Основные положения Руководства по метрологическому обеспечению МЧС РФ
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой физики и теплотехники
профессор, доктор педагогических наук
_____________________Л.В. Медведева
«_____» _____________ 2012 года
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине ”Метрология, стандартизация и сертификация ”
для обучающихся по специальностям 031003.65 – Судебная экспертиза
Раздел № I “Метрология”
Тема № 2 - «Система эксплуатации и ремонта измерительной техники»
Тема занятия «Оформление документов по итогам проведения метрологического надзора»
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол № ___ от «___» ___________ 2012 г.
Санкт-Петербург
I Учебные цели:
1.Изучение положений Руководства по метрологическому обеспечению МЧС РФ для решения практических задач по эксплуатации и ремонту средств измерений.
2. Приобретение практических навыков в разработке материалов в итоговый документ по результатам проведения метрологического контроля.
II Воспитательные цели:
Прививать чувство ответственности за объективность и юридическую обоснованность результатов метрологического надзора на основе применения нормативных правовых документов и научных методов работы.
III. Расчет учебного времени
Содержание занятия | Время, мин |
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: | |
1. Основные положения Руководства по метрологическому обеспечению МЧС РФ | |
2.Разработка материалов в акт по результатам метрологического контроля эксплуатации средств измерений | |
3. Обсуждение разработанных материалов по результатам метрологического контроля эксплуатации средств измерений | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов
Для подготовки к практическому занятию
Основная литература:
1. А.Г. Сергеев, В.В Терегеря. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник. – М.: ИД «Юрайт» : 2010 г.
Дополнительная литература:
1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник . – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. (стр. 473-480).
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
2. Закон Российской Федерации от 22 июня 2008 г. № 102 «Об обеспечении единства измерений».
3.Руководство по метрологическому обеспечению МЧС России (объявлено приказом министра от 13.01.97 № 16).
V. Учебно-материальное обеспечение:
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.
2. Демонстрационные слайды.
VI. Методические рекомендации преподавателю по подготовке
И проведению практического занятия
При подготовке к занятию преподаватель обязан изучить учебные вопросы, структуру и содержание практического занятия, ознакомиться с литературой и методическими рекомендациями, уточнить количество и готовность рабочих мест для проведения практического занятия. По завершении личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения практического занятия с указанием времени, отводимого на отработку учебных вопросов.
Занятие проводится двумя преподавателями. Каждый из преподавателей контролирует работу обучающихся своей подгруппы, оказывает им методическую помощь, задавая контрольные вопросы по изучаемому материалу, и отвечает на возникающие вопросы, задает наводящие вопросы, заставляющие обучаемых обратить внимание на те или иные упущения, недостатки, ошибки и т.д. На основании проведенного опроса и контроля работы преподаватель оценивает их знания и умения.
Во вступительной части занятия объявляется тема, учебные цели и вопросы практического занятия, последовательность их отработки, ориентировочное время выполнения задания, проводится краткий опрос по теме практического занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основные положения Руководства по метрологическому обеспечению МЧС РФ
При отработке первого учебного вопроса обучающимся ставится задача на самостоятельное изучение (с конспектированием) основных положений Руководства по метрологическому обеспечению МЧС РФ:
требования к порядку проведения проверок, содержанию и оформлению документов по итогам проведения метрологического надзора (Раздел I – Общие положения п.п.26,27);
организация эксплуатации средств измерений по этапам их жизненного цикла (Раздел II – Эксплуатация средств измерений). Руководством (ст.38) основным признан этап эксплуатации (подготовка СИ к применению и использование по назначению), в течение которого СИ используется для проведения измерений параметров и характеристик объекта (объектов) измерений. Остальные этапы (хранение, транспортирование и утилизация) являются вспомогательными этапами эксплуатации СИ, обеспечивающими их использование по назначению.
Мероприятия по техническому обслуживанию, поверке и ремонту СИ составляют основу технической эксплуатации СИ.
