Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.
Индивидуализация образования.
Оптимизация работы с группой детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
1.Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственнный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются с уточняющими вопросами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно-ориентированные, утилитарные интересы (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд). Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не проявлять интерес к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Интересы неоформлены, недиф-ференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается. Задает вопросы редко; в вопросах отражает то, что воспринимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим ответом; может не соглашаться с ответом, противореча очевидным фактам.
2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование; использует новые способы работы со знакомыми материалами; творчески применяет усвоенные способы в разных видах деятельности; оригинально соединяет в одной работе разные материалы. Систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком.
Замечает несоответствия, противоречия в окружающей действительности и пытается самостоятельно их разрешить, в исключительных случаях прибегает к помощи взрослого, например, при недостатке информации; самостоятельно использует систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач; с помощью глазомера выделяет величину, форму предметов, их частей и деталей; объясняет назначение малознакомых и незнакомых предметов: барометр, зависимость свойств и качеств предметов от их функций и особенностей использования, ориентируется на назначение предметов, свойства, качества разновидностей материалов, на существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, технологические цепочки создания некоторых предметов и исторические цепочки происхождения предметов; сам ставит познавательные или личностные задачи, организовывает элементарные эксперименты, делает выводы; выделяет в процессе наблюдения, рассматривания несколько свойств и качеств предмета, проводит элементарные эксперименты по выявлению свойств и качеств предметов и веществ; самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, делает
выводы, используя наблюдения, эксперименты, готовые и изготовленные самостоятельно модели; выявляет причины происходящих изменений; сравнивает и подробно описывает знакомые объекты природы, предметов, а также людей; сравнивает объекты одного рода, но разного вида, обобщает в виде вывода результаты сравнения: чем отличаются, чем похожи и почему; составляет памятки по использованию объектов; описывает объекты, используя образные слова и выражения; составляет и использует карты - модели для описания объектов, памятки по их использованию; классифицирует объекты по общим качествам, свойствам, назначению, а также по характерным деталям; объединяет одни и те же объекты по разным признакам: по назначению, происхождению, форме, величине и пр.; моделирует общие и индивидуальные признаки явлений и объектов, обобщая их в понятия; объясняет взаимосвязи.
Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. При необходимости преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь взрослого; с помощью взрослого использует новые способы работы со знакомыми материалами и применяет усвоенные способы в разных видах деятельности; соединяет в одной работе разные материалы. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных взрослым; в отношении собственной деятельности испытывает затруднения в применении знаний и способов деятельности.
Замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения наблюдаются нечасто, как правило, прибегает к помощи взрослого; самостоятельно использует отдельные обследовательские действия для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач; с помощью глазомера выделяет величину, форму предметов, их частей и деталей, но использует и более простые действия - наложение, приложения, пробы; затрудняется в объяснении назначения малознакомых и незнакомых предметов, зависимости свойств и качеств предметов от их функций и особенностей использования; с помощью взрослого ориентируется на назначения предметов, их свойства, качества разновидностей материалов, на существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, технологические цепочки создания некоторых предметов и исторические цепочки происхождения предметов; сам может ставить познавательные или личностные задачи, но не организует сам процесс их решения, затрудняется в выводах; самостоятельно устанавливает некоторые простые причинно-следственные связи; сравнивает и кратко описывает знакомые объекты природы, предметы, а также людей; сравнивает объекты одного рода, но разного вида, обобщает в виде вывода результаты сравнения: чем отличаются, чем похожи; с помощью взрослого составляет памятки по использованию объектов, а также составляет и использует карты - модели для описания объектов; классифицирует объекты по общим качествам, свойствам, назначению; объединяет одни и те же объекты по разным признакам: по назначению, происхождению, форме, величине и пр.; с помощью взрослого моделирует общие и индивидуальные признаки явлений и объектов, обобщая их в понятия; затрудняется в объяснении взаимосвязей.
Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации; в совместной со взрослым деятельности в сочетании применяет усвоенные способы. Самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) применяет с помощью взрослого.
С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь взрослого в разрешении проблем принимает не всегда; с помощью взрослого составляет и использует простые модели; по вопросам взрослого наблюдает и рассказывает об увиденном; сам не ставит познавательные или личностные задачи; существенно затрудняется в выводах и объяснении связей, зависимостей; классифицирует знакомые предметы по одному-двум признакам, сравнивает объекты, выделяя небольшое количество отличий, активнее используя указательный жест и указательные слова, чем слова-характеристики.
С желанием принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, в речи отражает эмоции, возникающие в процессе экспериментирования, иногда задает уточняющие вопросы, само экспериментирование не организует.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс. Не применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), помощь взрослого существенно на данный процесс не влияет.
Не чувствителен к противоречиям, не принимает помощи взрослого в их разрешении; даже с помощью взрослого затрудняется в составлении и использовании простых моделей; по вопросам взрослого наблюдает и кратко отражает в речи увиденное; сам не ставит познавательные или личностные задачи; существенно затрудняется в выводах и объяснении связей, зависимостей; классифицирует знакомые предметы по одному-двум признакам, сравнивает объекты, выделяя небольшое количество отличий, активнее используя указательный жест и указательные слова, чем слова-характеристики.
Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, познавательных чувств в процессе экспериментирования, организованного взрослым; не инициирует экспериментирование.