Психологические особенности учителя.

- общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя, ее проявление на уроке.

- общепедагогические и специальные способности учителя и их проявление на уроке

- индивидуально-психологические особенности учителя: темперамент, эмоциональность, тревожность, самооценка и т.п., их проявление на уроке.

Психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их возрастных и индивидуально-психологических особенностей

- отношение учащихся к учебному предмету и характер проявления этого отношения на уроке.

- сформированность важнейших учебных действий (выделение существенных и несущественных признаков изучаемых явлений, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии, выдвижению гипотез в процессе решения учебной задачи).

- интеллектуальная активность учащихся на уроке (использование рациональных способов учебной деятельности, использование исследовательских методов, сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока)

- проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность и пр.) учащихся на уроке.

- развитие познавательной деятельности: как расширяет и углубляет познавательные потребности данный урок, как развивает он интересы и вызывает интеллектуальное напряжение и интеллектуальные чувства, как создает стремление узнать новое, вызывает желание самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, как создает систему знаний (или хотя бы способствует этому).

Учебное взаимодействие в классе и особенности сотрудничества (позиция учителя).

- организация внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, использование игр, групповых и парных упражнений, коллективных форм деятельности

- использование обсуждения при решении проблемных вопросов

- создание ситуаций успеха

- осуществление обратной связи

- индивидуальный стиль поведения: отношение к ученикам, педагогический такт, выдержка, умение выйти из трудной ситуации

- приемы учителя по управлению поведением учащихся на уроке (создание рабочей обстановки).

- отношение учителя к своему учебному предмету. Проявление педагогического творчества учителя на данном уроке (оригинальные решения вопросов обучения и воспитания, педагогические находки).

Выводы, предложения, оценка урока.

Практическое занятие 15

Тема: Проблемы школьной неуспеваемости.

Цель:получение представления о психологической обусловленности уровней обученности школьника

Ход:

Обсуждение теоретических вопросов

Вопросы для обсуждения

Соотношение категорий «обучаемость» и «обученность». Характеристика способностей к обучению. Психологическая обусловленность уровней обученности школьников. Психологические причины неуспеваемости. Уровни детерминации школьной неуспеваемости: нейрофизиологический, психологический, педагогический. Типы неуспевающих школьников и работа с ними.

Понятие психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.Технологии психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса: моделирование, проектирование, экспертиза, мониторинг, психолого-педагогический консилиум, тьюторство, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы, вопросы к зачету, тестовые задания

Задания для самостоятельной работы (обязательные для выполнения)

1. Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.

2. Составление конспектов оригинальных трудов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн).

3. Решение психологических задач.

4. Подготовка к промежуточному и итоговому тестированию.

Список научных работ для конспектирования

1. Выготский Л. С. «Психология и учитель», глава 9 в кн. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

2. Выготский Л. С. «Биологический и социальный факторы воспитания» глава 4 в кн. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в кн. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

4. Рубинштейн С. Л. глава Психологическая наука и дело воспитания в кн. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1998.

5. Эльконин Д. Б. О структуре учебной деятельности (в кн. Д. Б. Эльконин Психическое развитие в детских возрастах.- М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- С.285-295).

Задания для индивидуальной работы

(обязательным является одно из заданий на выбор)

1. Составить аннотацию одного учебного пособия из предлагаемого списка дополнительной литературы.

2. Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование» и др. по проблематике педагогической психологии.

3. Подготовить презентацию.

4. Написать эссе.

5. Написать работу о вкладе одного из выдающихся психологов в развитие педагогической психологии.

Тематика презентаций

1. Теория содержательного обобщения (В.В. Давыдова).

2. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

3. Теория программированного обучения (Скиннер Б.Ф., Оконь В.).

4. Теории проблемного обучения (Л.В. Занков, А.М. Матюшкин).

5. Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения.

6. Психологический анализ новых технологий обучения.

7. Психологические основы обучения младших школьников.

8. Психологические основы обучения старших школьников.

9. Виды сотрудничества в учебной деятельности.

10. Контроль и его функции в учебном процессе.

11. Пути формирования учебной мотивации.

12. Проблема обучаемости в психологии.

13. Проблема усвоения знаний в учебной деятельности.

14. Учебные перегрузки как фактор неуспеваемости.

15. Основные причины неуспеваемости старшеклассников и пути предупреждения.

16. Мотивация – один из механизмов формирования личности.

17. Характеристика самостоятельной работы в учебной деятельности.

18. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.

19. Психологические основы коллективной познавательной деятельности.

20. Обучение детей со сниженными интеллектуальными способностями.

21. Воспитание детей младшего школьного возраста.

22. Проблемы воспитания подростков и юношей.

23. Психологическая сущность оценочной деятельности учителя.

24. Способности в структуре личности учителя.

25. Характеристика профессионально значимых качеств педагога.

26. Характеристика педагогических умений.

27. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проблема его формирования и передачи опыта.

28. Психология самовоспитания. Средства и приёмы самовоспитания.

29. Конфликты в педагогическом коллективе.

30. Оптимальные пути предупреждения и разрешения конфликтов.

31. Культура педагогического общения.

32. Проблема формирования коммуникативных умений и навыков школьников.

33. «Барьеры» педагогического общения.

34. Психологические требования к личности учителя.

35. Характеристика учебной деятельности.

36. Детская агрессивность и способы ее коррекции.

37. Детская лживость как воспитательная проблема.

38. Психологические причины неуверенности в себе.

39. Демонстративные дети и педагогическая работа с ними.

40. Психологические причины детской тревожности.

41. Гиперактивное поведение детей – способы коррекции

Тематика эссе

Педагогическая профессия в современном мире

Учитель с большой буквы

Современная школа и проблемы воспитания

Одаренный ребенок и школа

Наши рекомендации