Тема 15. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.
Вопросы:
1. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - их виды, общая характеристика.
2. Злоупотребление должностными полномочиями.
3. Нецелевое расходование бюджетных средств. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
4. Превышение должностных полномочий. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа. Присвоение полномочий должностного лица.
5. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации.
6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.
7. Получение взятки. Дача взятки. Посредничество во взяточничестве.
8. Служебный подлог.
9. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.
10. Халатность.
Темы докладов:
1. Понятие и признаки должностного лица.
2. Проблемы квалификации взяточничества.
3. Преступления, сопряженные с нецелевым расходованием средств.
4. Превышение должностных полномочий и присвоение полномочий должностного лица - общая характеристика и особенности квалификации.
5. Юридический анализ служебного подлога.
Форма занятия - применение активных методов обучения на основе опыта.
Цель введения активных/интерактивных - приобретение коммуникативных умений, исследовательских умений, развитие способности самостоятельно формулировать цели, ставить учебные задачи.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; понять, в чем особенности специального субъекта гл. 30 УК РФ; знать содержание общественных отношений, охраняемых нормами гл. 30 УК РФ; научиться давать сопоставительную характеристику общественной опасности преступлений различных групп. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять степень и характер общественной опасности должностных преступлений.
Форма /технология проведения занятия - проблемная технология. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.
Опираясь на знания при изучении основных проблем правоприменения, преподаватель ставит перед аудиторией проблемные задачи:
проанализировать Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ и назовите формы проявления коррупции, предусмотренные в УК РФ;
проанализировать Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», соотнесите понятие должностного лица и выявите разницу в его определении. Определите какой из названных законов подлежит применению в случае совершения должностным лицом таможенного органа конкретных общественно опасные деяний, вопреки интересам службы в таможенных органах;
изучить решения судов, прежде всего Верховного Суда Российской Федерации и судов Ростовской области и выявите проблемы, возникающие в судебной практике при квалификации преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ.
Работа в малых группах. На задание отводится 60 минут. Студенты делятся на две группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.
Форма представления студентами конечного результата: заключение.
Дидактическое оснащение: компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем: «Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - их виды, общая характеристика».
При изучении данной темы, студенту следует знать, что объектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выступает совокупность общественных отношений по осуществлению нормальной (т.е. соответствующей закону) деятельности аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений. Отличительными признаками преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, являются следующие: а) все они совершаются в связи с осуществлением должностными лицами их полномочий либо с исполнением служебной деятельности иными государственными и муниципальными служащими, т.е. с исполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей либо путем противодействия их осуществлению; б) они совершаются вопреки интересам службы, т.е. в ущерб интересам нормального функционирования аппарата публичной власти, государственной или муниципальной службы; в) они влекут существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо создают реальную угрозу такого нарушения; г) они совершаются специальным субъектом, за исключением ст. 291 УК РФ, ответственность по которой могут нести любые лица.
