Образовательные модели обучения
Среди моделей обучения традиционно рассматривают обучающие модели И. Ф. Гербарта (1776-1841) и Дж. Дьюи (1859 - 1952), основанные на двух взаимоисключающих противоположных концепциях обучения.
Традиционная (рационалистическая) концепция обучения немецкого философа И. Ф. Гербарта основана на утверждении приоритета учителя в обучении, придании основного значения вербальному изложению им учебного материала и пренебрежении развитием самостоятельной учебной деятельности учащихся. Традиционная модель не ставит в центр личность обучающегося как субъекта образовательного процесса. В них учащийся (студент) является объектом педагогического воздействия, предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы, главным образом, на возможности среднего ученика, используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью обучающихся, для них характерно монологизированное преподавание, переоценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса.
Гуманистическая концепция обучения американского философа Дж. Дьюи основана на том, что главная цель учебных занятий — это создание условий для самостоятельного выявления знаний учащимися в ходе их практической и теоретической деятельности по достижению целей, соответствующих их индивидуальным потребностям, что приводит к отождествлению процесса обучения с процессом исследования.
Современные тенденции в образовании.
Сегодня, в постиндустриальную, информационную технотронную эпоху современный мир переживает не просто невиданные в истории преобразования, но и подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться, главным образом, высокоэффективными системами образования и интеллектуально-образовательным потенциалом человека и общества.
Одним из основателей и главных разработчиков концепции постиндустриального общества считается американский социолог, профессор Д. Белл. Основные характеристики постиндустриального общества, по мнению Белла, следующие:
· переход экономики от производства товаров к производству услуг;
· преобладание среди занятых работников профессиональных специалистов и техников;
· ведущая роль теоретического знания;
· ориентация технико-экономической среды на контроль над технологией;
· обеспечение процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией».
В таком обществе особенно важны организация и обработка информации и знаний, а в основе этих процессов лежит компьютер как техническая основа телекоммуникативной революции. Научно-технический прогресс приводит к трансформации прежнего индустриального общества в качественно иное постиндустриальное общество. Новейшая (кибернетическая) техника, достижения радиоэлектроники, прогресс в средствах коммуникации оказывают большое влияние на все стороны социальной жизни. Постиндустриальное общество на пике своего развития преобразуется в информационное общество.
Создателями концепции информационного общества были американец Дж. Несбитт, руководитель национальной программы информационного общества Японии И. Масуда, а также социальные философы и футурологи Э. Тоффлер, Г. Хендерсон и др.
Информационное общество характеризуется еще большей компьютеризацией самых различных областей социальной жизни, появлением новых информационных технологий и новых видов деятельности. Наиболее интересное и ценное в указанной концепции - это описание широких цивилизационных процессов и перемен в образе жизни, ценностных установках, способах коммуникации людей. Сегодня огромные массивы информации могут быть переданы в любую точку земного шара благодаря использованию цифровой технологии, волоконной оптики, спутниковой связи, Интернета. А это революционным образом воздействует на все стороны жизни общества - значительная часть человечества получила невиданный прежде доступ к различной информации. Наиболее важным стратегическим ресурсом информационного общества является информация.
Информационное общество – это характеристика стадии общественного развития, на которой решающее значение приобретает информация. В информационном обществе акцент делается на развитии информационно-коммуникационных технологий и мощной информационной инфраструктуре, делающими возможным доступ к информации и знаниям все более широкого круга людей.
В информационном обществе человек погружается в информационную культуру этого общества.
Информационная культура — это совокупность новых информационных ценностей и образцов поведения, мышления, которые помогают человеку ориентироваться в новом информационном пространстве, а главное формировать информационные потребности и находить наиболее оптимальные средства для их удовлетворения. Эта культура при помощи технологий мультимедиа открывает перед человеком новые виртуальные пространства. В экранной культуре все больше реализуются виртуальные компьютерные разработки. Мышление современного человека под влиянием экранной культуры обогащается слиянием образного и рационального отражения действительности, т. е. зритель через образное восприятие постигает информацию, что делает ее более доступной и эмоционально окрашенной.
Информационная культура объединяет людей на основании общности интересов, нового мировоззрения, создает новый тип информационного человека. Иногда отождествляют информационную культуру с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение. Однако, компьютерная грамотность — это все лишь приобретенные навыки работы человека с новыми компьютерными технологиями.
Можно выделить ряд наиболее общих факторов, влияющих на формирование информационной культуры личности:
· психологические характеристики личности;
· уровень полученного образования;
· доступность информационной инфраструктуры, новых информационных технологий, разного рода информации.
Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, где культура — это все относящееся к образу жизни человека: его культурное наследие и результаты деятельности.
Следовательно, информационная культура имеет черты, общие для всей культуры: находится в неразрывной связи с социальной природой человека. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще.
В действительности эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления и т. д. Это определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Это новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем - это новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. Основным признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную.
Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующем: в навыках по использованию технических устройств; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, где основной составляющей являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников и работать с ней.
В процессе такой деятельности люди совершенствуют культуру обращения с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной выдачи, последнее обстоятельство чрезвычайно важно, т. к. информация в современном обществе быстро стареет. Важным является и то, что информационные технические средства осуществляют почти мгновенную передачу культурных ценностей, как бы сжимая пространство и ускоряя время.
Создание сети Интернет, динамичной широкомасштабной искусственной информационно-коммуникативной среды, обозначило веху в развитии информационной культуры. Изменение объективных и субъективных условий коммуникации трансформирует общесоциальные и индивидуальные ценностные ориентиры, средства и формы общения людей, т. к. в этих условиях рождаются не только новые коммуникативно-информационные формы, но и складывается иной тип субъектов общения.
Информационная культура при помощи специальных технических средств и технологий открывает перед человеком новые виртуальные пространства — интерактивные информационно-коммуникативные миры. Пространство этих миров развивается подобно сложной самоорганизующейся системе, в которую включен человек, регулярно черпающий из этого пространства виртуальные ресурсы. Влияние этих виртуальных пространств во многом определяет бытие человека в реальном мире, расставляет новые социокультурные акценты, от которых зависит его дальнейшее развитие.
Таким образом, интернетализация общества представляет собой развивающуюся быстрыми и ускоренными темпами мировую информационную систему, прежде всего, в форме Интернета. Интернет предоставляет не только количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени при помощи различных программ, в результате пользователь оказывается в, так называемой, виртуальной реальности. Технологии виртуальной реальности стали бурно развиваться в последние годы XX в.
Всеобщая доступность к неограниченным объемам информации, которая зависит от пользователя (поскольку в Интернете все есть), анонимность пользователя, добровольность и желательность контактов, стремление к нетипичному поведению, возможность реализации качеств личности, возможность одновременного общения людей, находящихся в разных частях света, приводят к выработке новых форм взаимодействия и возникновению своеобразного интернет-этикета. Все это делает Интернет средством формирования мирового информационного пространства. Интернет — это уникальная возможность самореализации личности в общении с подобными: всепланетный клуб друзей по интересам, переписке, поиску партнеров и единомышленников по профессии, хобби, досугу и т. д.
В настоящее время сетевая структура Интернета порождает множество информационно-коммуникативных сред, основными признаками которых является интерактивность и динамичное художественно-эстетическое решение: мультимедиа продукция, компьютерная литература (художественные гипертексты), компьютерная виртуальная реальность, лазерные картины и т. п., что позволяет свободно обращаться с любым артефактом в пространстве и времени, модифицировать его, причем творцом может стать любой из пользователей Интернета — профессионал или дилетант.
Информационно-коммуникативные сети становятся каналами миграции культурных смыслов и влияют на процесс самоидентификации субъекта культуры. Информационно - коммуникативное пространство Интернета разрастается в огромный виртуальный социум, где взаимодействуют люди, устанавливаются связи между различными стилями культуры, трансформируется стилевая палитра современной культуры как самоорганизующейся целостности.
Компьютерные виртуальные разработки, дающие возможность человеку воспринимать виртуальные объекты как реальные, находят все большее применение в экранной культуре.
Так постепенно формируется новое, компьютерное искусство, новая коммуникационная система, которая существует вне времени и пространства. Время стирается в новой коммуникационной системе: прошлое, настоящее и будущее можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом. Компьютерное искусство позволило не только воспринимать виртуальные объекты как реальные, но и участвовать в их создании и поведении, управлять протекающими в этой реальности процессами, что делает погружение в мир виртуальной реальности активным и, безусловно, усиливает интерес пользователя к миру виртуальной реальности.
Более того, компьютерное искусство способствует созданию виртуального сообщества людей, под которым понимается самоорганизующаяся электронная сеть интерактивных коммуникаций, объединенная вокруг общих интересов и целей.
