показатели, на основании которых ориентируется оценка».
Наконец, аспекты – это средства проверки чего-нибудь, признак, на основании которого производится оценка.
Исходя из данного возможно выделить последующие аспекты сформированности толерантности:•эмоционально-чувственный (выражение сопереживания к родному народу, к людям всевозможных национальностей, поклонение к культурному наследию различных стран):[17]
•когнитивный (наличие представления о людях, живущих на нашей планете, их культурном наследии, проявление любознательности);
•практический (способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, умение заботиться о ближнем, оказывать поддержка находящимся около).
От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий, , средний, низкий. Выделение этих уровней дает возможность примерно увидеть уровень сформированности толерантности, что помогает определить направление, в котором следует вести работу по формированию толерантности, а также выявить динамику роста уровня развития толерантности.
Высокий уровень.
Ученики с высоким уровнем сформированности толерантности очень активны и любознательны. Они хорошо знают историю, культурное наследие, традиции различных народов. С пониманием и уважением относятся к людям других национальностей
Средний уровень.
Ученики имеют представление о культуре, истории традициях различных народов. Относятся к людям других национальностей в зависимости от своего «эмоционального настроя»
Низкий уровень.
Ученики не имеют даже представление культуре, истории традициях различных народов. Они не желают принимать людей другой национальности, а в крайних случаях относятся с пренебрежением[24]
Образование терпимых взаимоотношений персоны рассматривается в настоящее время как обязательная часть высоконравственного воспитания жителя нашей планеты, сущностной чертой которого, считается согласие целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания терпимых взаимоотношений у учащихся обязан содействовать развитию их эмпатических возможностей, коммуникативной установки, возможности к адекватному выбору стратегии эмоциональной охраны в разговоре и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.[44]
Основы воспитания толерантности:
Общепедагогические:
Принцип целенаправленности
Образование толерантности настоятельно просит конкретного осознания необходимости педагогических действий, конкретного определения цели воспитателем.
Отсюда необходимость соблюдения следующего развитие интереса к проблеме толерантности;
развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.
Правила принципа целенаправленности:
· четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
· постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;
· ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание всякого высоконравственного свойства (толерантности в том числе) во многом находится в зависимости от персональных отличительных черт ученика: уже имеющихся нравственных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня становления психических процессов, характерологических черт, индивидуального навыка отношений, наличия и становления естественных и духовных возможностей и т. д.
Принцип культуросообразности
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания человека. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи , мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в человеке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
· опираться на положительный опыт взаимодействия человека с миром;
· учитывать культурный уровень микросреды человека (класс, семья, друзья);
· отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
· использовать потенциал культуры мира
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении человека с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.[54]
· подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
· демонстрация последствий толерантности и интолератности;
· поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
· возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия)
Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции человека, его мировоззрения, уважительное отношение к нему считается необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности данный принцип приобретает двойную значимость. Почитая и принимая позицию и мнение человека, но при необходимости корректируя их, мы демонстрируем ему пример толерантного отношения к человеку с другим взором на мир.Организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах
Принцип опоры на положительное в человеке
Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в человеке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.[56]
· выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
· создание ситуации успеха.
Частные
Принцип завуалированности педагогических действий и опоры на активность человека. Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, в результате данного они зачастую сопротивляются действиям. Чтобы недопустить похожей ситуации, надлежит опираться на косвенные методы и приемы работы. Впрочем толерантность не может быть усвоена под чисто внешним воздействием, она базируется на индивидуальной независимости и является принципом жизни самого человека.[55]
· использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;
· недопущение в общении нот морализаторства и назидания.
Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.
· • актуализация, стимулирование необходимости учеников к самовоспитанию толерантности;
· • организация активных форм и методов воспитания толерантности.