Вопрос о субъекте преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является наиболее важным и сложным для характеристики данной группы преступлений. Субъектом подавляющего большинства рассматриваемых преступлений может быть только должностное лицо. В четырех составах преступления (ст. 285, 286, 287 и 290 УК РФ) квалифицирующим признаком является совершение соответствующих деяний лицами, занимающими государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, а также главой органа местного самоуправления (кроме ст. 287 УК РФ). Все эти лица являются должностными, но они занимают особо ответственное должностное положение. Понятие должностного лица приведено в примечании 1 ст. 285 УК РФ и относится к нормам, включенным в главу 30. Для квалифицирующего признака должностного лица необходимо, чтобы оно временно или постоянно или по специальному полномочию осуществляло функции представителя власти либо выполняло административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Кроме того, закон связывает наличие должностного лица с определенным органом или учреждением, где субъект занимает соответствующую должность. Понятие представителя власти раскрывается в примечании к ст. 318 УК РФ. Следует усвоить категории должностных лиц в зависимости от уровня занимаемых ими должностей. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к категории должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ только в случаях специально предусмотренных соответствующими статьями. Должностное лицо необходимо отличать от лиц, выполняющих сходные функции. В частности, это касается лиц, выполняющих управленческие или иные функции в коммерческих или иных организациях (см. примечание 1-3 к ст. 201 УК РФ). Понятие должностного лица употребляется и в нормах других глав УК РФ (например, ст. 140, 149, 304). Поэтому следует учесть, что понятие, приведенное в примечании 1 ст. 285 УК РФ распространяется и на эти случаи. Для более глубокого уяснения понятия должностное лицо целесообразно обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется тем, что должностное лицо совершает формально правомерные, находящиеся в границах его компетенции действия (или бездействует), которые направлены против интересов службы, им противоречат, не обоснованы и не вызываются необходимостью. Побудительной причиной к такому поведению выступают специальные мотивы – корыстная или иная личная заинтересованность. Должностное злоупотребление причиняет общественно опасные последствия, описываемые в законе с использованием оценочных признаков. Идентично последствия описываются в ст. 286 УК РФ, весьма схоже – в ст. 288 УК. Требуется понять отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими. Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отграничивать от хищений, совершенных с использованием служебного положения. Основным критерием разграничения здесь будет являться то обстоятельство, что при злоупотреблении должностными полномочиями не происходит неправомерного безвозмездного изъятия чужого имущества. Изучая норму, устанавливающая ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ), следует обратить внимание на такой квалифицирующий признак, как тяжкие последствия. Этот признак не раскрывается в законе. Он является оценочным. В каждом конкретном случае следственные или судебные органы должны установить наличие или отсутствие тяжких последствий. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций предоставлять информацию Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации установлена в соответствующих законодательных актах. Изучая объективные и субъективные признаки незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), целесообразно знать, что служащим государственного аппарата, в том числе должностным лицам, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. При изучении нормы об ответственности за получение взятки (ст. 290 УК РФ), следует учесть, что взяточничество самый опасный вид преступления из числа предусмотренных данной главой, представляющий собой наиболее острую и весьма распространенную форму коррупции. Анализируя данный состав преступления, нужно иметь в виду, что: по общему правилу привлечение к уголовной ответственности одного лица за получение взятки немыслимо без обвинения другого лица в ее даче. Исключения из этого правила предусмотрены в примечании к ст. 291 УК; б) взяткой может считаться лишь такое предоставление в пользу должностного лица, которое имеет имущественную природу (например, передача ценных, бумаг или бесплатный ремонт автомобиля); в) в составах получения и дачи взятки необходимым признаком является связь между фактом ее вручения и ответным поведением должностного лица, осуществляемого с использованием занимаемого служебного положения в широком смысле слова. Разновидности служебного поведения, которое обеспечивается (обусловливается) взяткой, предусмотрены в ч. 1 и 2 ст. 290 УК и истолкованы в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 30 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Для признания дачи и получения взятки оконченными преступлениями вовсе не требуется фактического совершения этих действий (бездействия); если должностное лицо за взятку совершает какое-либо преступление, содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части (например, ст. 299, 300 УК). Взяткодатель, осведомленный, что взяткой он побуждает должностное лицо к совершению какого-нибудь преступления, также отвечает по совокупности ч. 2 ст. 291 УК и соответствующей статье особенной части со ссылкой на ст. 33 УК РФ; вымогательством взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ) признается не любое требование ее дачи под угрозой совершения действий (бездействия) по службе, а только то, которое подкрепляется угрозой нарушить именно законные интересы потерпевшего. Посредничеством во взяточничестве является непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (ст. 291.1. УК РФ). Изучая служебный подлог (ст. 292 УК РФ), целесообразно обратить внимание на предмет преступления. Им могут служить только официальные документы, то есть документы, представляемые или издаваемые федеральными органами государственной власти или государственного управления, органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными или муниципальными учреждениями. Аналогичные документы коммерческих или некоммерческих организаций предметом данного преступления не являются. Наличие состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, обусловлено, наряду с другими обстоятельствами тем, что должностное лицо не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязанности. Сами обязанности в законе не указаны. Они устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами, приказами, трудовыми соглашениями. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обращение к этим подзаконным актам с тем, чтобы установить имело ли место неисполнение обязанностей и каких именно.