Техническая эксплуатация направлена на поддержание и восстановление исправности (работоспособности) СИ, повышение их готовности к проведению измерений с нормированной точностью, восстановление их ресурса и продление срока службы (приложение №1 – график поверки средств измерений).
Техническое обслуживание (ТО) - комплекс мероприятий организационного и технического характера по поддержанию СИ в исправном состоянии в процессе их использования по назначению, хранения и транспортирования (Руководство, ст.ст.116-121).
Комплексное техническое обслуживание пожарной техники проводится на ПТЦ ГПС МЧС РФ (пример планов проведения ТО-1 и ТО-2 в СПБ гарнизоне - электронная версия хранится на кафедре).
Ремонт - комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности и восстановлению ресурса СИ или его составных частей (Руководство, ст.ст.101-115).
Планирование и проведение мероприятий технической эксплуатации СИ осуществляется на данных об их техническом состоянии (записи в формулярах и паспортах, графики поверок и технических обслуживаний), основными показателями которого являются:
остаток ресурса (срока службы) и категория (Руководство, ст.ст.48-50);
наличие и состояние оттисков поверительных клейм и (или) документов, удостоверяющих факт поверки и срок их действия;
время до очередной поверки (Приложение 1- График поверки средств измерений);
правильность функционирования: наличие повреждений и отказов как явных, так и зафиксированных в документах;
проведение проверок состояния метрологического обеспечения в МЧС РФ (Инструкция, приложение №1 к Руководству), обратив внимание на следующие действия проверяющего:
а) предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки, выданное соответствующим органом Государственной метрологической службы;
б) знакомит руководителя предприятия с целями и задачами проверки;
в) уточняет перечень средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и соответствующих им аттестованных методик выполнения измерений и другие данные, относящиеся к проверке;
г) распределяет работу между участниками проверки;
д) привлекает персонал предприятия к подготовке материалов, необходимых для проведения проверки.
Руководитель проверки вправе требовать от проверяемых представления документов и материалов, различного рода справок, привлечения специалистов для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и ответственных лиц предприятия с правом подписания протоколов измерений, испытаний, анализов, справок и т.д.
Участники проверки до ее начала:
а) определяют конкретные объекты, подлежащие проверке;
б) знакомятся с мерами, принятыми предприятием по результатам предыдущих проверок;
в) выявляют наличие рекламаций на продукцию, поставляемую по контрактам для государственных нужд или подлежащую обязательной сертификации, а также рекламаций на продукцию, показатели качества которой должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов;
г) знакомятся с протоколами и результатами метрологического контроля и надзора, осуществляемого службами предприятия.
При осуществлении государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, государственные инспекторы проверяют:
- наличие и полноту перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;
- правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки средств измерений в соответствии с нормативной документацией;
- наличие документа, подтверждающего право проведения поверки средств измерений силами метрологической службы данного юридического лица;
- соответствие состояния средств измерений и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям (рекомендуется оценивать с помощью контрольных карт):
- наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений, основанных на средствах измерений, подлежащих поверке;
- наличие сертификата об утверждении типа средств измерений:
- соответствие средств измерений утвержденному типу;
- наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, в качестве поверителей, органами Государственной метрологической службы;
- наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке средства измерений, а также установление межповерочного интервала;
Проверка соблюдения метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может быть полной, при которой надзору подвергаются все средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соответствующие методики выполнения измерений и иные метрологические правила и нормы, относящиеся к деятельности проверяемого предприятия, и выборочной.
При обнаружении нарушений все результаты проверки оформляются протоколами, содержащими исчерпывающую информацию о характере нарушений.
При выявлении нарушений государственный инспектор имеет право:
- запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
- гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;
- при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;
- представлять предложения по аннулированию лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
- давать обязательные Предписания и устанавливать сроки устранения нарушения метрологических правил и норм;
- составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм для представления в соответствующие органы для наложения взысканий.
Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную, либо гражданско-правовую ответственность.