Организация предпрофильного и профильного обучения в школе
Панфилова Л.А.,
Бронников А.С.,
Дмитриева А.Д.
К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования относится задача разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой задачи невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образовательного процесса, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому в настоящее время ставится задача широкого распространения в старших классах программ профильного обучения.
В настоящее время профилизация школы – одно из наиболее позитивно оцениваемых обществом направлений модернизации общего образования. Профильное обучение рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счёт изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и дифференциации в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности построения обучающимся индивидуальной образовательной траектории, обеспечивается более высокий уровень его подготовки для продолжения обучения в избранном направлении.
Предпрофильное обучение – это не самостоятельная система, она является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Учащиеся должны определиться в выборе будущего профиля обучения, будущей профессии. Занимаясь этой проблематикой, мы пришли к выводу: предпрофильная подготовка учащихся, направленная на развитие индивидуальных потребностей старшеклассника, должна начинаться не в 9-ом классе, и даже не в 8-ом, а гораздо раньше. Это должна быть хорошо продуманная логически выстроенная система предпрофильной подготовки с индивидуальной направленностью.
В осуществлении предпрофильного обучения особая роль отводится системе внеурочной деятельности по профессиональной ориентации учащихся. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников не простая задача, и более благоприятные условия для её решения создаются в условиях режима полного дня. Внеурочная работа является продолжением и логическим развитием трудового обучения и воспитания на уроках. Она не только расширяет и углубляет трудовые навыки, но и учит жизни, практике организации трудовых процессов в быту, производстве, в коллективе школьников, развивает трудовые творческие умения и способности. Ориентируя учеников на продолжение образования, педагог оказывает посильную помощь в выборе профессии и жизненного пути. Этому служат и процессы самопознания, повышения коллективного, индивидуального творчества, воспитания коммуникативной культуры, разновозрастного общения, ситуации выбора, пробы сил. Внеурочная работа основывается на нескольких направлениях: кружки, самообслуживание, производственный труд, организация трудовых лагерей на базе летних лагерей.
В условиях профильного обучения, школа ориентируется на индивидуализацию образования старшеклассников, поэтому должна решать две основные задачи:
-организацию работы (мероприятия, процедуры, технологии), обеспечивающей формирование и сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП);
- создание насыщенного учебного пространства, которое обеспечивает школьнику реализацию его ИУП.
Выявлены основные функции ИУП в системе профильного обучения: компенсационная (компенсация запаздывающей учебной динамики учащегося), оптимизационная (обеспечение оптимальных условий для учащихся, обладающих индивидуальными интеллектуально-психологическими особенностями), адаптационная (адаптация учащихся, не способных в силу объективных причин освоить тот или иной курс), функция интенсификации (обеспечение более высокого темпа усвоения того или иного курса), функция расширения содержания образования (введение в содержание профильного обучения элективных курсов, выходящих за рамки профиля), функция обеспечения учебной мобильности (за счет привлечения сетевых кадровых ресурсов), здоровьесберегающая (уменьшение непродуктивной нагрузки на учащегося).
В условиях профильного обучения любой вариант построения индивидуальной образовательной программы и индивидуального учебного плана допустим, если он результативен в рамках заданных стандартных (стандартизированных) результатов. При этом следует особо отметить, что построение индивидуальной образовательной программы учащихся, поступивших в десятые классы по итогам предпрофильной подготовки, может и должно осуществляться с учетом результатов государственной аттестации этих учащихся по итогам получения ими основного общего образования. Так, основанием для зачисления выпускника девятого класса в определенный профильный класс может быть оценка «отлично», полученная им на муниципальном экзамене («пятёрка» по 5-балльной шкале). С учётом этого и должна выстраиваться индивидуальная образовательная программа учащегося. Так, если рейтинговый балл учащегося по какому-либо экзамену в рамках полученной «пятёрки» относительно низок, то индивидуальная образовательная программа должна предусматривать коррекционные занятия (коррекционный элективный курс, консультации и т.п.) по данному предмету. Целью этих занятий должна быть ликвидация имеющихся у учащегося пробелов в знаниях и умениях (какие именно это пробелы, можно определить путем структурного анализа его экзаменационного рейтинга). Если же рейтинговый балл учащегося по какому-либо экзамену высок, то в рамках ИУП конкретного учащегося целесообразно предусмотреть углубление по данному предмету в тех областях, к которым учащийся испытывает наибольший интерес.
В современном понимании ИУП – индивидуальный, логически связанный набор учебных курсов различных уровней (базовых, профильных, элективных), проектно-исследовательских и творческих работ, социальных практик и т.п., выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального БУП. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений при составлении ИУП можно использовать учебные предметы (курсы) нескольких образовательных учреждений.
Эксперимент по предпрофильной подготовке убедительно показал, что портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы, наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации, и учитываться при комплектовании десятых классов. Портфолио также является эффективным рабочим инструментом при оценивании образовательных результатов и построении индивидуальных учебных планов. С целью выявления готовности к переходу на профильное образование необходимо:
-определить основные особенности профессиональной деятельности тьютора – основного лица, отвечающего за реализацию ИУП старшеклассников в системе профильного обучения;
-охарактеризовать особенности оценивания учебных достижений учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из существенных элементов такого оценивания выступает портфолио. Портфолио учащегося (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;
-выявить основные функции портфолио в системе профильного обучения: контрольно-оценочная, индивидуально-диагностическая, мотивационная, развивающая;
-разработать и утвердить программы элективных курсов по различным предметам, критерии оценки уровня готовности общеобразовательного учреждения к переходу на профильное обучение.
Это связано с тем, что профильная ступень общеобразовательной школы имеет принципиально иную, чем предыдущие ступени обучения, социальнуюнагрузку, включая задачи ознакомления учащихся с разными типами профессий, сферами приложения труда, стилями работы, жизненными путями и т.д.
Педагогический коллектив нашей школы давно отказался от всяческих мер давления на ребёнка. Мы, прежде всего, стараемся определить для себя: почему ученик так думает и поступает, что влияет на его взгляды и поступки, как установить это влияние и что ему противопоставить, за счёт чего завоевать доверие ребёнка и сделать наше воздействие на него решающим? Нам удалось пробудить у учащихся потребность общаться с педагогом, советоваться с ним. Наши ученики видят в учителе друга, с которым они могут выбрать наиболее верный путь.