Знакомство с артикуляционным аппаратом
1. Знакомство с артикуляционным аппаратом необходимо начать с работы с зеркалами, которая проводится в определенной последовательности.
· Вносятся индивидуальные зеркала (с помощью загадки) и выясняется их качество (гладкие), свойства (отражают, бьются) и функция (предназначены для того, чтобы человек мог хорошо разглядеть себя); определяется назначение больших и маленьких зеркал; формулируются и отрабатываются правила пользования зеркалами;
· Детям предлагается рассмотреть себя в маленькие индивидуальные зеркала («Посмотрите в зеркало и скажите, что вы видите»);
· Детям сообщается, что они будут часто пользоваться зеркалами, которые помогут раскрыть секреты речи (как и почему мы говорим).
2. Перед зеркалами дети показывают органы артикуляции и уточняют их названия (рот, верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик и середина языка). Работа проводится примерно следующим образом.
Язык
Задания:
-Скажите, у всех ли есть язычки. Покажите их. Посмотрите на свой язычок в зеркало.
У язычка есть кончик. (воспитатель показывает) Покажите мне кончик язычка. Посмотрите в зеркало и коснитесь кончика язычка чистым пальчиком
У язычка есть серединка (воспитатель показывает) Посмотрите в зеркало и коснитесь серединке язычка.
Покажите мне весь язычок.
Упражнения на закрепление: дети, смотря на себя в зеркало, показывают по указанию педагога весь язычок, кончик языка, середину языка ( в разной последовательности).
Рот, губы, зубы
Задания:
-А где живет язычок? (Во рту. Рот-это домик, в котором живет наш язык) Посмотрите на себя в зеркало и покажите свой ротик.
В домике у язычка двойные двери: красные и белые. Красные двери- это губы. Посмотрите, как они открываются и закрываются. (сначала показывает воспитатель, затем-дети перед зеркалами). Проведите язычком по верхней губе. Проведите язычком по нижней губе. Наши губы подвижны, они могут раскрываться и закрываться, растягиваться (в улыбке), дуться и т.д. Посмотрите в зеркало: а ваши губки умеют двигаться?
Белые двери-это зубы. Посмотрите в зеркало на свои зубки, ровные, белые. Стоят, как заборчик. Проведите язычком по верхним зубам. А теперь можете по нижним зубам. Зубки можно размыкать и смыкать. (воспитатель показывает; затем дети размыкают и смыкают зубки)
Упражнения на закрепление: по указанию воспитателя дети выполняют перечисленные выше упражнения в разной последовательности.
Небо, бугорки на нёбе
Задания:
-Во рту есть потолок-это нёбо. Найдите его и потрогайте чистым пальчиком, а теперь погладьте кончиком языка.
За верхними зубами на нёбе есть бугорки. Найдите их и коснитесь кончиком языка, потрогайте пальчиком.
Упражнения на закрепление:
-Посмотрите в зеркало и покажите себе, как открываются красные двери-губы, зубы при этом сомкнуты. Теперь откройте белые двери-зубы. Покажите кончик языка, серединку, весь язычок. Достаньте кончиком язычка верхнюю губу, нижнюю губу, верхние зубы, нижние зубы, нёбо, бугорки за верхними зубами.
3. Дети вспоминают и закрепляют некоторые пространственные представления,необходимые для выполнения артикуляционных упражнений (вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад).
Сначала дети закрепляют пространственные представления в упражнениях типа «Подними руки вверх, опусти вниз», «Поверни голову направо, а затем налево», «Сделай два шага вперед, один назад».
Затем педагог объясняет детям, что их язычки тоже могут выполнять такие упражнения. Предлагает убедиться этом, смотрясь в зеркало: язычок высунуть вперед, убрать назад, провести язычком по небу вперед-назад; высунуть язычок и отвести его вправо, затем влево; высунуть язычок и поднять его вверх, а затем опустить вниз. Далее воспитатель предлагает детям посмотреть, как их губы вытягиваются вперед.
Все перечисленные упражнения неоднократно повторяются в повседневной жизни.
4. После знакомства с артикуляционным аппаратом воспитатель начинает обучать детей первым артикуляционным упражнениям. Упражнения разучиваются по одному в определенной последовательности:
· Введение артикуляционного упражнения посредством сказочного сюжета (мотива); показа картинки;
· Демонстрация артикуляционного упражнения;
· Разучивание упражнения детьми перед зеркалами под контролем при помощи воспитателя.
5. К концу сентября дети начинают пользоваться подготовительным комплексом артикуляционной гимнастики, который складывается из первых выученных упражнений.
6. В течение сентября проводятся различные упражнения на развитие правильного речевого дыхания. Здесь активно используются поддувалочки: перышки, листики, семена клена и т.д.
Внимание!Следите за правильным выполнением упражнений на развитие дыхания. Поднятые плечи, раздувание щек- показатели неправильного выполнения упражнений.