Компьютерная культура, оснащенная мощными информационными средствами, оказывает положительное воздействие на мышление людей. Так, под ее влиянием для современного мышления становятся характерными такие свойства, как слияние образного и логического отражения реальности, обогащающее мышление человека. Логическое на экране компьютера, преподносится зрителю в форме образов, что делает восприятие логического более легким, доступным и эмоционально окрашенным. Это взаимодополнение образного и логического имеет психофизиологическую основу в двух полушариях головного мозга. Одно из них (правое) выполняет функцию отражения реальности в виде образов, чувств, другое (левое) — функции рационального познания, эти полушария являются двумя частями одной гиперсложной системы — человеческого головного мозга, поэтому они взаимосвязаны между собой, приходят на помощь друг другу и между ними нет четко очерченных границ.
В то же время, существует и опасность виртуальных культурных пространств. Сознание человека функционирует как бы между двумя мирами — миром реальным и миром виртуальным. Человек общается с машиной, и она выступает как объективная реальность, что может привести к потере индивидуальности и снижению общекультурного уровня личности. Пассивное потребление информации по компьютеру все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления, лишает людей непосредственного общения друг с другом. Сужение персонального пространства, отчуждение от живой природы вызывает боязнь принятия решений, страх ответственности. Тем не менее, информатизация культуры – это необратимый сложный социокультурный процесс, который стимулирует непрерывное технологическое обновление общества, трансформирует формы и направленность социализации индивида, влияет на жизненный мир человека и общества.
Изменения в экономической и социально-культурной деятельности приводят к изменению спроса на квалификационную структуру различных категорий населения и требуют их профессиональной и социальной мобильности, непрерывного образования и профессионального совершенствования. Поэтому можно говорить о впечатляющем развитии образования во второй половине ХХ века: «взрыве образования» и повышения среднего уровня образованности населения планеты, что представляет собой один из факторов крупнейших перемен общемирового значения.
Теперь образование рассматривается не только в контексте влияния на развитие знаний, умений и навыков людей, но и на среду их обитания, влияния на развитие образа жизни, решение глобальных проблем современности, на формирование культуры, обеспечения индивидуально-личностных интересов и т. д.
Недаром говорится, что у человечества есть один путь к прогрессу — это знание, интеллект, культура, поэтому XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Сегодня все чаще звучит понимание приоритетов знаний, интеллекта, всесторонней образованности, потому что невежество, некомпетентность и невоспитанность – одна из главных причин разбалансированности социального и политического пространства, надвигающихся социальных, экономических и техногенных катастроф. Информатизация общества приводит и к информатизации сферы образования (развитии и использование в образовании современных информационно-коммуникационных технологий), т. к. реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации. На путь компьютеризации образования встало большинство образовательных систем мира, в том числе и Россия.
Информатизация образования непосредственно влияет на образовательный, научный, профессиональный путь развития индивида: дает ему возможность активно и целенаправленно использовать глобальные информационные сети и воспринимать инновации. Процесс образования получает принципиально новый облик: компьютерная техника, компьютерные сети, телекоммуникации, специальные обучающие фильмы и программы, выход в Интернет и т. п. открывают совершенно новые возможности построения методик обучения и организации учебного процесса, расширяющие возможности человека. Информационные технологии открывают новые возможности: соединяют вместе музыку, живопись, литературу, науку и т. д. Такая ситуация приводит и к качественным изменениям в стиле мышления, в способе видения, оценки и понимания действительности. Прежний линейный способ восприятия мира, понимание, основанное на логической последовательности, аргументации и обосновании уступают место целостному охвату смысла происходящего.
Мультимедийность (от слова мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении). Являясь результатом информатизации образования, предоставляет большие возможности для повышения эффективности процесса обучения, развития творческих способностей, творческого воображения обучаемого. Использование динамических графических образов для представления учебной информации не только увеличивает скорость передачи информации обучаемым и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста качеств, как профессиональное чутье, интуиция, образное мышление. Мультимедийность предъявления учебной информации, например, компьютерное моделирование с визуализацией различных процессов, мультипликацией и интегративным взаимодействием пользователя с компьютером, является мощным средством повышения качества учебного процесса, формирования и развития творческих способностей обучаемого.
В то же время, надо отметить и основные недостатки информатизации образования. Во-первых, средства мультимедиа не только открывают окно в мир, но и суживают творческие возможности человека. Например, раньше читатель проделывал огромную самостоятельную работу, переводя типографские знаки в мир образов и понятий, а сегодня видеотехника дает готовые, почти не требующие самостоятельной интерпретации образы, кажущиеся самой действительностью. Во-вторых, компьютер не может воспроизвести эффект личного присутствия, поэтому его возможности в воспитании личности ограничены.
Информатизация образования и его глобализация связана с развитием науки и техники, т. к. наука и техника развиваются быстрыми темпами, непрерывно появляются новые знания, новые типы оборудования, новые производственные процессы и, соответственно, новые профессии.