Цели и Задачи Музыкального Образования и Обучения
1.1.
Музыка (от греч. μουσική –(Муза= мысль, идея, -ика=игра, т.е. Искусство муз, или игра мыслей, образов) - искусство организации музыкальных звуков, прежде всего во временном (ритм), звуковысотного, тембрального и других отношениях. Музыкальным звуком может быть практически любой звук, который имеет определенные акустические свойства, соответствующие эстетике соответствующей эпохи и может быть воспроизведенным при исполнении музыки. Источником такого звука может быть: человеческий голос, музыкальные инструменты, электрические генераторы и т.д.
Музыка и классификация искусств
С точки зрения классификации искусств музыка является:
· временнымискусством (музыкальное произведение разворачивается и воспринимается во времени, так же как и в театре, литературе, танцы), поэтому требует стратегического восприятия и хорошей памяти
· исполнительским искусством (посредником между творчеством и слушателем есть исполнитель, равно как и в танце, театре)
· непоказательным искусством (музыкальные образы в большинстве случаев свободные от конкретного отражения действительности, так же, как, например, и архитектурные).
В то же время музыка может сочетаться с другими видами искусства, а именно:
· со словом (вокальные и вокально-инструментальные произведения, опера и оперетта, музыкальная декламация),
· драматическим действием (театральные и кинопроизведения),
· танцем и жестом (балет, пантомима)
Как и другие виды искусства, музыке присущи важные социокультурные функции, в частности:
1. Гедонистические функция - обусловливается способностью музыки приносить слушателям наслаждение.
2. Экспрессивная функция - объясняется естественной потребностью человека во внешнем (например, мимическом, звуковом) выражении сильных эмоций и чувств.(т.е. Катарсис –освобождение)
3. Коммуникативная функция музыки базируется на знаковом использовании звуковых форм. Это дает все основания считать музыку особым языком.
4. Познавательная функция - связана с природным влечением человека к новой информации, нового опыта. В процессе развития сознания отдельной личности как социального существа растут устойчивые мотивы познавательной деятельности.
5. Духовно-катарсическая функция - обусловливается ее возможностью вызвать мощные эмоциональные потрясения, которые осуществляют "путем сочувствия и страха очистки ... страстей".
6. Магически-суггестивная функция - оговаривается способность музыки вводить человека в определенное психическое состояние. С этой функцией многие ученые связывают возникновение музыкального искусства. Как разновидность магически-суггестивная, рассматривают также терапевтического функцию.
7. Общественно-организационная функция - обусловлена фундаментальной общественной потребностью объединения людей в целостные социальные структуры.
Следует отметить, что в пределах самого музыкального искусства также выделяются различные функциональные элементы музыкального языка. (Итонационный язык, ритм, лад, гармония, тембровые характеристики, форма, жанр, стиль). А также виды: эстрадно-развлекательное, профессиональное искусство; и т.д.
Опыт свидетельствует о том, что музыкальные произведения не могут одинаково выполнять все социокультурные функции. Одни из них способны к разностороннему, глубинному воздействия на сознание и подсознание человека, другие - имеют более суженный спектр культурных функций.
Цели и Задачи Музыкального Образования и Обучения
I. Научить понимать музыкальный язык и его интервальную, интонационную символику:
а) закономерности:
- мелодия – это речь, декламация, (речевая интонация), пение, мелодекламация (речитатив);
- гармония – это цвет музыки: напряжённость доминант, «вопросительность» субдоминант, или покой тоники, магнетизм и сила Кадансов и т.д
- динамика – это результат взаимодействия мелодии + гармонии +фактуры и др. муз.средств;
- фактура произведения влияет или определяет жанр, жанр определяет энергию движения(размер), размеропределяет форму движения и пластики рук; плотность или прозрачность фактуры создаёт то или иное эмоциональное напряжение;
- тонально-ладовая структура – влияет на форму произведения, его архитектонику и кульминацию.
б) выразительные возможности муз. языка:
звук имеет тембр, тембр - влияет на туше, туше - влияет на штрих, штрих влияет на характер и образ, образ возбуждает дальнейшее воображение исполнителя и т.д.*- «по кругу»
в) конструктивные связи муз. языка:
интонация вливается в мотив, мотивы сливаются во фразы, фразы складываются в предложения, предложения в периоды, периоды складываются в целостнуюформу.
II. Научить исполнительской технике:
- На основе теории когнитивных ключей Пиаже, теории Павлова об условных рефлексах.
- На основе воспитания Слухо-психо-моторного комплекса и звукотворческой воли Мартинсена:
- на основе природосообразности, телесности , жестов и движений человека
- на основе вариативности контекста, концепций, слухопредставлений
- и разумной тренировки
а) освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого;
б) освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторныепредставления правильных игровых ощущений во всех технических формулах и фактурах;
в) освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через
взаимодействие всех частей аппарата, на основе слухо-музыкальных представлений (слухопсихо-моторный комплекс) и двигательной природосообразности, рациональности жестов.
III. Способствовать развитию индивидуальных особенностей творческой натуры ученика, его личности, самосознания, широкого кругозорана основе нравственных критериев,
и стремления к самосовершенствованию в своём деле. Дать необходимые ЗУНы в области:
- Знание жанров музыки
- Знание стилей музыки и их представителей – композиторов.
- Знание исполнительских стилей и их представителей.
- ЗУНы в области самостоятельного разбора пр-ий и исполнения на сцене
- ЗУНы в области чтения с листа, аккомпанемента, ансамбля, игры с оркестром.
- ЗУНы в области подбора, гармонизации, переложения, оранжировки, транспорта.
IV. Научить профессиональному способу (навыку) мышленияв процессе
регулярных занятий на уроках и дома:
- активному, требовательному слуху - вслушиванию в процесс вибрации звука, интонации, мотива, фразы и т.д.
- слуховому контролю за ритмической энергетикой – внутридолевой, долевой, внутритактовой, тактовой;
- мышечному и слуховому контролю за уровнями веса руки при озвучивании длительностей, долей такта, сильных и слабых тактов и т.д.
- сценической выдержке, сценическому поведению,умению направлять стратегический слух (внимание), опережая звукоизвлечение, успевая корректировать будущее звучание от предыдущего и управлять необходимыми эмоциями.
- любознательности к познанию новой музыки: чтению с листа, слушанию музыки и чтению литературы о музыке и т.д.
V. Научить ребёнка самостоятельно работать над музыкальным произведением.
Для этого необходимо сформировать ЗУНы в области АНАЛИЗА, Сравнения и Воплощения
Музыкально-Выразительных средств как отдельного композитора, так и в области Жанров, Стилей, Направлений и Эпох.