Характеристика звука по артикуляционным и акус-

Тическим признакам

4. Развитие фонематического восприятия. Произноше­ние звука с в слогах

Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов са-со-су, су-са-сы, со-су-са и т.д.

5. Произношение слов со звуком с

Однажды друзья попросили Незнайку купить посуду. В каком магазине она продается? Почему так назвали этот магазин? Зашел он в магазин, а названия посуды не знает. Помогите Незнайке. Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, солонка, ско­ворода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, супни­ца, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называ­ют предметы.

Определение позиции звука с

Обозначение звука с соответствующим символом, выкладывание кружочка в окошки домика в зависимости от его позиции.

7. Словообразование. Падежное управление. Звукс в

Словосочетаниях

Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, из стек­ла.) Подскажите Незнайке, какая бывает посуда. Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая.) Из стекла? (Стек­лянная.) Из хрусталя? (Хрустальная.) Из пластмассы? (Плас­тмассовая.) Из металла? (Металлическая.) Незнайка путает материалы, называя их неправильно. (Этот стакан фаянсо­вый. Судок металлический. Стакан, наверное, тоже метал­лический.)

8. Падежное управление

Расскажем Незнайке о назначении разной посуды. Куда он положит соль? (В солонку.) В чем он будет хранить масло? (В масленке.) Во что положит салат? (В салатницу.) Куда нальет сливки? (В сливочник.) «Какие интересные слова!» — говорит Незнайка. Попробуйте составить еще. Суп нальем в ... (супни­цу). Сухари положим в ... (сухарницу), а соус в ... (соусник).

Физминутка

Игра «Где мы были мы не скажем». Имитация действий с

посудой.

10. Звук с в предложениях

Поможем Незнайке разобраться с остальной посудой. Он го­ворит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы с Незнайкой будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в названии кото­рых есть звук с. (Мясо, капуста, свекла.)

Используются картинки из настольно-печатной игры «Малень­кая хозяйка».

Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат.) Что возьмем для приготовления свекольника? Из чего делается салат? Чем посолим? (Солью.) Чем заправим салат? (Маслом.) Каким? (Подсолнечным маслом.) Еще чем? (Соусом.) Сколько звуков с в слове соус ?

Звуковой анализ и синтез

Угадайте, что хочет съесть Незнайка, если в слове первый звук с, последний т. (Салат.) Угостим его ... (салатом). А сейчас я налью ему «пус». Ой, перепутались звуки в названии этого блюда. Что я хочу налить? (Суп.) Мы сварим суп из риса. Какой это суп? (Рисовый суп.) Сколько звуков в слове суп} Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили два синих кружочка, а красный только один? Который по счету звук с? Что мы можем подать Незнайке на десерт? (Сок.) Назовите по по­рядку звуки слова сок. Обозначьте кружочками звуки этого сло­ва. Отличается ли схема слова суп от схемы слова сок}

Замена фишек буквами. Чтение слов. К слову сок добавьте букву и. Какое слово получилось? (Соки.) Чем оно отличается от слова сок}

12. Ознакомление с буквой с На что она похожа?

Составление детьми слогов со, са, су, сы и слов сок, соки из букв разрезной азбуки.

Чтение сказки Г. Юдина «Свинья в гостях»

Итог занятия

Тема «Звук с»

2. ЭКСКУРСИЯ В МОСКВУ

Материал.Картинки, открытки с изображением Москвы; игрушка или изображение самолета; предметные и сюжетные

картинки; цветные символы; изображения зверей (слон, лиса, бар-сук, соболь и др.).

Ход занятия

Оргмомент

Подготовка «самолета» к полету.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы отправимся на экскурсию в самый большой город Нашей России. Как он называется? (Москва.) Как еще называют Москву? (Столица.) Совершая эту экскурсию, мы повторим зна­комый нам звук с. Какой это звук? (Твердый, согласный.)

3. Развитие фонематических представлений. Определе­ние позиции звука

На чем доберемся в Москву? Назовите самый быстрый вид транспорта. (Самолет.) Куда сложим продукты, вещи? (В сум­ку.) Какие вещи возьмем с собой? Сначала назовите одежду.

Дети называют слова, определяют позиции звука с в словах. Положите в чемодан игрушки, в сумку — продукты питания.

Придумывание слов детьми. Дети перечисляют названия предме­тов со звуком с.

4. Произношение слов сложного звуко-слогового состава. Звук с в предложениях

Кто нас встречает у трапа самолета? (Стюардесса.) Что нам скажет стюардесса? (Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон. Займите свои места.)

Повторение этих фраз детьми.

Куда мы зашли? (В салон.) Куда сели? (В кресла.) В каком из слов звук сслышится в начале, в середине, в конце слова? Самолет ТУ-104. Самолет готов в полет. Заходите, пассажиры! Он давно уже вас ждет. 5. Падежное управление. Практическое усвоение тво­рительного падежа существительныхПосмотрите в иллюминатор.

Выставляются картинки.

Над чем пролетает наш самолет? (Над лесом. Над леса­ми. Над мостом. Над мостами. Над кустами, садами, со­снами.) Мы летим высоко или низко? Далеко от Москвы или близко?

Ответы детей. Физпауза.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Декламация сопровождается движением рук.

6. Составление предложений по сюжетным картинкамЧтобы не было скучно, посмотрим телевизор.

Выставляются сюжетные картинки. Дети придумывают предло­жения.

7. Звуковой анализ слов сок, сон, Соня

Что нам предлагает стюардесса? (Сок.)

Определение последовательности и количества звуков в слове

сок. Обозначение звуков цветовыми символами.

Замените в этом слове звук к звуком н. Какое новое сло­во получилось? (Сон.) Чем различаются эти слова? Стюар­дессу зовут Соня. Обозначьте кружочками слово Соня. Ка­кие одинаковые звуки в словах сон и Соня? Чем различают­ся эти слова?

8. Физминутка

Круговые вращения руками, как пропеллером.

9. Развитие воображения и связности высказывания

Придумайте сны-небылицы. Ответы детей.

Наш самолет идет на... (посадку.) Как можно сказать по-другому? (Снижается, садится, опускается.) Где совершил посадку самолет? (В Москве.)

Выставляется картинка автобуса с автобусной остановкой. Куда мы подошли? (К автобусной остановке.) Куда зай­дем? (Зайдем в автобус.) Что увидели из окна? (Троллейбус.) Приехали на Красную площадь и увидели ... (Кремлевскую стену, Спасскую башню, Спасские ворота, красивый собор). Зашли в царские палаты.

Картинки выставляются на доску.

А сейчас спускаемся в метро. На чем спустились? (На эска­латоре.) Приехали на пристань. Это Москва-река. Куда приеха­ли? Какую лодку мы увидели? (Парусную лодку.) Почему ее так назвали?

Ответы детей.

А теперь пойдем в зоопарк.

10. Деление слов на слоги. Составление слова сом из букв

Кого вы увидели в зоопарке? В слове один слог, есть гласный звук о, кто это? (Слон.) Я назову первый слог, вы — второй: ли ... (су). Увидели ... (лису). Сколько слогов в слове лиса? Как мы догадались? А вот большой аквариум. В нем плавает рыба. Какона называется? Подсказываю. Возьмите буквы с, м, о. Составьте слово. Что получилось? (Сом.)

Наши рекомендации