Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.

Индивидуализация образования.

Оптимизация работы с группой детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

1.Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственнный харак­тер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внима­тельно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суж­дений.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются с уточняющими вопросами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житей­ские представления.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно-ориентированные, утилитарные интересы (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд). Задает вопро­сы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не прояв­лять интерес к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Интересы неоформлены, недиф-ференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается. Задает вопросы редко; в вопросах отражает то, что вос­принимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим отве­том; может не соглашаться с ответом, противореча очевидным фактам.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Преобразует способы реше­ния задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное эксперимен­тирование; использует новые способы работы со знакомыми материалами; творчески применяет усвоенные способы в разных видах деятельности; оригинально соединяет в одной работе разные материалы. Систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельно­сти для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком.

Замечает несоответствия, противоречия в окружающей действительности и пытается само­стоятельно их разрешить, в исключительных случаях прибегает к помощи взрослого, например, при недостатке информации; самостоятельно использует систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач; с помощью глазомера вы­деляет величину, форму предметов, их частей и деталей; объясняет назначение малознакомых и незнакомых предметов: барометр, зависимость свойств и качеств предметов от их функций и особенностей использования, ориентируется на назначение предметов, свойства, качества раз­новидностей материалов, на существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, технологические цепочки создания некоторых предметов и исторические цепочки происхожде­ния предметов; сам ставит познавательные или личностные задачи, организовывает элементар­ные эксперименты, делает выводы; выделяет в процессе наблюдения, рассматривания несколько свойств и качеств предмета, проводит элементарные эксперименты по выявлению свойств и ка­честв предметов и веществ; самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, делает

выводы, используя наблюдения, эксперименты, готовые и изготовленные самостоятельно моде­ли; выявляет причины происходящих изменений; сравнивает и подробно описывает знакомые объекты природы, предметов, а также людей; сравнивает объекты одного рода, но разного вида, обобщает в виде вывода результаты сравнения: чем отличаются, чем похожи и почему; составляет памятки по использованию объектов; описывает объекты, используя образные слова и выраже­ния; составляет и использует карты - модели для описания объектов, памятки по их использованию; классифицирует объекты по общим качествам, свойствам, назначению, а также по характерным деталям; объединяет одни и те же объекты по разным признакам: по назначению, происхожде­нию, форме, величине и пр.; моделирует общие и индивидуальные признаки явлений и объектов, обобщая их в понятия; объясняет взаимосвязи.

Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познаватель­ные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. При необходимости преобра­зует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь взрослого; с помощью взрослого использует новые способы работы со знакомыми материалами и применяет усвоенные способы в разных видах деятельности; соединяет в одной работе разные материалы. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных взрослым; в отношении собственной деятельно­сти испытывает затруднения в применении знаний и способов деятельности.

Замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попыт­ки их самостоятельного разрешения наблюдаются нечасто, как правило, прибегает к помощи взрослого; самостоятельно использует отдельные обследовательские действия для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач; с помощью глазомера выделяет величи­ну, форму предметов, их частей и деталей, но использует и более простые действия - наложение, приложения, пробы; затрудняется в объяснении назначения малознакомых и незнакомых пред­метов, зависимости свойств и качеств предметов от их функций и особенностей использования; с помощью взрослого ориентируется на назначения предметов, их свойства, качества разновид­ностей материалов, на существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, техноло­гические цепочки создания некоторых предметов и исторические цепочки происхождения пред­метов; сам может ставить познавательные или личностные задачи, но не организует сам процесс их решения, затрудняется в выводах; самостоятельно устанавливает некоторые простые причин­но-следственные связи; сравнивает и кратко описывает знакомые объекты природы, предметы, а также людей; сравнивает объекты одного рода, но разного вида, обобщает в виде вывода ре­зультаты сравнения: чем отличаются, чем похожи; с помощью взрослого составляет памятки по использованию объектов, а также составляет и использует карты - модели для описания объ­ектов; классифицирует объекты по общим качествам, свойствам, назначению; объединяет одни и те же объекты по разным признакам: по назначению, происхождению, форме, величине и пр.; с помощью взрослого моделирует общие и индивидуальные признаки явлений и объектов, обобщая их в понятия; затрудняется в объяснении взаимосвязей.

Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и ре­зультат экспериментирования, задает вопросы.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации; в совмест­ной со взрослым деятельности в сочетании применяет усвоенные способы. Самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) применяет с по­мощью взрослого.

С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей дей­ствительности, попытки их самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь взрослого в разрешении проблем принимает не всегда; с помощью взросло­го составляет и использует простые модели; по вопросам взрослого наблюдает и рассказывает об увиденном; сам не ставит познавательные или личностные задачи; существенно затрудняется в выводах и объяснении связей, зависимостей; классифицирует знакомые предметы по одному-двум признакам, сравнивает объекты, выделяя небольшое количество отличий, активнее исполь­зуя указательный жест и указательные слова, чем слова-характеристики.

С желанием принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, в речи отражает эмоции, возникающие в процессе экспериментирования, иногда задает уточняющие вопросы, само экспериментирование не организует.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не преобразует способы ре­шения задач (проблем) в зависимости от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс. Не применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), помощь взрослого существенно на данный процесс не влияет.

Не чувствителен к противоречиям, не принимает помощи взрослого в их разрешении; даже с помощью взрослого затрудняется в составлении и использовании простых моделей; по вопро­сам взрослого наблюдает и кратко отражает в речи увиденное; сам не ставит познавательные или личностные задачи; существенно затрудняется в выводах и объяснении связей, зависимостей; классифицирует знакомые предметы по одному-двум признакам, сравнивает объекты, выделяя небольшое количество отличий, активнее используя указательный жест и указательные слова, чем слова-характеристики.

Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, позна­вательных чувств в процессе экспериментирования, организованного взрослым; не инициирует экспериментирование.

Наши рекомендации